Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2004

РАБОЧИЙ СТОЛ

Катерина ПОЛИВАНОВА

Продолжение. Начало см. в № 6/2004

Шестилетки дома

Из книги «Такие разные шестилетки»

Телефон для справок: 282-51-35
Адрес издательства «Генезис»: 129366, Москва, ул. Ярославская, д. 21
E-mail: info@genezis.ru

Приложение 1

Методика «Зеркало» 1

Необходимые материалы:

— стимульный материал: три рисунка (рис. 1, рис. 2, рис. 3), выполненные на листах белой бумаги размера А4 или А5. Рисунки черно-белые;
— зеркало (прямоугольное), размером вполовину меньше листа с рисунками;
— листы белой нелинованной бумаги размером с зеркало — по три на каждого ребенка;
— простой карандаш, ластик.

Рис. 1

Рис. 1

Рис. 2. Рисками сверху и снизу обозначено положение зеркала

Рис. 2. Рисками сверху и снизу обозначено положение зеркала

Рис. 3. Рисками сверху и снизу обозначено положение зеркала

Рис. 3. Рисками сверху и снизу обозначено положение зеркала

Время, необходимое для проведения диагностики: 20—30 минут.

Процедура диагностики:

Диагностика проводится индивидуально. Состоит из предварительной беседы и трех серий собственно диагностической работы. В первой и третьей сериях ребенок работает самостоятельно (психолог, дав задание, садится в стороне от ребенка), во второй психолог сидит рядом с ребенком, поощряя его. Удобнее, если психолог сидит именно рядом с ребенком, а не напротив, так как, располагаясь напротив, труднее понять, верно ли ребенок понимает отношения право — лево.

Предварительная беседа

Психолог (П) предлагает ребенку (Р) рассмотреть отражение рисунка (рис. 1) в зеркале, обращая его внимание на то, что в зеркале элементы рисунка (отношения право — лево) меняются местами. Беседа может проходить так:

П.: Ты когда-нибудь рассматривал себя в зеркале? Как ты думаешь, зеркало все точно отражает?

Р.: Да, все точно.

П.: Давай проверим! (Ставит зеркало рядом с рисунком. Листок с рисунком (рис. 1) лежит на столе, а зеркало экспериментатор держит вертикально; см. рис. 4.) Все правильно?

Р.: Да.

П.: В какую сторону девочка бросает мяч?

Р.: (отвечает или хотя бы показывает рукой).

П.: А в зеркале?

Р.: Действительно, здесь в другую сторону.

Затем психолог и ребенок вместе обсуждают особенности отражения: рисунок в зеркале точно такой же, как и образец, только все, что было справа, стало слева, и наоборот. Не важно, что ребенок в этом возрасте может не знать (или путать) право и лево. Разницу он замечает. Когда ребенок обнаруживает разницу и может показать элементы рисунка и элементы отражения как зеркальные (на рисунке бантик справа, а в зеркале — слева и т.п.), можно переходить к первой серии диагностики.

Рис. 4

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 6

Серия 1

Этап 1. Инструкция

Психолог говорит следующее: «Сейчас ты будешь рисовать зеркальные рисунки сам. Я дам тебе рисунок, вот он (предъявляется рис. 2), а ты должен нарисовать его так, как он будет отражаться в зеркале. Представь себе, что здесь (при этом психолог ставит вертикально чистый листок бумаги) стоит зеркало (см. рис. 5). Нарисуй, пожалуйста, на чистом листе, как этот рисунок будет отражаться в зеркале».
Затем психолог кладет чистый листок справа, закрывая при этом часть рисунка (см. рис. 6). Само зеркало при инструкции не используется!
После этого психолог говорит: «Я сейчас занят и не могу с тобой рисовать, ты попробуй сам», и отворачивается, как бы занимаясь своими делами.

Этап 2. Исполнение

Ребенок рисует, психолог «занят своими делами», не отвечая на вопросы ребенка, если они у того возникают: «Я сейчас не могу тебе помочь, ты попробуй сам».

Этап 3. Проверка

П.: Теперь давай посмотрим, что у тебя получилось.

Психолог берет зеркало, ставит его на лист, с которым работал ребенок, так, как это было показано на этапе инструктирования ребенка.
Заглядывая в зеркало, психолог и ребенок сравнивают его рисунок с изображением в зеркале. В зеркале рисунок отражается так, как его должен был изобразить ребенок (см. рис. 7а).

