Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №19/2003

РАБОЧИЙ СТОЛ

Л.П. ТАБУНОВА, А.И. ЕМЕЛЬЯНОВА, Т.Г. ХОМЯКОВА
(Научный руководитель — В.А. ГУРУЖАПОВ)

Страна Детства

Методическое пособие по организации социально-экономической игры в комплексе «начальная школа — детский сад»

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня детские сады вынуждены существовать в условиях суровой конкуренции на рынке образовательных услуг. Здесь действует общий принцип: дорогой товар стоит покупать, если он качественный, имеет многофункциональное назначение и рассчитан на длительное использование. В целом качество дошкольного образования вроде бы отвечает современным требованиям, за исключением «длительности использования». У детского сада нет собственных конечных образовательных целей, а значит, все то, что делают там дети, в основном ограничено рамками их жизни от 4 до 7 лет (а ведь учиться им придется по крайней мере до 17 лет, что закреплено в «Законе об обязательном среднем образовании»).

В системе дошкольного обучения и воспитания в настоящее время есть несколько конкурирующих программ, ориентированных только на идеи развития. Однако это очень дорогая система. Группа из 20 детей занимает три (иногда две) комнаты: для сна, для игр и учебных занятий. Группу обслуживают в среднем трое взрослых: два сменных воспитателя и нянечка. Кроме того, есть педагоги-предметники. Во многих детских садах, кроме музыкального и спортивного залов, есть бассейн. К зданию детского сада обычно прилегает обширная территория для прогулок и игр на открытом воздухе. С финансовой точки зрения содержать такое сложное хозяйство довольно трудно.

Родителям жалко тратить деньги на содержание детского сада, если заранее неизвестно, где потом будет учиться их ребенок. Школы теперь стали разными, и надо готовить ребенка к учебе в определенной среде. Одной общей подготовкой к школе при этом уже не обойтись. В соединении со школой детский сад сразу же обретает конечные образовательные цели. Конечно, это цели школы, так как старшая ступень всегда определяет образовательные цели всего учебного заведения.

Но для достижения цели необходимо иметь соответствующие средства. А вся методика дошкольного образования приспособлена к решению своих, чисто детсадовских задач. Дело в том, что вся эта система долго развивалась обособленно от общего школьного образования и, по сути дела, независимо от его проблем. Давайте вспомним, сколько раз за последние 20—30 лет общественность страны была взбудоражена состоянием школьного образования — за это время педагогика пережила, без преувеличения, несколько эпох. Одних только учителей-новаторов не перечесть. А в дошкольной системе? Почти ничего не было слышно. Острота появлялась лишь при обсуждении тех или иных проблем в высоких научных кругах. На фоне грандиозных перемен во всей общественной жизни система дошкольного образования в целом развивалась совершенно автономно, опираясь на внутренние ресурсы и будучи жестко нацелена на постоянное воспроизводство «детсадовского» образа мысли. И сегодня она оказалась обособленной, а ее достоинства превратились в недостатки. Каждый, кто попробует реально объединить детский сад и школу, столкнется с тем, что детский сад сопротивляется решению чуждых ему задач.

Еще одна острая проблема — ограниченность детсадовского «образа жизни», прежде всего в плане его влияния на развитие социальной зрелости детей. В детском саду из-за излишней заорганизованности всего уклада жизни почти не остается места для социальной активности детей, которая в обыденной жизни ребенка всегда имеет место.

Отсутствие такого опыта у детсадовских детей уже давно тревожит творчески мыслящих практиков дошкольного образования, которые заметили, что в плане социального развития их воспитанники часто уступают детям с улицы. Особенно обидно, что в школе многие выпускники детского сада, имея неплохие стартовые условия по уровню знаний и умений, теряются именно из-за недостаточной социальной зрелости.

В комплексе «начальная школа — детский сад» есть условия для всестороннего развития малышей, в частности, там можно организовать их взаимодействие с более старшими детьми. Одной из форм такого развивающего взаимодействия является игра в государство (выборы управляющих органов, организация «экономической» жизни и прочее). Эта игра позволяет включать детей разных возрастов в реальные социальные отношения (прежде всего иерархического типа), а не в отношения «понарошку», как в обычной сюжетно-ролевой игре. Тем самым образовательная среда детского сада — при сохранении своего изначального «малышового», довольно консервативного уклада жизни — становится открытой для свежего потока жизни и идей, которые идут от стремительно меняющейся школы.

