Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2003

ГОРИЗОНТСКИЕ ОСТРОВА

Материалы и оборудование: цветочные композиции в технике японской икебаны, образец сада камней, тексты японских хайку, ветки цветущей вишни, палочки с запахами или пузырьки из-под цветочных духов, бумажные лепестки цветов.

Словарь новых слов: сакура, икебана, амадинки, хайку.

Предварительная работа: знакомство с культурой японского народа — слушание сказок и преданий, рисование пейзажей и цветов, изготовление бумажных фонариков, роспись кимоно для куклы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:

В Страну восходящего солнца,
Загадочный, сказочный край
Я вам приоткрою оконце.
Названье его угадай!
Кто знает, что это за Страна восходящего солнца?

Дети: Япония!

Воспитатель: Правильно, Япония. Мы с вами читали японские сказки и рассматривали альбомы с видами японских городов, рисовали любимые цветы японского народа и складывали фигурки оригами, мастерили бумажные фонарики и расписывали национальную японскую одежду — кимоно.
Сегодня нам предстоит еще одно путешествие в Японию.
Оглянитесь: мы с вами находимся в нашем зимнем саду. Похож он на настоящий сад?

Дети: Да, здесь много разных растений.

Воспитатель: Но ведь чем-то он и отличается от обычного сада — например, на ваших дачных участках или у бабушки в деревне?

Дети: В зимнем саду нельзя вволю побегать. Зимний сад не приносит урожай яблок или слив. Здесь растут растения, родина которых — дальние теплые страны.

Воспитатель: Все это так. Богатого урожая фруктов в нашем саду не соберешь. Ягод здесь тоже нет. Пчелы и бабочки здесь не летают. И все-таки мы любим свой зимний сад и часто сюда приходим. Почему?

Дети: Он радует нас своей зеленью, цветами, своей красотой.

Воспитатель: Правильно, мы приходим сюда любоваться красотой природы. Взгляните-ка: за окном еще лежит снег, а в нашем саду расцвели первые весенние цветы. Давайте полюбуемся вон теми маленькими веселыми лужайками. Клубеньки первоцветов, расцветающих там, были привезены из настоящего леса. Нарядные цветы приподняли над травой свои головки, словно хотят получше рассмотреть праздник весны, в котором они принимают участие. А еще у них чудесный нежный запах. Многие цветы замечательно пахнут. Давайте поиграем с вами в игру «Что подскажет запах?».

Игра «Что подскажет запах?»

На «полянке» зимнего сада — корзинка с пузырьками. Этикетки на пузырьках отсутствуют. Нескольким детям (3—4 человека) предлагается понюхать пузырьки и выбрать тот, чей запах понравился ребенку больше всего. На основе этого запаха ребенку предлагается нарисовать зрительный образ: «Как может выглядеть цветок, обладающий таким запахом?» Педагог подчеркивает, что каждый — даже самый скромный — цветок обладает своей удивительной красотой.

Воспитатель:

Знаете, красота и есть то, что роднит наш зимний сад с маленьким японским садиком. Ведь главное назначение японского садика — предоставить своим хозяевам возможность любоваться растениями. В нашем саду есть растения, родина которых — Япония. Вот раскидистая пальма с листьями, похожими на раскрытый веер. Вон там — большие блестящие листья монстеры. А это — темные, жесткие листья благородного лавра. В Японии эти растения растут в дикой природе. В Японии много удивительных праздников, посвященных любованию природой. Они так и называются: «Праздник любования полной луной», «Праздник лошадей», «Праздник свежевыпавшего снега», «Праздник осенних листьев клена». Японцы, словно волшебники, привыкли видеть прекрасное в самых простых вещах — в изогнутой ветке, в старом камне, в крыле бабочки. Но самый любимый в Японии праздник — Праздник цветения вишни, или, как называют вишню японцы, сакуры. (Педагог показывает детям ветку цветущей вишни.) Посмотрите на эти ветки цветущей вишни. Вроде бы ничего особенного: есть цветы и ярче, и красивее, и душистее. Но вишня цветет необычным образом. Стояло себе голое деревце. И вдруг, словно в сказке, буквально в один день, все оно покрывается цветами — белыми или розовыми, воздушными, будто бы не знающими увядания. От малейшего дуновения ветра, весело кружась, летят к земле свежие вишневые лепестки и устилают землю теплым, легким и ароматным «снегом». Приедете с родителями на дачу, полюбуетесь красотой цветущих весенних деревьев, расскажите маме, папе, бабушке о японском празднике весны — сакуры.

