Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №22/2003

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ АССОРТИ

Играем в куклы

Наши конкурсные куклы

Кукольная выставка — важное событие!
Дети особенно любят игрушки, сделанные для них близкими людьми. В детском саду № 135 г. Кургана был объявлен специальный конкурс «Кукла — моя подружка», в котором приняли участие воспитатели и родители. Открытия выставки ждали с нетерпением. А когда заветную дверь открыли, и взрослые, и дети оказались в сказке.

  • Забияка, конечно, не прочь подраться, но он также знает множество дразнилок и смешилок, а при случае может поучаствовать в обсуждении конфликтных ситуаций — опыта ему не занимать.

  • Осьминог получился из одинокой шерстяной перчатки. Он — проводник в царство Нептуна.

  • Лесовичок и Луговичок сделаны на основе старых варежек. Они — верные помощники педагогов в экологической работе.

  • Лягушата — тряпичные куклы-марионетки. Им найдется дело и на празднике, и на занятиях.

По материалу Людмилы РАСПУТИНОЙ,
педагога детского сада № 135, г. Курган

Куклы с «приданым»

Маша и Вася — мягкие куклы с богатым «приданым», состоящим из нескольких комплектов.

Комплект первый — «младенческий». В него входят конверты для пеленания, уголки, пеленки и распашонки. Внутренняя часть конвертов сделана из хлопчатобумажной ткани разных цветов — желтого, зеленого, голубого, синего. А внешняя часть — нарядная: у Маши из малинового атласа, а у Васи — из голубого.

Особая дидактическая хитрость конвертов заключается в том, что они служат не только в качестве прогулочной «упаковки» кукол, но и в качестве пособия для закрепления цветов и форм (треугольников и прямоугольников).

Следующий комплект — «ползунковый». С его помощью дети учатся называть элементы одежды, в которую одевают малышей раннего возраста. Чтобы одеть кукол в ползунки, требуется большая ловкость пальцев, чем при манипуляциях с конвертами.

Еще три комплекта одежды предназначены для разных сезонов и, следовательно, могут быть использованы педагогами при работе по теме «Времена года».

В летний комплект входят платье, панама, фартук для Маши и рубашка, шорты, пилотка для Васи. Каждая кукла к тому же является обладательницей маечки и летних кожаных туфелек (точнее — из кожзаменителя).

Демисезонный комплект состоит из курток, шапочек, шарфиков, штанишек и сапожек для обеих кукол, а зимний включает верхнюю одежду из искусственного меха, меховые шапочки, варежки и валенки из настоящего войлока.

Куклы с таким замечательным гардеробом просто незаменимы как на занятиях, так и в игре.

По материалам Галины ТОМАШЕВОЙ,
заведующей детским садом № 306,
и педагога
Елены ПРЯНИЧНИКОВОЙ, г. Красноярск
Куклы работы воспитателя
Светланы ЛЯСКОВОЙ

* * *

Изготовление куклы — одно из «домашних заданий» для педагогов детского сада № 8 «Якорек» г. Снежногорска, принимающих участие во внутрисадовском конкурсе «Воспитатель года». Идея интересная и продуктивная: энергозатратные и волнующие события конкурса проходят, а кукла остается в группе и берет на себя некоторые воспитательные функции.

«В нашей группе живет добрая Фея.
Идею создания куклы я позаимствовала из книги Л.Смирновой-Гангус «Азбука вежливости». Но у нашей Феи гораздо больше забот и обязанностей, чем мог предполагать автор «Азбуки».
Фея появилась в группе, когда дети были еще совсем маленькими — двухлеточками. Кукла помогала малышам привыкать к детскому саду. Только они появлялись на пороге, Фея рассматривала, во что они одеты, и расхваливала их внешний вид:

«До чего же хороши
И нарядны малыши!
Как смотреть на вас приятно,
Вы одеты так нарядно!»

А когда кто-нибудь из малышей плакал, Фея приговаривала:

«Горошинки-непрошенки,
Откуда вы взялись?
Трамваем или поездом
До Ани добрались?
Не-ет, портить настроение
Никто вас не просил!
А может, вы не плакали,
А дождик моросил?»

Дети, увидев Фею, забывали свои слезы и капризы. Ведь, кроме добрых слов, она приносила в своем фартуке необыкновенные вещички: листики, ракушки, кусочки мягкой ткани или меха, бабочек из фантиков, бумажные кораблики и всякую другую всячину.
А на прощание Фея дарила каждому ребенку маленький мешочек с хорошим настроением. В мешочке обнаруживались шуршащие разноцветные фантики, цветы из бумаги, маленькие открыточки.
Теперь, когда дети подросли, Фея не просто балует их подарками, но и занимается с ними: загадывает загадки, сочиняет вместе с ребятами истории, выкладывает узоры из тканевой мозаики, учит детей распознавать и называть эмоциональные настроения окружающих. Кукольная Фея приносит в нашу жизнь сказку…»

Е.ЧЕРНОВА, воспитатель

Здравствуй, кукла! Как живешь?