При поступлении в школу дети сталкиваются с новыми для них нравственными вопросами и вызовами. Даже первоклассника более старшие могут научить заниматься детским рэкетом (отбирать деньги у малышей), азартным играм на деньги, употреблению наркотиков, воровству и т.д. Новым явлением, возникшим в нашей стране с развитием рыночной экономики, стало стихийное включение детей в свободное от учебы время в «предпринимательство». Стремление самостоятельно заработать деньги для своих детских нужд появляется не только у детей из неблагополучных или малообеспеченных семей, но и у тех, кто живет в семьях с достатком. При этом одни пробуют собирать бутылки и сдавать их, другие — попрошайничать, просить незнакомых людей купить им то, что им приглянулось. Третьи за плату предлагают свою помощь, услуги. Часть же детей начинает заниматься грабежом и воровством.

Вместе с тем нельзя не замечать и другого: современная социокультурная ситуация стимулирует развитие у детей таких качеств мышления, которые раньше могли возникать только в условиях специального обучения. Сейчас многие дети легко и осмысленно оперируют в быту и в общении со сверстниками и взрослыми такими экономическими понятиями, как «кризис», «инфляция», «кредит», «аренда», и другими. Это свидетельствует о том, что у них уже есть зачатки экономического мышления. Одновременно это показывает и определенный тип ориентировки детей в окружающей действительности, который нельзя игнорировать при проектировании системы учебно-воспитательной работы. Поэтому стала актуальной разработка способов культурного оформления общих представлений детей о реалиях политической и экономической жизни современного общества.

Игра в государство в условиях школы-сада позволяет включить детей разных возрастов в реальные социальные отношения, дает возможность приобрести нравственные и деловые качества личности, которые в дальнейшем переносятся в повседневную жизнь. Она является формой организации жизнедеятельности дошкольников и младших школьников, в условиях которой педагог может, применяя различные методы и приемы, влиять на общественную направленность личности ребенка.

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Цель: создание единого игрового образовательного пространства для детей 5—10 лет, как одна из форм подготовки детей к современной жизни и как способ поддержки учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

  • дать детям начальные экономические и политические знания;

  • дать возможность детям почувствовать себя ответственными в реальной жизни своей страны, где они сами будут и жителями, и правителями;

  • способствовать развитию таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность за результаты своей деятельности, предприимчивость;

  • учить детей общаться друг с другом более продуктивно, т.е. за счет новых деловых связей как внутри своей группы, так и за ее пределами, творчески подходить к решению поставленных задач.

ПРИНЦИПЫ ИГРЫ

В игре смоделированы некоторые реалии жизни современного общества. Школа-сад представляет собой Страну Детства. В ее состав входят две республики: республика Миф (дети 5—6 лет) и республика Гамми (дети 7—10 лет). История появления этих названий проста. Дети любят мультфильмы, в том числе про мишек Гамми, а школа-сад носит название «Медвежонок» — это и послужило поводом к названию одной из республик — республики Гамми. Название республики Миф было придумано воспитателями.

Республики состоят из городов (классов, групп), каждый из которых имеет свое название (у младших детей это имена сказочных героев, которым они хотят подражать): Садко, Гэсэр, Кевин, Эльф, Синди. Все дети являются гражданами Страны Детства. Они могут занимать любые должности (президента, мэра, банкира, инспектора налоговой полиции и т.д.) и осуществлять деятельность в соответствии с социальной ролью.

Жители страны выбирают в ходе выборной кампании правителя страны — президента, правителя города — мэра, а также его помощников. Граждане не только несут ответственность за организацию общественной жизни в стране, но и получают оплачиваемую «работу», участвуют в торгах, на аукционах, покупают и продают товары на ярмарках.

«Взрослое население» (учителя, воспитатели) — это советники президента.

Руководящим органом финансово-экономической деятельности является Совет Страны, в который входят: президент, мэры городов, управляющий банком, кассир, управляющий биржей труда, главный инспектор полиции, главный налоговый инспектор, главный советник страны (см. Приложение № 1).