Игра «Летите, лепесточки»

Воспитатель берет лепесточки цветов из тонкой бумаги, подбрасывает вверх, показывает, как красиво падают легкие, прозрачные лепестки. То же самое повторяют дети.

Воспитатель: Японцы — удивительный народ. Они даже букету срезанных цветов могут придать особое настроение — веселое, грустное, смешное, задумчивое. Составление букетов в Японии считается особым искусством и называется «икебана». Взгляните на эти букеты. Вот этот рассказывает о вечной любви юноши к прекрасной девушке. Главные его элементы — ветка вечнозеленой сосны и алый бутон тюльпана. А этот букет скорее печальный, составлен из сухоцветов. В нем нет ярких красок. Называется он «Сумерки ноября».
А этот букет — «Яркость и блеск» — наши воспитатели сделали в честь сегодняшнего праздника. Какой он, этот букет, на ваш взгляд?

Дети описывают букет и соответствующее ему настроение.

Воспитатель: А теперь прислушайтесь: чьи звонкие голоса раздаются в нашем саду?

Дети: Это поют птицы.

Воспитатель: В каждом японском саду обязательно поют птицы. И у нас они тоже есть, да еще и самые настоящие японские птички. Как они называются, может, кто-нибудь вспомнит?

Дети: Амадинки.

Воспитатель: Опишите амадинок. Какие они?

Дети: Они маленькие. У них яркое оперение. Амадинки очень подвижные и очень веселые.

Воспитатель: Песенки амадинок очень звонкие, не похожие на обычные трели. Послушаем их еще немного.

Минутка тишины.

Воспитатель: Мы с вами любовались цветами и птицами. А как вы думаете, бывают ли красивые камни? Я вам сейчас раздам по маленькому камушку. Рассмотрите его внимательно. Можно ли сказать, что эти камни красивые?

Дети: Да.

Педагог предлагает некоторым детям описать свои камушки — нарисовать их словесный «портрет» — и ответить на вопрос: «Какое настроение навевает их рассматривание?».

Воспитатель: Вот и японцы считают, что красота может скрываться даже в камне. В Японии даже выкладывают из камней сады. Только камни для таких садов берут большие, чтобы можно было издали ими любоваться. Они так и называются — «сады камней». В уголке нашего зимнего сада тоже устроен маленький сад камней.
Как он выглядит?

Дети описывают сад камней в детском саду.

Воспитатель: Вот и заканчивается наше небольшое путешествие по Японии. Начали мы его стихами и закончим тоже стихами, да не простыми, а японскими трехстишиями, которые называются «хайку». Главное в этом стихотворении — передать ощущение времени года, заметив в нем что-нибудь особенное. Вот, например, хайку о лете:

Торговец веерами
Принес вязанку ветра —
Ну и жара!

А это хайку — об осени:
Гляжу — опавший лист
Опять взлетел на ветру.
То бабочка была...

Знаете, почему я сейчас вспоминала о лете и об осени? Потому что при взгляде на цветущую ветку вишни — ветку сакуры мне вдруг взгрустнулось: облетят ее лепестки, и наш маленький сад словно опустеет. Как вы думаете, можно ли продлить эту радость, этот праздник любования цветами?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Открою вам последний свой секрет — нужно посадить в горшочки семена или луковички летних и осенних цветов. Я предлагаю вам посадить сегодня самые любимые летние цветы японцев — ирисы. Каждый посадит цветок в свой горшочек. Только не забывайте потом за ним ухаживать — поливать, рыхлить. А когда цветки поднимутся и окрепнут, мы отнесем их в подарок нашему зимнему саду.

Педагоги д/с «Жар-птица»,
г. Новокуйбышевск Самарской обл.

 

Рейтинг@Mail.ru