Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2004

ЛАБОРАТОРИЯ

О методе проектов

В первой четверти двадцатого века американский педагог Уильям Киллпатрик разработал особый метод работы с детьми, позволивший индивидуализировать работу с учениками и выстраивать учебный процесс, исходя из их интересов. Пафос метода заключался в том, чтобы приблизить обучение к жизни, сделать содержанием обучения решение реальных жизненных проблем детей или поиск ответов на интересующие их вопросы. Дети накапливали знания и умения в процессе практической деятельности. Метод проектов был очень популярен в России в 20-е годы. Но у него были как сторонники, так и противники. Главные претензии к методу проекта состояли в том, что дети при таком обучении не получают систематических знаний, ими трудно управлять и еще труднее оценивать. Поэтому популярность метода сменилась в нашей стране полным его забвением, и лишь в связи с перестройкой и новыми общественными тенденциями интерес к нему возродился.
Сегодня метод проектов активно развивается зарубежом и в нашей стране, получил новые доказательства своей эффективности в различных ситуациях, очень популярен среди педагогов-инноваторов.
Однако неправильно полагать, что дети внутри проекта обязательно занимаются творчеством. Деятельность может носить вполне репродуктивный характер. Предположим, группа реализует проект «Сделаем участок для прогулок чистым». Ставится цель, планируются и реализуются действия, оценивается результат. Тот, кто подбирает бумажки и метет двор, занимается вполне разумным и понятным делом. Но, чтобы оно стало творческим, нужно, к примеру, придумать особые носилки, рационализирующие труд, или урны, бросать бумажки в которые одно удовольствие. Это уже не просто трудовая деятельность. В ней появляются элементы изобретательства и дизайнерского искусства. В этом случае проект может вывести некоторых (или большинство) детей на творческий уровень. И с этой точки зрения проектная деятельность предоставляет для творчества гораздо больше возможностей, чем обыкновенное занятие или урок, в процессе которого требуется усвоить некоторый объем заданной информации.
Поэтому использование проектного метода приветствуется приверженцами творческого развития ребенка и незаменим в детской исследовательской деятельности.

Вероника ДЕНИСОВА

Мы исследуем школу

Проект для будущих школьников

Сегодня мы знакомим читателей с интересным, на наш взгляд, проектом, разработанным педагогами начальных классов московской школы № 734, которой руководит знаменитый директор-новатор Александр Тубельский.
Посвящен он исследованию школы будущими учениками.
Это могут быть первоклассники. Тогда проект реализуется в первые дни сентября. Но в проекте могут принимать участие и дошколята-шестилетки, которым еще только предстоит переступить порог школы. Тогда самое удобное время для работы — месяц май.
В условиях комплексов «начальная школа — детский сад» реализация проекта не должна встретить организационные трудности. Если же дошколята идут учиться в другое образовательное учреждение, педагогам детского сада придется искать союзников в лице школьных учителей и школьной администрации.

Главная задача проекта — помочь ребенку адаптироваться к школе, освоить ее пространство, познакомиться с разными людьми, убедиться в их благожелательном к себе отношении.
В ходе реализации проекта дети много двигаются, решают поставленные задачи в комфортном для них темпе, выбирают партнеров для самостоятельной и групповой деятельности.
Проект предусматривает особенности самых разных по характеру и по психическим особенностям детей: тех, кто любит речь, и тех, кому удобнее выражать себя в схемах, рисунках, картах; тех, кому очень важно общение с живыми людьми, и тех, кто предпочитает опосредованное общение, например, через работу с текстами; тех, кому ближе замеры, подсчеты, измерения, и склонных к моделированию.

Результаты проектной деятельности, в зависимости от предпочтений детей, могут быть представлены либо в сочинении-фантазии на тему «Школа-мечта», либо в виде «Путеводителя по школе».
Форма «Путеводителя» может варьироваться от документальной с планами и схемами до поэтической.

В зависимости от желания детей они могут работать в парах, в командах или индивидуально.
Сначала дети, в связи с грядущими изменениями в жизни, с помощью педагога формируют важную задачу: «Прежде чем начнется их школьная жизнь, надо как можно больше узнать о школе».
Возможна игровая интрига: все превращаются в разведчиков или в следопытов. В связи с этим заключается договор о соблюдении некоторых правил и условностей, обсуждаются правила игры. Деятельность по исследованию школы вполне возможно перемежать с другими формами занятий. Имеет смысл включать в проект организационные и полезные дела. Так, исследуя школьную библиотеку, можно получить учебники для класса или принять участие в реставрации некоторых книг.

