Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №1/2004

РАБОЧИЙ СТОЛ

Татьяна МУРАВЬЕВА

Исторические сюжеты для рисования

Основание Киева

Столицей Древней Руси был город Киев. О его основании рассказывают такую легенду. В давние времена плыли на ладье по синему Днепру три брата — Кий, Щек и Хорив — и сестра их Лыбедь. Кто они такие и откуда — никто не знал. Вот причалила их ладья к высокому берегу. Поднялись братья и сестра на зеленый холм, осмотрелись кругом, и понравилось им это место. Решили они остаться здесь жить. Основали город и назвали по имени старшего брата — Киев. Сейчас в Киеве стоит памятник его легендарным основателям.

Примечание: некоторые ученые полагают, что эта легенда имеет под собой историческую основу, и считают, что Кий жил в VI веке и действительно был основателем города или правил им.

Вещий Олег

Древнерусский князь Олег жил в IX—Х вв. Был он человеком умным и хитрым, современники прозвали его Вещим (от слова «ведать»). Олег захватил Киев, хитростью погубив правивших там князей Аскольда и Дира, и объявил Киев столицей всей Руси — «матерью городов русских».
Он собрал большое войско — две тысячи кораблей и без счету конных воинов — и пошел войной на богатое и сильное Византийское царство. Сначала корабли плыли по Днепру, а конная рать шла берегом, потом, когда добрались до Черного моря, кони и всадники тоже погрузились на корабли. Наконец, войско Олега достигло столицы Византии — большого и красивого города Константинополя. На Руси его тогда называли Царьград. Но сразу взять хорошо укрепленный город войско Олега не смогло. Тогда Олег пошел на хитрость. Он приказал вытащить корабли на берег, поставить их на колеса и поднять паруса. Подул ветер, и корабли понеслись под парусами по земле, как по морю. Византийцы, испуганные этим удивительным зрелищем, признали себя побежденными. В знак победы Олег прибил к воротам Царьграда свой щит.
С честью и славой Олег вернулся в Киев. Однажды прорицатели-волхвы предсказали Олегу, что его любимый конь принесет ему погибель. Олег приказал слугам увести коня и заботиться о нем, а себе взял другого. Прошло много лет, любимый конь Олега состарился и умер. Олег, узнав об этом через три года, сказал: «Обманули меня волхвы! Конь, от которого, по их словам, мне грозила смерть, умер, а я — жив!» Он пошел посмотреть на кости своего коня. Но тут из конского черепа выползла ядовитая змея, ужалила Олега в ногу, и он умер.

Летописец Нестор

Многое о нашей истории мы узнаем из летописей. По-древнерусски «лето» означает «год», летопись — запись исторических событий по годам. Писали летописи летописцы, грамотные, образованные люди. В Древней Руси таких людей больше всего было среди монахов.
Один из самых знаменитых русских летописцев — Нестор, автор летописи, которую сам он назвал «Повесть временных лет».
Нестор жил во второй половине XI — начале ХII вв. В восемнадцать лет он стал монахом и всю жизнь прожил в Киево-Печерском монастыре близ Киева. Нестор знал греческий язык и читал сочинения греческих историков, собирал древние предания, записывал рассказы стариков о прошлом. По его собственным словам, многое он узнал от монаха Яна Вышатича, дожившего до 90 лет.
В «Повести временных лет» Нестор рассказывает о том, «как началась и откуда пошла Русская земля».

Основание Москвы

В 1147 году суздальский князь Юрий по прозванию Долгорукий, возвращаясь через дремучие леса из удачного военного похода, остановился со своим войском отдохнуть на берегу Москвы-реки. Оттуда он послал грамоту своему другу и родственнику князю Святославу: «Приди ко мне, брате, в Москов!» А когда Святослав со своей дружиной прибыл, Юрий Долгорукий устроил для них «обед силен». Так название «Москва» впервые было упомянуто в летописи. Летопись также сообщает, что через некоторое время, в 1156 году, Юрий Долгорукий приказал построить на этом месте город-крепость, названный Москвой.
Однако, кроме летописного свидетельства, об основании Москвы существуют и народные легенды.
В одной из них рассказывается, что когда князь проезжал через лес, было ему видение: сгустился над болотом туман, и из этого тумана появился неведомый трехголовый зверь с пестрой шкурой. Был тот зверь велик, но не страшен, а очень красив.
Князя сопровождал ученый-прорицатель. Он сказал: «Видение это означает, что здесь будет построен треугольный город, большой и прекрасный. А пестрота звериной шкуры говорит о том, что будут в этом городе жить люди разных племен».
Князь взошел на высокую гору, с которой открывался прекрасный вид на широкие дали по обоим берегам Москвы-реки и за рекой Неглинкой, и приказал построить здесь «мал древян град» — небольшую деревянную крепость, которую назвал по имени реки — Москва.
Сам Юрий в Москве жить не стал. Со временем он сделался князем киевским и поселился в тогдашней столице Руси — Киеве.
Москва долго еще оставалась маленькой лесной крепостью и, по словам одного старинного автора, «никто не думал, не гадал, что ей суждено царством быти, государством слыти». Но постепенно в Москве и ее окрестностях начали селиться люди из разных русских земель, она стала центром Московского княжества, а в XIV веке — столицей всего Русского государства.