Основная задача Совета Страны — создание необходимых условий для проведения общественных работ и интересного досуга жителей на территории игрового экономического пространства, развитие предпринимательской деятельности и познавательной активности.

Для этого следует предоставить всем желающим оплачиваемую работу, организовать учет и своевременную оплату всех видов трудовой деятельности, постоянно вести поиски новых возможностей развития игры, путей взаимодействия двух республик страны.

Жители Страны Детства имеют свои права и обязанности, которые декларированы в Положении о правах и обязанностях граждан Страны Детства.

Права и обязанности граждан Страны Детства

  • Избирать и быть избранным в руководящие органы управления Страны Детства.

  • Активно участвовать в решении важных вопросов, стоящих перед городом, республикой, страной.

  • Свободно излагать свои мнения, предложения об улучшении работы руководителей, критиковать их недостатки.

  • Каждый гражданин имеет право на образование, свободный выбор учебных предметов для самообразования.

  • Право на отдых и разумный досуг во время перемен между уроками.

  • Добросовестно трудиться на благо процветания своей Страны Детства.

  • Всемерно беречь и укреплять достояние и собственность городов и республик.

  • Учитывать интересы своей страны, способствовать укреплению ее авторитета.

  • Охранять растительный и животный мир страны.

  • Проявлять постоянную заботу о младших и старших жителях страны.

  • Соблюдать правила поведения граждан Страны Детства.

Соблюдая права и обязанности, дети не просто знакомятся с правилами поведения, нормами и законами общества, они приобретают моральные качества, упражняются в нравственных поступках через игру, которые при систематическом закреплении переносятся в повседневную жизнь.

Забота старших граждан республики Гамми о младших жителях республики Миф способствует преемственности дошкольного и начального образования (экскурсии граждан республик друг к другу, общие праздники, развлечения, игры и взаимопомощь).

ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВО ИГРОЙ

1. Инициативной группой определяются примерная структура страны и ее «штатное расписание». Затем проводится проектная игра со взрослыми, в ходе которой обсуждаются их предложения о структуре Страны. Общим голосованием принимается наиболее удачный проект (можно заимствовать структуру управления из реальной жизни страны, фирмы и т.д.).

2. Разрабатываются положения. Дается информация для взрослых и детей с просьбой обсудить в коллективах или внести свои индивидуальные предложения о правах и обязанностях жителей, экономических и политических условиях игры, ее правилах. Из этого материала выбирают наиболее интересные и часто встречающиеся предложения, которые обобщаются инициативной группой из взрослых и детей и затем предлагаются для общего ознакомления.

3. Разрабатывается проект игры, который выносится на голосование. Поступает предложение о сохранении права вносить изменения, дополнения в ходе игры.

4. Определяются полномочия Президента, других должностных лиц. Этот этап аналогичен предыдущему. Инициативная группа может быть в другом составе.

5. Устанавливаются оклады должностным лицам органов управления страной и частота их смены (ротации) (см. Приложение № 2).

6. Объявляется конкурс на создание символики и атрибутов государства (гимна, флага, герба) и образцов документации:

а) сочинение гимна страны (см. Приложение № 3);
б) изготовление образцов флага, денежной единицы, лицевого счета, страхового полиса, лицензии и т.д. (см. Приложение № 4).

Жюри, в состав которого входят и взрослые, и дети, подводит итоги. Победители получают призы.

Определяются сроки:

а) запуска игры;
б) посвящения в граждане Страны Детства;
в) выборов президента;
г) выборов и назначения Совета Страны.

В конце учебного года (полугодия) проводится опрос жителей страны с целью изучения отношения ребят к проходящей игре, ее дальнейшему развитию. Для этого Советом Страны разрабатываются анкеты для опроса всех участников игры. Проводится проверка экономических и политических знаний. Форма проверки: ответы на вопросы анкеты или конкурсы в городе, а затем в республике.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ

Политическая жизнь

В Стране Детства, как и в любом государстве, есть власть, во главе которой стоит президент. Он должен руководить и координировать деятельность всего государства через Совет Страны. Дети знают, что имеют возможность сменить членов государственных структур. Президента избирают один раз в год, но если он не справляется со своими должностными обязанностями, то организуются досрочные перевыборы. Мэра города избирают на один-три месяца, чтобы каждый ребенок мог испытать свои возможности на этой должности.

