Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2003

ГОРИЗОНТСКИЕ ОСТРОВА

Помочь цветам проявить себя

Искусство составления цветочных композиций — икебана — пришло к нам из Японии. Дословный перевод слова «икебана» — «помочь цветам проявить себя». Возникло это искусство в глубокой древности. Букет из цветов, веток и трав был жертвенным подношением Будде и имел глубокое символическое значение. Все элементы букета располагались на трех уровнях. Первый уровень — Син — обозначался самой высокой веткой или цветком и символизировал Небо. Второй уровень — Соэ — был символом Человека. Третий, самый низкий, уровень символизировал Землю и назывался Хикаэ. Кроме трех основных элементов, в букетах использовались «помощники» — цветы и травы, функция которых заключалась в усилении «звучания» основных элементов.
Как в России каждая девушка должна была научиться вышивать, так каждая японская девушка перед замужеством должна была овладеть искусством составления цветочных композиций. Это было необходимо для отправления религиозных ритуалов и выполнения функции хранительницы очага.
Сегодня икебана уже не является исключительно религиозным занятием. Ей посвящают время и отдают силы фитодизайнеры в разных концах мира. Однако каждый раз, когда художник берется за составление букета по законам икебаны, невозможно избежать чувства, что начинается священнодействие.

Прекрасное — в каждой травинке

Составление композиций из сухоцветов
Занятие для детей от пяти лет

Словарная работа: знакомство с новым словом «аранжировщик»; активизация слов «букет», «композиция».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, композиций из
сухоцветов, живых цветов; беседа об искусстве составления букетов.

Оборудование: Слайды, сухоцветы, вазы, подставки для цветов, аранжировочный материал (листья папоротника, аспарагуса, сансевьеры и др.); ножницы; пластилин для крепления цветов и трав.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Занятие начинается с беседы, которая сопровождается показом слайдов. Первый слайд — с изображением зимнего пейзажа.

Воспитатель:

Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом?
Бьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?

Дети: Зима.

Воспитатель: Верно, зима. Каждое время года в природе прекрасно по-своему, каждое неповторимо. Вместе с зимой приходят в лес покой и тишина. Природа словно уснула, отдыхает, ждет весеннего тепла. А мороз старается, украшает лес своими нарядами, заботливо укутывает деревья и кусты, чтобы не замерзли они в студеные зимние ночи.
Ребята, с чем можно сравнить зимний наряд леса? (Ответы детей.) Мягким, пушистым одеялом укрылся лес, деревья надели теплые снежные шапки. Тихо и спокойно в лесу.
Но пригреет солнышко, зажурчат весенние ручьи, защебечут птицы, и наденет лес новый наряд. Сменит белое покрывало на разноцветный, пестрый ковер из цветов и трав. (Слайд с изображением весеннего пейзажа.) Проснется и зажурчит, заговорит лесной ручей. Зашелестят листья на деревьях. С чем можно сравнить шелест листьев? (Ответы детей.)
Летний лес природа расписывает густыми, сочными красками. (Слайд с изображением летнего пейзажа.) А осенью в золотые платья одеваются березы, блестят, переливаются на солнце багровые листья кленов. (Слайд с изображением осеннего пейзажа.) Щедр осенний лес на подарки, прячутся в траве грибы, цветут цветы. Но не каждому лес раскроет свои тайны, не каждого одарит своими богатствами. Как вы считаете, кому лес дарит свои чудеса? (Ответы детей.)
Только внимательному человеку, чуткому к красоте. Только тому, кто умеет видеть прекрасное в каждой веточке, в каждой травиночке. И не только видеть, но и сохранить память об этой красоте в создании рук своих.
Если вы хотите, чтобы ваш дом был уютным и красивым, украсьте его композициями из цветов и трав. Составление композиций из сухоцветов и живых цветов — это целое искусство. Человек, который владеет искусством составления таких композиций, называется «аранжировщиком». Это интересная и сложная профессия.
Давайте внимательно рассмотрим фотографии с изображением цветочных композиций. (Дети вместе с педагогом рассматривают фотографии, подбирают к ним вы-
разительные слова-определения, придумывают названия для букетов.)

Сегодня мы с вами тоже будем аранжировщиками — попробуем составить композиции из сухих травок и цветов. Но, прежде чем приступить к этой работе, нужно вспомнить правила составления композиций.
Дети вспоминают уже известные им правила: стебли растений должны быть разной длины и располагаться под углом друг к другу. Каждый цветок должен быть виден. В центре композиции должны быть яркие цветы, они делают композицию живой и выразительной.
А вот эти растения помогут нам оживить композицию. Может, кто-нибудь знает, как они называются? (Дети или педагог показывают и называют ветки папоротника, аспарагуса, сансевьеры и др.) Какие вазы используют для составления композиции? (Неяркие; для растений с короткими стеблями — низкие и широкие; для растений с длинными стеблями — высокие.)
Как можно закрепить растения в вазе? (С помощью пластилина, мотка проволоки, специальных наколок, специальных ваз.)
Перед занятием я составила вот эти композиции. Рассмотрите их: из чего они составлены? (Одна композиция включает осенние «элементы» — колосья, кленовые листья. Другая — с яркими сухими цветами, ленточками.) Эту композицию я назвала «Осенняя мелодия» (показывает на композицию с колосьями). А эту как бы вы назвали? Как вы считаете, можно ли считать ее праздничной композицией?
Впереди много весенних праздников.
Каждый из вас сможет сделать такой подарок своим близким и знакомым: они будут очень рады.
На столах приготовлен материал для ваших работ. Подумайте, из каких растений вы составите свою композицию и как ее назовете?

Дети выбирают материал и вазу, занимают свое рабочее место и приступают к работе. Для того чтобы создать «творческое настроение», можно включить для «аранжировщиков» музыку.
В процессе работы воспитатель консультирует детей, помогает советом, иногда — техническим решением. Готовые работы выставляют на столах. По желанию детей проводится «презентация» композиций: «мастера» рассказывают, из чего составлена композиция, как она называется, какое настроение они хотели передать. Выслушать можно 3—4 детей. Рассказы остальных записываются на карточки после занятия и помещаются на выставке для родителей.

Педагоги прогимназии № 226,
г. Ижевск

 

Рейтинг@Mail.ru