Александр Невский

Александр Невский княжил в старинном, богатом городе Новгороде. В 1237 году на Русь напали татаро-монголы. По словам современника, их несметные войска неслись «как темные тучи», все сметая на своем пути, сжигая города и села, убивая или уводя в плен людей.
Татаро-монголы пришли из юго-восточных степей. Они захватили почти всю Русь, не дойдя лишь до самых северных ее земель. Новгород — северный русский город, сохранил свою независимость.
Однако с севера на Русь шли другие враги — шведы. Шведский полководец прислал князю Александру в Новгород надменное послание: «Если можешь — обороняйся. Ибо я уже здесь и разоряю землю твою!»
Александр, которому было в то время двадцать лет, собрал свою дружину и выступил против врагов. Его дружина была гораздо меньше шведского войска, но Александр сказал: «Не в силе Бог, а в правде!» Он напал на шведов на берегу реки Невы — и победил. После этой победы князь Александр получил прозвание — Невский.
Почти в то же самое время на северные русские земли напали немецкие рыцари. Они захватили города Псков и Изборск и подступили к Новгороду. Александр Невский снова стал готовиться к сражению. На этот раз к его войску присоединились многие простые новгородцы. Кузнецы, плотники, каменотесы — все встали на защиту родной земли. Пришли на помощь князю и крестьяне окрестных деревень, и жители разоренных Пскова и Изборска.
Битва произошла на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Русское и немецкое войска сошлись на льду озера, неподалеку от маленького островка, который назывался Вороньим камнем. Немецкие рыцари, закованные в тяжелые железные латы, шли острым клином — «свиньей»: в первом ряду пять всадников, во втором — семь, в третьем — девять и т.д. Александр Невский построил свое войско так, что главные силы оказались по бокам. Немцы глубоко вклинились в середину русского войска. Но тут русские воины ударили по вражескому клину с двух сторон. Битва была ожесточенной, но недолгой — немецкие рыцари обратились в бегство.
Семь верст преследовали врагов по льду Чудского озера воины Александра Невского. Весенний, уже подтаявший лед не выдержал закованных в железо рыцарей и начал проламываться. Рыцари стали падать в воду. Много их было убито в бою, много утонуло, много захвачено в плен.
Народ назвал битву на Чудском озере Ледовым побоищем. Александр Невский после победы над немецкими рыцарями сказал свои знаменитые слова: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».