Важнейшим событием страны являются выборы президента. На пост президента имеют право выдвинуть свои кандидатуры только ребята из республики Гамми (начальной школы). В голосовании принимают участие жители республик Миф и Гамми, советники страны. Подсчет голосов ведет счетная комиссия, в состав которой входят представители республики Гамми и советники Президента.

Условия и сроки предвыборной кампании объявляются в первых числах сентября. Кандидаты должны заявить о своем выдвижении, подготовить программу, им разрешается проводить агитационную работу.

Ко дню голосования счетная комиссия готовит бюллетени со списками кандидатов и урну для голосования. Вывешивается плакат, отражающий порядок голосования. После завершения голосования счетная комиссия подсчитывает голоса. Ученики начальной школы голосуют индивидуально, воспитанники дошкольного звена — через своих представителей от групп.

Политическая жизнь в Стране Детства тесно связана с проведением различных ме-
роприятий, которые описаны в следующем разделе.

Особенности организации экономической жизни Страны Детства

Дети принимают участие в экономической и законодательной жизни Страны Детства, знакомясь с финансовой и правовой сферами государственной деятельности. При этом основное значение придается развитию каждого ребенка как личности, а игра выступает как средство этого развития.

Финансовые отношения в игре обеспечены наличием собственной игровой валюты — гамма. Используется и безналичная форма расчетов (лицевые счета в республике Гамми и фишки (один гамм — одна фишка) — в республике Миф). Периодически лицевые счета и фишки обналичиваются и участники получают гаммы для своих целей или для участия в ярмарках, выставках-продажах, аукционах и т.п.

С пяти лет дети имеют возможность самостоятельно заработать гаммы и приобрести на ярмарках покупки: школьные принадлежности, игрушки, сувениры, книжки-раскраски, сладости и т.д. Они могут участвовать в различных конкурсах, победители которых получают денежную премию. Для этого нужно немало потрудиться: побеседовать со взрослыми и получить у них необходимую информацию, прочитать книжки и журналы по интересующему вопросу; своими руками изготовить поделки или пособия красиво и качественно, чтобы на них был спрос при продаже на ярмарке; найти интересный материал для проведения с одноклассниками или жителями соседних городов турниров, конкурсов, соревнований. Готовиться к ним можно как индивидуально, так и объединившись в группы или команды. Кроме того, каждый может открыть «свое дело».

Фонд заработной платы (для города в целом)

В каждом классе ведется «журнал контроля», в котором все педагоги отмечают в конце каждого урока отдельно поведение и прилежание, самостоятельность, инициативу и творчество класса в целом. Для этого используются баллы от 1 до 5. Кроме того, педагоги записывают в «журнал контроля» замечания, сделанные как всему классу, так и отдельным ученикам. Каждое замечание означает один штрафной балл. Общая сумма штрафных баллов затем вычитается из учебного фонда заработной платы.

Фонд заработной платы города пополняется за счет премий, полученных за участие горожан в коллективных творческих делах. В то же время каждый житель Страны Детства имеет свою индивидуальную заработную плату.

Премии детям выдаются за добрые дела, инициативу, творчество, выдумку, самостоятельность, проявленные в различных видах деятельности.

1. Во внеурочной деятельности:

  • за качественное выполнение должностных обязанностей;

  • за участие в конкурсах, олимпиадах и т.д.;

  • за подготовку и проведение интересных, полезных дел в своем или соседнем городе;

  • за продажу «товаров» на ярмарках (поделки, результаты творческих работ);

  • за оказание помощи по заявкам советников (ремонт книг в библиотеке, уборка листвы осенью и т.д.).

2. В учебной деятельности:

  • за выполнение дополнительных заданий (рефераты, заметки в газету и т.д.);

  • за выполнение заданий повышенной трудности;

  • именные стипендии Совета Страны для особо отличившихся в учебе за неделю граждан;

  • фонд заработной платы города.

3. Патент и премия за изобретение, рациональное предложение.

4. Страхование учебы.

