Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №12/2003

ДЕТСКИЙ МИР

Преобразить, а не отразить

«...Откройте в школах пути к творчеству, к великому искусству. Замените пошлость и уныние радостью и прозрением. Развивайте инстинкт творчества с малых лет ребенка. Уберегите от гримасы жизни. И дайте ему счастливую, смелую жизнь, полную деятельности и светлых достижений. Бичи человечества — пошлость, одиночество и тягость жизнью минуют молодую душу творящего. Откройте пути благославления».

Н.К. Рерих. «Пути благославления»

Убеждение, что дети — маленькие взрослые, привело к тому, что мы стали обучать их взрослой методике: от простого к сложному, от части к целому. В основе же специфически детского сознания лежит образ сложный, но цельный. Так уж устроен ребенок: он все познает в игре, через сознание второй реальности — текста, рисунка, скульптуры. Он постоянно изобретает, фантазирует. Каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своим сводом законов. Помочь детям в обретении самих себя в мире и мира в себе — наша основная взрослая задача. Рисунки, скульптуры, стихи, сказки — это продукты творчества, бесценные для исследователя. Нас же интересует сам процесс творчества.

Способность ребенка одушевлять своей фантазией неодушевленный мир как бы сама диктует педагогу метод обучения. С любыми предметами, случайно попавшими в поле зрения, можно играть до бесконечности. Одно превращается в другое. Теряя функциональность, предметы становятся волшебными. Крышка с бусинкой на ней — блюдечко с яблочком, покрутишь яблочко — и узнаешь, что делается на другом конце света. В этой игре ребенку открывается чудо — оказывается, все может быть всем, и что ни задумаешь, можно сделать: вылепить, нарисовать, скомбинировать из разных материалов, предметов, выгнуть из медной проволоки, фольги и т.д.

Занятия по развитию творческого воображения, нестандартного мышления освобождают детей от психической инерции, раскрепощают их, внушают им уверенность в своих силах. Вот бусинки — это глаза, а остальное вы долепите сами. Клочки газет — это книги, библиотека, можно слепить читающего человечка. Позу придумывает сам ребенок, он берет ее из своего жизненного опыта, как это делают папа, мама, он сам. Фантики от конфет, свернутые кулечком, — шапочки для гномов, клоунов. Пружинки — хвосты для поросят, мышек. Деталь будит воображение, снимает страх перед объемной работой. Это протянутая рука, ухватись за нее — и она поможет долепить недостающее. Хотя недостающее — все, ибо ничего, кроме этой волшебной детали, нет.

В детских садах на занятиях по лепке отдают предпочтение глине. Считается, что пластилин дробит форму. Но приглядимся, к чему тянутся дети — явно к целостности образа, а не формы. Цвет и форма для них нерасторжимы. Что невозможно выразить в пластике — дополняется цветом. Нетерпеливые дети уже в процессе лепки влепляют в глину цветные детали — бисер, пуговицы и др. Это потребность расцветить форму: ведь они видят мир цветным. Они хотят, чтобы было все как настоящее.

Принуждение — враг творчества. И поэтому несвоевременное обучение мастерству — серьезная преграда для развития этого качества. Осваивая приемы, ребенок теряет цельность восприятия. Предположим, он научится лепить близкое четвероногое животное, но при этом утратит главное — непосредственность собственного видения. При этом не освоит и формы. Как ребенку понять, что внутри всякой фигуры есть остов, скелет? У ребенка идет работа на выразительность образа, а не на собственную пластику. Чувственный опыт — это сокровище. Им наделены все, и наделены безвозмездно. Он определяет нашу судьбу. Вот почему лепка, выпекание куличей, копание в песочнице, осязание предметов органически необходимы детям. Нельзя лишать их возможности брать в руки или хотя бы трогать те вещи, к которым их влечет. Глубина — тайна, в нее хочется проникнуть. Поверхность чарует, заманивает. Предметы оживают под пальцами. Мало видеть вещь — ее надо осязать. Запрещая детям прикасаться к предметам, мы лишаем их полноты познания, вызываем тактильный голод, неудовлетворенность. Это может привести их впоследствии к неприятию ласки, к неумению проявлять нежность. Последствия строгих запретов бывают куда хуже разбитой чашки...

Наши темпы освоения нового несоизмеримо ниже детских. Почему мы теряем темп? Может быть, потому, что мы, взрослые, идем по пути накопления опыта, информации? Опыт, увы, — часто враг интуиции, он накапливается и становится стеной, мощным заслоном иррациональной природе постижения. Мы уже не прозреваем на каждом шагу, мы рассуждаем: почему это так, а то эдак? Ребенок тоже рассуждает. Но его мысли сущностны. Картина мира, выраженная в рисунке, обязательно заключает в себе главные атрибуты мироздания: солнце, небо, землю. Остальное — по индивидуальному выбору. Ребенок не боится банальности. Его нисколько не заботит, что на рисунках других детей тоже есть и солнце, и небо, потому что искусство здесь не цель, а средство освоения мира.

Мышление детей метафорично. По нестареющему определению М.В. Ломоносова, метафора — это «сближение далековатых идей». Дети без всякого напряжения сопрягают эти идеи. Именно поэтому они с раннего возраста обращены к искусству: сочиняют стихи, песни. Сочинительство — их стихия. В творческом акте рождаются образные модели существа жизни.

Как же нам, взрослым, организовать такую среду, где разовьются и воображение, и мышление, и умение воплощать свое творчество? Парадокс в том, что детям от нас почти ничего не нужно. Кроме позволения и поощрения творчества.

Маргарита ТРОФИМОВА,
методист по дошкольному воспитанию Городского центра развития образования,
г. Ярославль

 

Рейтинг@Mail.ru