Дмитрий Донской

Татаро-монголы установили на Руси свое жестокое владычество, которое в истории получило название татаро-монгольского ига. Оно продолжалось более двухсот лет. Однако русские люди не смирились с властью захватчиков. В разных концах Руси неоднократно вспыхивали восстания, и, наконец, русские земли объединились вокруг Москвы, чтобы дать решительный отпор поработителям.
Узнав об этом, татаро-монгольский хан Мамай во главе большого войска двинулся на Москву.
Московский князь Дмитрий Иванович, человек мудрый и отважный, решил не дожидаться врага в Москве, а выйти ему навстречу. Он стал собирать войско. Со всей Руси стали стекаться в Москву князья и бояре со своими дружинами, воеводы и простые люди, чтобы встать под знамена князя Дмитрия.
И вот — русское войско выступило в поход. Из Москвы воины выходили через трое ворот и дальше шли по трем дорогам, потому что одна дорога не вместила бы всего войска, так оно было велико.
Перед началом похода князь Дмитрий побывал в Троицком монастыре и испросил благословения у его настоятеля — святого Сергия Радонежского. Сергий сказал князю: «Господь будет тебе помощником и заступником, и ты победишь врагов!» Двое монахов Троицкого монастыря — Пересвет и Ослябя присоединились к войску.
Русское войско подошло к Дону, переправилось на другой берег, там, где впадает в Дон Непрядва-река, и остановилось на широком Куликовом поле. Разведчики донесли, что хан Мамай уже совсем близко и надо готовиться к бою. Выстроил князь Дмитрий свои полки, окинул их взглядом. Колышется войско, как бескрайнее море, реют по ветру знамена, словно облака в небе, блистают шлемы, будто солнце в погожий день.
К вечеру подошел хан Мамай и встал станом на другом краю поля.
Ночь накануне сражения была теплая и тихая. Не спится князю Дмитрию, не спится старому воеводе Боброку-Волынцу. Сели они на коней, выехали в поле — осмотреть место завтрашней битвы. Остановились между двух станов — русского и татарского. Позади татарского стана волки воют, вороны каркают, орлы кричат. На Непрядве-реке лебеди крыльями плещут, будто перед грозой. А над русским станом — тишина, и в небе над ним — свет, будто заря занимается. Сказал старый воевода князю: «Это добрый знак!»
Наутро пал на землю туман. Не видно в тумане ни русского, ни татарского войска. Но вот зареяли над туманом знамена, взыграли боевые трубы. Сошлись русские и татары на Куликовом поле, началась великая Куликовская битва.
По обычаю, началась она поединком. Встали друг против друга, чтобы сразиться один на один, татарский богатырь Челубей и русский воин-монах Пересвет. Пустили своих коней вскачь, сшиблись копьями — и оба упали мертвыми на землю.
Тут вступили в бой войска. Засверкали мечи ярче молний, загремели копья, подобно грому. Потекли по полю кровавые реки.
Князь Дмитрий сражался в первых рядах. Стали воины ему говорить: «Не подобает тебе, князь, биться, как простому воину. Ты должен стоять на высоком месте и оттуда наблюдать, как мы бьемся». Но Дмитрий ответил: «Братья мои! Не хочу за вашими спинами хорониться. Если погибну — с вами, если жив останусь — с вами же!»
Долог и труден был бой. Но вот татары стали изнемогать. Налетают на них русские воины, словно ясные соколы на черных ворон. Падают под их мечами татары, как трава под косой. Закричали татары: «Горе нам!» — и обратились в бегство.
Так закончилась Куликовская битва.
Князь Дмитрий был тяжело ранен. Два молодых воина нашли его среди убитых. Лежал он под иссеченной березой и едва дышал. Но весть о победе вернула ему силы. Сел князь Дмитрий на коня, объехал Куликово поле. Усеяно поле телами павших. Сказал князь Дмитрий: «Прощайте, братья! Сложили вы головы за русскую землю. Вечная вам слава и вечная память!»
Торжественно вернулось русское войско в Москву. Князь Дмитрий Иванович за победу над татарами на берегу Дона получил прозвание — Донской.

Примечание: рассказ сделан на основе «Сказания о Мамаевом побоище», написанного в конце ХIV—ХV вв., когда Куликовская битва, произошедшая 8 сентября 1380 года, была еще на живой памяти. Дмитрий Донской (так же, как и Александр Невский) был причислен к лику святых.