Страхование учебы

Страховое агентство в течение первой недели каждой четверти оформляет участникам игры специальный учебный страховой полис. Житель республики Гамми, желающий застраховать свою учебу, может подписать свою страховку на любую сумму, исходя из средств, имеющихся у него на личном счете в банке, или купить учебный страховой полис, уплатив определенную сумму гаммов. В «журнале контроля по страхованию» учителя в качестве экспертов в начале четверти выставляют возможные оценки ученикам. Эти потенциальные оценки учитываются страховой компанией при заключении индивидуального договора страхования. Если в конце четверти клиент получил оценки не ниже указанного в договоре, то страховая компания выдает ему страховую премию. Ее размер определяется при подписании страхового полиса. Если оценки клиента оказались ниже указанного в договоре, то вводится понижающий коэффициент (он может быть равен 0) и страховая сумма возвращается. Если реальные оценки окажутся выше запланированных, то премия может быть увеличена.

Цель индивидуального страхования — материальное стимулирование учебы, поэтому обязательства должны быть достаточно высокими.

Аукционы и ярмарки

Заработанные гаммы можно потратить на ярмарках и аукционах, которые проводятся раз в месяц. При этом жители страны могут использовать учебную заработную плату города или собрать общую сумму из индивидуальных доходов, чтобы приобрести крупные товары для улучшения благосостояния города: книги, игры, спортивный инвентарь, оборудование для уроков изобразительного искусства, труда, а также билеты на выставки, путевки на экскурсии и т.д.

Предметами купли-продажи на ярмарке могут быть товары, изготовленные собственными руками ребят, и их интеллектуальные творческие работы, выполненные самостоятельно дома или в кружках. Если какой-либо товар не пользуется спросом, то к следующей ярмарке дети стараются что-то изменить в нем, доработать. Так, чтобы привлечь внимание к своему товару и повысить цену, его ярко оформляют, делают красивую упаковку, используют рекламу — например, для изделий из теста заполняются красочные рецепты с калькуляцией. Так у детей развиваются критическое отношение к собственной деятельности и понимание важности ее качественной организации.

Следует иметь в виду, что продажа школьных принадлежностей, книг, сладостей, игрушек, сувениров, путевок допустима только государством.

Лучшие работы детей покупаются музеем. При этом вручаются особые «дипломы».

Проводятся также «ярмарки услуг». Граждане страны могут открыть «свое дело»: парикмахерскую, мастерские по чистке обуви или ремонту книг, салон моды, магазин «Книжки-самоделки» и др. Чтобы открыть «дело», житель должен купить лицензию, стоимость которой зависит от количества продаваемых товаров.

Во время ярмарки работает налоговая полиция, которая осуществляет сбор налогов с производителей и продавцов. Самый большой налог — с изделий из теста, так как этот товар имеет наибольший спрос и, соответственно, приносит большой доход. Налог ощутимо уменьшает прибыль детей, что в дальнейшем тормозит «эксплуатацию» труда родителей, так как изделия из теста изготавливают чаще всего именно они. Изделия из теста продаются за рубли, так как главная ценность — продукты, из которых они изготовлены.

Система налогов

С заработной платы города — 10%.

Налоги с продажи:

в гаммах — 10%,
в рублях — 40%.

На большие праздники приглашаются родители, для которых проводятся аукционы по продаже «художественных ценностей» и литературы для детей и взрослых с целью пополнения общего бюджета игры (плата за товары — в рублях).

Организация ярмарок и аукционов

Расходы на проведение ярмарок предусмотрены в оплате родителей и выделяются через попечительский совет школы.

Каждая ярмарка и аукцион — это маленькое открытие в области экономики, которое помогает жителям Страны Детства понять, что их работа в течение месяца и плата за нее определяют их положение и возможности в игре.