Загляните к нам в детский сад «Гусельки»! Вас встретят улыбками наши куклы. Они все разные: большие, в человеческий рост; и маленькие, способные уместиться в портретную рамку; сшитые из ткани, связанные из шерсти, склеенные из бумаги...
Их «работа» — дарить детям радость, учить добру, знакомить с прекрасным миром сказок. Мечтательный Пьеро живет в музыкально-поэтическом кафе. Большой кот Матроскин, связанный из шерсти, занимается рыбной ловлей в старшей группе. Веселый гном-поваренок напоминает детям о завтраке, обеде или ужине. А в одной из рекреаций детского сада поселились персонажи сказки «Колобок». Все эти куклы сделаны руками наших педагогов. Кроме того, интерьеры нашего детского сада украшают куклы, которых мы назвали «куклы в рамках». Они имеют полуобъемную форму и прикрепляются к декоративным рамкам. Сделать такую куклу можно с детьми на занятии в кружке.
Работа проводится в несколько этапов:

1. Разработка эскиза куклы

Ребенок может самостоятельно разработать эскиз будущей куклы. Важно обратить внимание ребенка на характер, выражение лица, положение фигуры, на детали костюма куклы.

2. Изготовление головы куклы

Голова выполняется в технике папье-маше. Основой для наклеивания бумаги может служить голова старой ненужной куклы или форма, вылепленная из пластилина. Слои бумаги наклеиваются на лицевую часть и шею куклы. После полного высыхания всех слоев полученную заготовку снимают с формы и наклеивают на нее марлю, пропитанную клейстером. Марля служит для выравнивания поверхности. После высыхания марли заготовка грунтуется белой водоэмульсионной краской с добавлением небольшого количества клея ПВА. Далее лицо расписывается гуашевыми красками. Этот этап работы может быть выполнен ребенком самостоятельно. Важно показать, как наклеиваются кусочки бумаги на форму (плотно, перекрывая друг друга). Педагог может помочь наклеить марлю.

3. Изготовление туловища

Используется поролон толщиной 10—20 мм. Из него выкраиваются необходимые
детали (туловище, руки, ноги), которые потом сшиваются нитками). Внутрь поролона можно вставить тонкую проволоку. Тогда конечности куклы приобретут «подвижность». Ладони рук и ступни ног можно сшить из ткани и набить ватой. На этом этапе ребенок работает вместе с педагогом.
Голова пришивается к туловищу с помощью ниток.

4. Изготовление волос

Для волос подойдут синтетические и шерстяные нитки. Отрезки нитей формируют в пряди и приклеивают с помощью клея ПВА или пришивают, формируя прическу. Прическу можно украсить бантом, цветами и т.п.

5. Изготовление костюма

На этом этапе детям требуется помощь взрослого. Степень самостоятельности зависит от умения детей шить.

6. Изготовление рамки для куклы

Рамка должна иметь основу из плотного картона, которую можно обтянуть тканью. Кукла прикрепляется к картону с помощью тонкой проволоки. В картоне делаются два отверстия, куда просовывается проволока и завязывается с обратной стороны «картины». Проволоку прячут под одеждой куклы.

Ирина КАЗЬМИНА, д/c «Гусельки»,
г. Зеленодольск, Республика Татарстан

Квакуша учит говорить!

В своей работе логопеды часто сталкиваются с необходимостью разнообразить приемы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Для малышей логопедические упражнения бывают зачастую трудны и даже неприятны, а у детей со множественными нарушениями речи внимание обычно неустойчиво.

Эти проблемы в нашем детском саду помогает решить кукла Квакуша. Конструкция куклы позволяет использовать ее для проведения упражнений по развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики и для логопедического массажа. Квакуша в целом — планшетная кукла ростом со взрослого человека. Способность «ходить» позволяет кукле показывать, как можно координировать речь и движение. Передние лапы Квакуши заканчиваются перчатками, которые педагог надевает на руки. Перчатки подчеркивают движения пальцев логопеда. С помощью своих подвижных лап и выразительных пальцев Квакуша может руководить логопедическим массажем лица, выполняя необходимые демонстрационные действия: поглаживание, пощипывание, постукивание. Кукла доходит педагогу до подбородка, и все движения лягушачьих лап обращены к лицу логопеда.
Но главное достоинство кукольной лягушки — подвижный язык. Язык напоминает собой варежку, в которую логопед при необходимости вдевает руку. Рука внутри полого тряпичного языка заставляет его шевелиться и демонстрировать ребенку нужный артикуляционный уклад.
А что может действовать более убедительно, чем пример любимой куклы?

Оксана ГОМЗЯК,
логопед д/с «Крепыш», г. Мегион

 

Рейтинг@Mail.ru