Иван Федоров

Иван Федоров был основателем русского книгопечатания.
К книжности, к образованности на Руси издревле было особое отношение. Один древнерусский автор сказал: «Книги подобны рекам, напояющим вселенную». Но поскольку в старину книги переписывали от руки мастера-доброписцы, затрачивая на каждую не менее полугода времени, книг было мало, и стоили они дорого.
В ХV веке в Германии был изобретен станок для печатания книг, и в разных странах стали появляться типографии.
Русский первопечатник Иван Федоров родился в Москве около 1520 г. Был он человеком образованным и талантливым: знал несколько языков, хорошо рисовал, был искусным мастером-ремесленником и разбирался в механике.
Иван Федоров занимал невысокую церковную должность дьякона, но церковь, в которой он служил, находилась в Московском Кремле, близ царского дворца, и однажды царствовавший тогда Иван Грозный, узнав о незаурядных способностях молодого дьякона, призвал его к себе и повелел заняться созданием печатного дела на Руси.
Иван Федоров, сам давно этого желавший, с радостью взялся за дело. Он сконструировал и построил станок, обучил мастеров на нем работать. По приказу Ивана Грозного неподалеку от Кремля на Никольской улице был построен Печатный двор.
Первая книга, которую там отпечатали под руководством Ивана Федорова, называлась «Апостол». В ней рассказывалось о деяниях апостолов — учеников Иисуса Христа. Сам Иван Грозный пожаловал на Печатный двор посмотреть, как начинают печатать первую книгу. «Апостол» вышел 1 марта 1564 года и до сих пор считается образцом типографского искусства.
Однако у книгопечатания были и противники. Какие-то злоумышленники несколько раз поджигали Печатный двор, угрожали Ивану Федорову, и в конце концов он со своим помощником Петром Мстиславцем был вынужден покинуть Москву.
Долгие годы скитался первопечатник по городам и селам юго-западной Руси и Литвы. Едва ему удавалось обосноваться в каком-нибудь месте, как он основывал типографию и начинал печатать книги. Они расходились по всей Руси, попадали даже за границу, вызывая всеобщее восхищение.
Все силы отдавал Иван Федоров любимому делу, не ища для себя ни богатства, ни почестей. Однажды уже немолодому Ивану Федорову один богатый землевладелец предложил в подарок деревню с крестьянами, чтобы он мог жить на покое, занимаясь собственным хозяйством. Иван Федоров ответил: «Не пристало мне в пахании и сеянии жизнь свою коротать. Вместо плуга мне дано ремесло художественное, вместо житных семян должен я рассевать по свету семена духовные и всем нуждающимся раздавать духовную пищу».
Сейчас в Москве неподалеку от Печатного двора стоит памятник Ивану Федорову, установленный в начале XX века.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Основание Киева. Возможные сюжеты: братья и сестра на холме на фоне пейзажа; ладья, плывущая по Днепру; строительство города. Иллюстрации для показа (не для срисовывания!): Н.К. Рерих «Заморские гости», «Город строят», «Славяне на Днепре». Памятник Кию, Щеку, Хориву и Лыбеди (фото). Обратить внимание: пейзаж (холм, внизу река, чтобы город было легче оборонять от врагов); одежда славян (белая с красной вышивкой по вороту, рукавам и подолу, рубахи длинные — у мужчин до колен, у женщин до щиколотки); ладья (большая, вместительная, нос украшен головой зверя или птицы, как крепится парус).

Вещий Олег. Возможные сюжеты: портрет Олега; поход на Византию (корабли на Днепре, конница, идущая берегом), корабли на колесах под стенами Царьграда, Олег перед костями коня. Иллюстрации: миниатюры из летописи (войско), вид древнего Киева (реконструкция), Царьград, иллюстрации В.М. Васнецова к «Песни о Вещем Олеге». Обратить внимание: как выглядит город-крепость (Киев и Царьград), доспехи и вооружение, конская сбруя.

Летописец Нестор. Сюжеты: Нестор за работой, Нестор расспрашивает старца. Иллюстрации: В.М. Васнецов «Нестор-летописец», вид Киево-Печерского монастыря. Обратить внимание: монашеское облачение, интерьер кельи. Нестор — святой (нимб вокруг головы), письменные принадлежности (перо, чернильница), стол.

Основание Москвы. Сюжеты: Юрий Долгорукий на вершине холма; трехголовый зверь; строительство деревянной Москвы. Иллюстрации: памятник Юрию Долгорукому; А.М. Васнецов «Основание Москвы»; иллюстрации к книге
В.Б. Муравьева «Всепрекрасное место московское». Обратить внимание: пейзаж (лес по берегам Москвы-реки), княжеские доспехи (вспомнить).

Александр Невский. Сюжеты: портрет Александра Невского, войско выходит из Новгорода; сражение. Иллюстрации: П.Корин «Александр Невский, вид Новгорода» (фото), бой (любая иллюстрация). Обратить внимание: новгородская архитектура, оружие, доспехи.

Дмитрий Донской. Сюжеты: войско в походе, Дмитрий Донской у Сергия Радонежского, ночь перед битвой, поединок Пересвета и Челубея, битва, воины находят раненого князя под березой. Иллюстрации: летописные миниатюры,
А.М. Васнецов «Кремль времен Дмитрия Донского», В.М. Васнецов или
М.И. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем», бой (любая иллюстрация), Дмитрий Донской (любая икона).

Иван Федоров. Сюжеты: портрет Ивана Федорова, Иван Грозный на Печатном дворе, окончание печатания «Апостола» (довольные печатники и груда книг — первый тираж был около 1000 экземпляров). Иллюстрации: памятник Ивану Федорову, вид Печатного двора, печатный станок (можно описать принцип работы), работа печатников (любая иллюстрация, можно почитать «Никиту и Микитку» В.Яна), «Апостол» (фото).

Рисунки Дмитрия Майстренко

Рейтинг@Mail.ru