Перед началом аукциона выяснилось, что один из городов (1-й класс) владеет наибольшим фондом заработной платы за ноябрь. У двух других городов (2-й и 3-й классы) не было средств в фонде заработной платы, поэтому на аукцион, который проводился для городов, дети давали свои личные деньги. Почему же они шли на такие «жертвы»? На аукционе были выставлены на продажу оборудование для уроков труда (сковорода, гусятница, приборы для выжигания, бумага, клей, кисти), инвентарь для уроков физкультуры (коньки, мячи), а также игровые приставки, электронные игры и т.п. Чувствовалась значимость этих товаров для детей, они были активны во время торга, и каждый город с большим азартом назначал наивысшую цену. При этом в детях боролись два чувства: с одной стороны, им хотелось оставить свои личные деньги на ярмарку, а с другой стороны, они понимали, что товары, которые выставлялись на аукционе, необходимы их городу (классу). На аукционе проявились самостоятельность детей, умение принимать решение, использовать свои личные средства для общего полезного дела. Можно также отметить, что дети легко ориентировались при выборе необходимого им товара и точно определяли его предельную цену. Они поняли, что следует более энергично зарабатывать деньги для города, и тогда им не придется тратить на аукционах свои личные сбережения. И все же дети были очень довольны покупками.

После аукциона начинается ярмарка, на которой жители Страны Детства покупают товары у государства и городов. Новым на ярмарке было то, что жители городов сами изготовляют различные поделки (товар), то есть являются не только покупателями или продавцами, но и производителями. Ребята сами придумывали изделия, подбирали материал, выполняли различные операции (склеивали, вырезали, шили, вязали, вышивали и т.д.), самостоятельно устанавливали цены на товар и определяли его спрос.

Каждый житель Страны Детства, выступая на ярмарке в качестве покупателя, использует те средства, которые заработал за месяц. Ребята ходят от прилавка к прилавку, изучая товары и цены, и лишь потом приобретают необходимую вещь. Цены на школьные принадлежности, продаваемые государством, ниже цен на сладости. Если остаются деньги, дети покупают себе апельсины, шоколад, суфле, конфеты. Они уже научились делать рациональные покупки, ведь ярмарка проводится не в первый раз.

Особым спросом пользуются изделия из теста. Торты, вафли, печенье ребята продают за рубли. Они умеют хорошо торговаться и не уступят свое изделие за низкую цену. Например, бургомистр Страны Детства хотела купить оптом пирожки у городского продавца не по 50 копеек штука, а по 40. Девочка-продавец не уступила в цене, аргументируя это тем, что фарш стоит дорого, а также велики затраты на электроэнергию. Сделка не состоялась. Девочка дольше продавала пирожки, но зато получила большую выручку.

Ярмарка проходит так же бурно, как и аукцион. Здесь царит радостная, праздничная обстановка. Живая распродажа создает особую атмосферу, ярмарка активна, стремительна, азартна! Одни торги сменяются другими. Не смолкают голоса детей, а это значит, что все происходящее им небезразлично.

Когда ярмарка завершается, ребята начинают думать о том, как заработать деньги для будущих покупок. Можно положить деньги в банк и получить проценты. С помощью работников банка ребята учатся, как можно не только сохранить деньги, но и увеличить свой капитал. Дети с нетерпением ждут новой ярмарки и аукциона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для проведения социально-экономической игры требуется высокая сплоченность всего педагогического коллектива и обслуживающего персонала. Однако не все в жизни учебного комплекса можно подчинить игре. Традиционная учебно-воспитательная работа сохраняет свое главенствующее и самостоятельное значение. В частности, нельзя преувеличивать роль поощрения в виде выплаты игровой валютой. Многое дети делают бескорыстно в результате душевного порыва, и обычное одобрение словом является необходимым элементом воспитательной работы.

Приложение № 1

Структура управления страной

Приложение № 2

Оплата должностным лицам
(производится в конце каждой недели)

Приложение № 3

Образцы финансовых документов

Страховой полис

Настоящий страховой полис выдан ......................................................................................................

.........................................................................................................
(фамилия, имя, отчество)

Предмет страхования ..............................................................................................................
(краткое описание страхования)

Страховой взнос ................................................................................. гаммов

При выполнении условий страхования выплачивается ........ % премии.

«......» ................. 200.... г.

Председатель страхового общества ...................................
(подпись)

Клиент ...............................
(подпись)

Лицевой счет

Фамилия, имя ...........................................................................................................................

Город .................................................................................................................

Президент ............................

Советник ...............................

 

Рисунки Владимира Семеренко

 

Рейтинг@Mail.ru