В начале проектной деятельности дети в беседе с педагогом выдвигают предположения, как устроена школа, какие в ней есть помещения, что в них делают. Здесь должны проявиться знания, почерпнутые из разговоров родителей, старших братьев и сестер, личный опыт, если ребенок уже бывал в школе, предположения, сформулированные на основе «здравого смысла», и совершенно фантастические идеи. Все высказанные соображения фиксируются педагогом на больших листах бумаги или на доске. К этим записям дети будут возвращаться по мере знакомства со школой, сверяя свои открытия с предположениями, дополняя их.
Дальнейшая работа предполагает чередование практической деятельности в школьном пространстве, обсуждения детских версий и прогнозов, углубления в предметный материал, потребность в котором обнаруживается по ходу проекта.
Можно выделить несколько блоков работ, причем в каждом конкретные задания могут видоизменяться, дополняться в зависимости от особенностей класса и конкретной ситуации.

Блок 1. Ориентируемся в пространстве школы

Этот блок работ направлен на развитие пространственного мышления через зрительное и кинестетическое восприятие; на развитие коммуникативных умений (на выработку общей стратегии поиска, умения договариваться и удерживать условия договора); на формирование конструктивного отношения к ошибкам. Конструктивное отношение к ошибкам предполагает выяснение того, насколько предположение разошлось с реальностью и как это можно исправить, а не поиск виноватых в допущенных ошибках.

Школа изнутри

Первый этап

Дети работают в группах по 4—5 человек; каждая группа выполняет свое задание. Задача — записывать и зарисовывать информацию в процессе путешествия по школе.

Задания командам:

— обследовать 1-й этаж;
— обследовать 2-й этаж;
— обследовать 3-й этаж;
— выяснить, сколько в школе окон, ступенек, дверей.

Задание выполняется в течение 15 минут. Условие — двигаться шагом (бегать по школе нельзя) и без шума, в классы не заглядывать.

Второй этап

После выполнения заданий все группы собираются в классе.
Все собранные сведения (названия кабинетов, результаты подсчетов) выписываются на доску. Выделяются непонятные слова. Детям предлагают дать толкование непонятных слов. Обсуждается, как можно уточнить их смысл.
Члены групп рассказывают, как им работалось вместе, смогли ли они действовать сообща, распределить работу, никого не потерять, выполнить все поставленные условия. Здесь принципиально продемонстрировать детям важность не только полученного результата, но и того, что происходило с ними в процессе работы, как это повлияло на результат и на их состояние.

Третий этап

Затем дети индивидуально или в парах изображают фломастерами весь пройденный маршрут или его фрагменты.

Школа снаружи

Первый этап

На прогулке дети обходят школьное здание, пытаются найти окна своего класса (или своего будущего класса) и других знакомых помещений. Вернувшись в класс, желающие изображают школьное здание, каким они его увидели. Затем каждому ребенку в конверте выдается секретное задание для родителей: изобразить здание школы.

Второй этап

На следующий день на доске развешиваются работы родителей. Учитель предлагает детям разделить все изображения на группы. Каждый предлагающий свой вариант классификации обосновывает его.

Из опыта

В нашем проекте были варианты разделения изображения на плоскостные (фасады) и объемные (аксонометрия, попытки изобразить в ракурсе); цветные и черно-белые, точно передающие облик нашей школы и фантазии родителей на тему школы, изображение плана или любые другие... При обсуждении различий и принципов группировки завязалась живая дискуссия между детьми, в которой они объясняли друг другу свое понимание пространственной конструкции и отражение ее в плане. Спонтанно родилась идея построить макеты школы, что и было сделано группами из разных подручных материалов (кубики, в том числе Зайцева с буквами, счетные палочки, конструктор). Все объяснения звучали на «детском языке», никакие определения понятий взрослыми не вводились.
План этажа начальной школы (этажа, где располагается кабинет будущих первоклассников).
На основе результатов предыдущей работы восстанавливается план этажа. Его начинает рисовать на доске педагог, а затем инициатива переходит к детям. Они уточняют детали, исправляют друг друга, спорят. Разрешается по очереди отправляться в коридор, чтобы понять последовательность, расположение кабинетов, лестниц, оценить расстояние между ними.

