Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2003

РАБОЧИЙ СТОЛ

 

Растения-математики

Программа детского сада предполагает развитие у детей первоначальных математических представлений в ходе специальных занятий. Но развивать у детей представления о признаках и свойствах предметов, навыки счета и представления о числах и числительных можно практически во всех ситуациях повседневной жизни.

Вот дети играют с песком — лепят куличики. Предоставьте в их распоряжение емкости различной геометрической формы и различного размера и попросите испечь для большого игрушечного медведя самый большой пирог с верхом в виде квадрата, а для кукол — маленькие пирожные с кругом наверху.

Зимой в роли дидактического пособия прекрасно выступает верхняя одежда: по длине и ширине можно сравнивать между собой шарфы, по высоте — детские сапожки; можно пересчитывать парами варежки и носки, считать пуговицы на шубах и сравнивать по цвету шапки и рейтузы.

Осенью счетный материал пополняется за счет опавших листьев, шишек, каштанов и раковин. Листья, например, можно пересчитывать, сортировать по форме, раскладывать в ряд от меньшего к большему и наоборот.

Множество возможностей для развития математических представлений обнаруживается при знакомстве детей с комнатными растениями.

Например, дети младшей группы познакомились с бальзамином. Педагог предлагает малышам пересчитать его веточки. С этим заданием они скорее всего справятся. А возможно ли пересчитать листья бальзамина? Это трудно. Листьев очень много. И если их не обрывать или не метить, со счета обязательно собьешься. Поэтому придется ограничиться утверждением, что у бальзамина много листьев. Какую геометрическую форму больше всего напоминает лист бальзамина: круг, квадрат, треугольник или овал? Можно по очереди приложить картонные формы к листочку и сделать вывод: форма листа бальзамина ближе всего к овалу. А какой величины этот лист — крупный или мелкий?

Далее педагог может предложить детям описать лист бальзамина с использованием опорной модели.

Чтобы закрепить навыки сравнения предметов по величине, можно использовать ситуацию «Спор растений».

Педагог говорит детям: «Бальзамин недавно похвастался мне, что он самый высокий среди растений, рядом с которыми растет. Как узнать, прав он или нет?»

Дети сравнивают бальзамин с фиалкой и с геранью и вместе с воспитателем делают вывод: «Фиалка действительно ниже бальзамина. А вот герань — выше. Герань — самое высокое растение среди других на окошке. Поэтому бальзамин хвастался напрасно. Он средней величины». Можно предложить детям расположить растения по высоте слева направо.

Во время поливки дети считают, сколько растений они уже полили, а сколько еще осталось полить.

Детям средней группы под силу сравнивать между собой листья двух растений и давать им характеристики. К примеру, это могут быть листья бальзамина и герани. Герань и бальзамин — цветущие растения. Если они цветут одновременно, этой ситуацией можно воспользоваться для сравнения их цветков: какого они цвета, много их или мало на каждом из растений, сколько лепестков у каждого цветка?

В старшей группе сравнительная характеристика еще больше усложняется. Здесь используются такие параметры, как толщина и плотность листьев, особенность их поверхности. А при поливке выводится зависимость количества влаги, необходимой растению, от величины горшка: большему кому земли, чтобы напитаться влагой, нужно большее количество воды.

Все перечисленные упражнения могут использоваться как на занятиях, так и в бытовых ситуациях, при индивидуальной или групповой ситуации общения педагога и детей.

И здесь растения становятся настоящими помощниками воспитателя в решении задачи развития математических представлений у малышей.

Лира БЕСАЕВА,
воспитатель детского сада «Филиппок»,
г. Сургут

 

Рейтинг@Mail.ru