Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2004

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ АССОРТИ

Придумывают психологи

По материалам конкурса «Мои рабочие находки»

В том кабинете дуб зеленый

Этому дубу уже 8 лет. «Растет» он в кабинете психолога детского сада № 52 «Синичка» г. Балашихи Московской области.
Под ним ведутся задушевные разговоры, разыгрываются мини-спектакли. В дупле то и дело обнаруживаются «секретики» или таинственные задания. Иногда здесь находит пристанище какая-нибудь «говорящая» птичка или зверек. Под корнями может спрятаться малюсенькая мышка. А может — громадный медведь. Крона может изменяться в зависимости от характера возлагающихся на дуб задач — например, в соответствии с сезонами года.
По желанию психолога дуб легко превращается в чудо-дерево, на ветвях которого растут буквы и цифры, а его ветки становятся тренажером на пространственную ориентацию.
Сделано дерево в технологии проклеенной ткани, из ветхих простыней, предварительно окрашенных, а потом вымоченных в клейстере с добавлением клея ПВА. Корни и дупло укрепили картоном.
Просохшую ткань выкрасили в нужные цвета и покрыли двумя слоями лака. Благодаря лакировке дуб можно протирать от пыли и даже мыть.

По материалам Н.МИТРОХИНОЙ,
постоянного читателя газеты «Дошкольное образование»

Сенсорный поезд со станции «Сливочная»

Коробочки из-под масла, стаканчики из-под йогурта, колечки от пирамидки — все это необходимые детали для изготовления симпатичного поезда, призванного развозить цветные мешочки. С помощью малышей, конечно. А малыши, занятые этой серьезной работой, по ходу дела должны запоминать цвета, группировать предметы, придумывать названия «железнодорожным» составам в зависимости от того, чем они нагружены. Или по каким-нибудь другим признакам.

По материалам письма Галины КОСКОВОЙ,
методиста «Начальной школы — детского сада» № 8,
г. Добрянка, Пермская область

 

Волшебная книга

В группах детского сада «Дюймовочка» с. Субботино Красноярского края образовательную среду стараются наполнить не только развивающими, но и психотерапевтическими элементами.
Это познавательные книги с мягкими тканевыми страницами, с изображением различных природных явлений и приспособлениями для тренировки пальцев. Это безликие куклы, сделанные по образцу народной куклы-скрутки, которых можно наделить различным характером и приписать им различные эмоциональные состояния — в зависимости от фантазии ребенка и сюжета сочиняемой сказки.

Семейка гномиков

«Семейка гномиков» — пособие для развития эмоционального восприятия ребенка. Как мы помним, впервые гномов с разными характерами и устойчивой склонностью к определенным эмоциям придумал гениальный аниматор Уолт Дисней. Только в знаменитом мультфильме (как и в сказке братьев Гримм) гномов было семь. А в психологическом пособии Ирины Масленниковой, психолога детского сада № 4 п. Шушенское, — пять. Это плоскостные маски, изображающие гномиков и выполненные каждая в своей цветовой гамме. У всех персонажей есть имена, отражающие их характер и ту эмоцию, которую они демонстрируют. Маски выполнены из разных материалов, предоставляющих богатые возможности для тактильных ощущений.
Занятия с пособием проводятся в два этапа.
На первом этапе дети знакомятся с гномами, придумывают им имена (или определяют, кого как зовут), пытаются определить, каким голосом каждый персонаж может говорить, изображают его эмоцию, «расселяют по домикам» и т.п. Работу с масками можно обогатить познавательными элементами, связанными с различением и определением геометрических фигур, использованных при изготовлении маски.
Второй этап предполагает более сложные задания. В них развивается ассоциативное восприятие и мышление, требуется соотнести эмоцию гномов с настроением музыки, пейзажа, с характерами животных. Дети учатся передавать эмоцию в образах, создаваемых в процессе продуктивной деятельности — лепки, рисования, аппликации, а также в сочинении сказок.

Троны для маленьких принцев

В психологическом кабинете детского сада № 61 «Теремок» г. Йошкар-Олы существует не совсем обычная мебель — «стулья-троны». Необычность их заключается в том, что они служат не только для того, чтобы на них сидели, но и выступают в роли дидактического пособия.
«Трон» снабжен чехлом с накладными карманами и съемным тканевым «гобеленом». Карманы крепятся к чехлу с помощью ленты-липучки и используются для размещения раздаточного материала, карточек-заданий или атрибутов к играм. «Гобелен» крепится к спинке стула. Сделан он из плотного полотна с рядами отверстий по нижнему и верхнему краю (для шнурования) и с прозрачными пуговицами в середине. С помощью пуговиц к тканевой основе прикрепляются предметные картинки.

Игра «Укрась домик»

Материал: мелкие предметы, ленточки, заколки, прищепки.

Ход игры. Дети размещаются на стульчиках по кругу. В центре кабинета — коробка с «украшениями». Каждый может взять, что захочет и украсить свой домик. Акцент делается на доброжелательное распределение атрибутов и умение договариваться.

Игра «Пригласи в гости»

Материал: мелкие предметы, ленточки, заколки, прищепки, длинная лента, прикрепленная к каждому стулу.

Ход игры. Дети размещаются по желанию. И украшают свой «стульчик-трон». Далее один из участников произносит фразу: «Я хотел бы пойти в гости к тому, у кого стульчик украшен красным бантиком, желтой звездочкой, веселым человечком и т.д. Тот игрок, о чьем домике идет речь, должен об этом догадаться. Затем игрок, который загадывает, и игрок, который угадывает, связывают свои стульчики лентой. Делают «дорожку» друг другу и меняются местами.

Игра «Дружная пара»

Материал: панели, пристегивающиеся картинки, шнурки.

Ход игры. Детям дается задание разбиться на пары. Договориться, кто будет выполнять задания стоя, кто — сидя. Стоящий ребенок дает задание сидящему — тот выполняет. Затем меняются ролями.
После этого детям предлагается придумать общий сюжет и выполнить его совместно. Сделать вывод, когда им было работать легче.

Игра «Кладоискатели»

Материал: карманы, парные картинки, на одной из которых условные обозначения сторон: правая — «П», левая — «Л», мелкие игрушки или конфеты.

Ход игры. Дети размещаются по желанию. У каждого в одном из карманов карточка с указанием места расположения следующей карточки или с местом расположения «клада».
Например: ребенку дается карточка с изображением веселого слоненка, внизу карточки стоит значок «П». Значит, надо искать следующую карточку в правом кармане стульчика, на котором картинка с веселым слоненком.
Игрок, который правильно находит картинку, занимает место сидящего на этом стуле, а тот продолжает искать.
Игра продолжается до тех пор, пока не будет найден клад (игрушки или конфеты).

«Кукольные настроения»

Куклы-ложки известны педагогам, занимающимся кукольным театром. Но их можно использовать и в психологической работе.
Вот такие ложечные куклы использует в своей работе Татьяна Лулакова.
Одна из игр с ложками — изобразить эмоцию, которую выражает кукла-ложка. Другая игра — чтение стихотворения с заданной эмоцией. Дети знакомятся с текстом или повторяют уже знакомый текст. Затем кто-то из детей с закрытыми глазами выбирает ложку, определяет ее настроение и пытается прочитать выученное стихотворение в соответствующей «тональности».
А это — «эмоциональные» куклы. У каждой — свое настроение. В зависимости от настроения с куклой надо обращаться соответствующим образом.

По материалам письма Татьяны ЛУЛАКОВОЙ,
педагога-психолога детского сада № 34, г. Зеленодольск

 

Рейтинг@Mail.ru