Отгадываем «пространственные загадки»

«Пространственные загадки» можно загадывать детям внутри других видов работ, по мере того, как они выполняют свои задания и должны ждать, пока с работой справятся другие.
Пространственные задания выполняются индивидуально или парами. Ребенок получает карточку, на которой написана инструкция или с помощью понятных значков нарисована схема движения такого типа: спустись на два этажа, поверни налево, пройди по коридору до конца. Какой кабинет ты видишь? Выполнив все указанные или обозначенные действия, ученик возвращается с ответом. Если он ошибся, можно попробовать пройти заданный маршрут еще раз, но уже с помощником из числа детей.
Когда дети освоятся с выполнением заданий подобного типа, можно предложить им самим придумывать загадки и давать друг другу задания.

Блок 2. Считаем и измеряем

Числа в школе

Этап первый

Дети работают тремя командами. Каждая получает лист, на котором написаны подряд номера школьных кабинетов.
Числа записаны в несколько строк (по количеству этажей в школе). Задание каждой команде: путешествуя по школе, обвести кружком числа, соответствующие номерам существующих кабинетов, и вычеркнуть те, которые не обнаружены. Кабинеты каждого этажа обводить заданным цветом. Условие: выносить лист с заданием из класса нельзя. То есть в школьных коридорах нужно действовать без опоры на инструкцию. Это тормозит спонтанный порыв детей бежать по школе, заставляет команду придумывать способ выполнения задания. Педагог помогает советами, принимает работу, указывает на ошибки и предлагает их исправить.

Этап второй

После окончательного возвращения команд все три листа сверяются. Дальше возможно развитие «математической» линии: можно обсудить, на сколько обычно отличаются номера соседних кабинетов, почему номера кабинетов первого этажа — числа до 20, второго — до 30 и т.д. Желающие могут подсчитать по получившимся записям количество кабинетов на этаже и в школе. Это одна из ситуаций, когда дети могут почувствовать, что числовые закономерности скрываются повсюду в окружающем мире. Причем менее «продвинутые» в математике дети остановятся на наблюдении принципа построения натурального ряда (каждое следующее число больше на 1), а другие продвинутся дальше. Любители счетных операций тоже смогут реализовать свой интерес.

Измеряем школьное пространство

Измерять можно разными мерками (шагами, прыжками, портфелями и т.д.) и сравнивать результаты между собой. Если дети знакомы с общепризнанными единицами измерения, их можно «вооружить» рулетками, линейками и сантиметровыми лентами. Мерить можно все, что угодно, — в классе и за его пределами. Обсуждается наличие разных параметров у плоских и объемных объектов.

Блок 3. Кто работает в школе

Выясняя, что где в школе находится, дети сталкиваются с разными взрослыми. В их задачу входит узнать, как кого зовут, чем этот человек занимается. Если дети чувствуют себя достаточно свободно и раскрепощенно, можно предложить им воспользоваться формой интервью и специальной техникой в виде диктофона. Темы интервьюирования могут быть самыми разными. Все взрослые в школе должны быть предупреждены о появлении исследователей. Каждый ребенок, берущий интервью, имеет соответствующую визитку. Можно сделать детям «командировочные удостоверения», с которыми они отправятся на уроки в другие классы. В зависимости от возможностей и интересов командированного, он может получить задание найти в каком-нибудь кабинете определенные предметы или попытаться понять и сообщить, чем в этом классе занимаются, о чем шла речь. Понятно, что игра с командировками возможна только при предварительном договоре со школьными учителями.

Блок 4. Итоговые сочинения

Общим итогом исследовательской работы могут стать тексты, сочиненные детьми. Фиксирует их взрослый — от руки или с помощью диктофона.
Это могут быть короткие инструкции о том, к кому и куда надо обращаться, если ты нашел чужую вещь или потерял свою; как записаться в спортивную секцию или в какой-нибудь кружок, как отыскать кабинет врача и т.п.
Особый интерес представляет сочинение историй, в которых главными героями выступают школьные вещи. Перед этим можно почитать детям сказки Андерсена, в которых повествование ведется от имени вещей.

В данном проекте может не быть специально организованного финала. Деятельность продолжается до тех пор, пока существует интерес детей к исследованиям. Зримым результатом может стать номер стенной или напечатанной газеты, в котором будут собраны тексты, схемы, графические математические модели, результаты измерений, интервью. Тогда издание газеты станет запоминающимся финалом, а возможно, положит начало новому, «журналистскому», проекту.

Рисунки Владимира Семеренко

 

Рейтинг@Mail.ru