Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2003

МАСТЕРСКАЯ

«Дерево в горшочке» — «японский» сувенир

Обращение к культуре Японии в рамках экологического образования не случайно. Япония — страна островная. К тому же значительную ее часть занимают горы, где часто случаются землетрясения. Поэтому японцы к каждому кусочку земли относятся с невероятной бережностью — как к величайшей ценности.
Искусство выращивания миниатюрных растений — так называемых бонсаи, — появившееся в Японии более тысячи лет назад, стало там невероятно популярным. Растущие в маленьких горшочках крохотные, но взрослые деревца казались японцам прелестными и благодаря своим размерам позволяли разбивать целые «сады» на таких участках земли, где с трудом поместилось бы одно обычное дерево.
Однако техника выращивания бонсаи — как садовых, так и комнатных — невероятно сложна, требует много сил, времени и денег. Сами японцы сравнивают выращивание миниатюрного деревца с воспитанием ребенка: и в том, и в другом случае результаты своего труда можно увидеть только по прошествии нескольких лет.
Галина АЛЕХИНА, педагог Центра детского творчества г. Усмани Липецкой области, предлагает знакомить детей с искусством бонсаи через изготовление сувенира «Дерево в горшочке».

Для изготовления такого сувенира понадобятся: глиняный горшочек; веточка, которой надлежит заменить собой растение-бонсаи; глина, готовая к употреблению; камешки, мох, сухоцветы; а также инструменты — ножницы, клей, кисточка.

Работа по изготовлению «Дерева в горшочке» складывается из трех этапов.

Первый этап — подготовительный

На этом этапе детей знакомят с искусством Японии и с искусством бонсаи. Педагог обсуждает с детьми технику изготовления сувенира. Намечается план работы.

Второй этап

Со второго этапа начинается практическая работа.
Дети лепят глиняные горшочки и подготавливают для них ветки. После того как горшочки просохнут, их покрывают лаком.

Третий этап. Создание бонсаи

Внутренние стенки горшочка смазываются клеем. Ветка помещается в горшочек и фиксируется с помощью глины. Когда глина чуть подсохнет, деревцу «создают» крону. Затем оформляют горшочек: смазывают поверхность глины клеем и выкладывают мхом и камешками.

Такой сувенир станет прекрасным подарком к любому празднику.
Галина Алехина считает, что работа над «Деревом в горшочке» может быть организована по принципу группового проекта, когда более старшие по возрасту дети (школьники) работают в паре или тройке с малышами и руководят технологическим процессом. В этом случае работа над бонсаи может выступать для старших как реализация персонального проекта.
Выбор партнеров из малышей может происходить по предложению педагога (с учетом психологической совместимости и личностных особенностей детей) или с помощью жеребьевки.
Малыши складывают кружочки со своими именами в «банк», а старшие по очереди вытягивают кружочки и читают имена, которые на них написаны.

Экологический словарь

Слово «бонсаи» переводится как «растение на подносе».
Бонсаи не являются карликовыми деревьями. Это обычные растения, но в их выращивании применяется особая техника подрезания ветвей и корней. Изначально бонсаи выращивались как уличные растения.
Идея выращивания комнатных бонсаи появилась совсем недавно — и не в Японии, а в Германии. Такие бонсаи могут считаться настоящими комнатными растениями, но летом должны содержаться на открытом воздухе.

По материалам книги Д.Г. Хессайона «Все о комнатных растениях»
(М.: Кладезь, 1996).

 

Рейтинг@Mail.ru