П.: Давай посмотрим, у тебя так же получилось? Твой рисунок похож на то, что видно в зеркале?

Р.: (отвечает).

П.: Так, остальное все правильно?

На этом этапе диагностики взрослый не указывает на неточности в рисунке ребенка. Несоответствия выявляет сам ребенок, а взрослый его к этому только побуждает.

Серия 2

Этап 1. Инструкция

П.: Теперь ты уже научился рисовать зеркальные рисунки, да и я теперь свободен, давай попробуем сделать это еще раз. Вот тебе новый рисунок (рис. 3), снова представь себе, что здесь находится зеркало (рис. 5), и ты опять нарисуешь, как этот новый рисунок будет отражаться в зеркале.

Реальное зеркало опять не используется, листок бумаги сначала изображает зеркало, а потом кладется справа (см. рис. 6).

Этап 2. Исполнение

Предлагаемый в качестве образца второй рисунок (рис. 3) мало чем отличается от первого (рис. 2), ребенок вновь выполняет задание. Теперь взрослый сидит рядом с ребенком, подбадривая его. Эта ситуация провоцирует ребенка на обращение к экспериментатору за помощью, но тот не помогает ребенку, а только поддерживает его, демонстрируя заинтересованность.

Р.: А что мне теперь рисовать? А дерево будет видно?

П.: Попробуй сам, я не знаю, как правильно.

Этап 3. Проверка

П.: Теперь давай посмотрим, что у тебя получилось.

Психолог берет зеркало, ставит его на листок, с которым работал ребенок, так, как было показано на этапе инструктирования.

Заглядывая в зеркало, психолог и ребенок сравнивают получившийся результат с отражением в зеркале. В зеркале рисунок (рис. 3) отражается так, как он должен был бы быть изображен ребенком (рис. 7а).

П.: Давай посмотрим, у тебя так же получилось? Твой рисунок похож на то, что видно в зеркале?

Р.: (отвечает).

П.: Так, остальное все правильно?

На этом этапе важно, что в случае, если ребенок не замечает самостоятельно всех несоответствий в своем рисунке, взрослый обязательно указывает ему на них (в отличие от серии 1, когда на неточности указывал сам ребенок). Теперь важно, чтобы все особенности зеркального рисунка были выявлены и обсуждены.

Серия 3

Этап 1. Инструкция

П.: Ты теперь уже все видел сам, все знаешь, сделай-ка этот рисунок еще раз.

Ребенку дают опять тот же рисунок, что и в предыдущей серии (рис. 3). Это важно: теперь ребенок работает практически по образцу (он только что видел в зеркале то, что необходимо нарисовать).

П.: А теперь ты уже научился рисовать «хитрые» картинки, знаешь, как надо это делать. Сейчас я уйду, а ты, теперь уже совсем без ошибок, сделай рисунок еще раз. Снова возьми вот эту картинку и нарисуй ее так, как она выглядит в зеркале.

Этап 2. Исполнение

Ребенок выполняет задание, взрослый сидит поодаль.

Этап 3. Проверка

Этот этап проводится, только если ребенок сам на нем настаивает. Поскольку вся информация о работе ребенка уже получена, то форма проведения этого этапа может быть любой. В заключение взрослый хвалит ребенка за сообразительность и усердие, и на этом процедура завершается.

Таким образом, диагностическая процедура состоит из трех серий:

Серия 1. Ребенок пробует сделать рисунок самостоятельно, без всякого участия взрослого.

Серия 2. Ребенок выполняет задание в присутствии взрослого, подбадривающего его, но не помогающего справиться с задачей.

Серия 3. Ребенок вновь делает работу самостоятельно, причем на этом этапе он должен фактически повторить уже сделанный им во второй серии рисунок. При этом ребенок уже обсудил его со взрослым и знает все свои ошибки.

Оценка результатов

Методика позволяет выделить пять типов выполнения задания и соответственно пять типов шестилеток. Основой для выделения типов является динамика качества выполнения инструкции от серии к серии (см. табл. 1).

Таблица 1

Тип выполнения задания в зависимости от присутствия (отсутствия) взрослого

Таблица 1. Тип выполнения задания в зависимости
        от присутствия (отсутствия) взрослого

«Дошкольники»

Дети этого типа во всех сериях методики выполняют задания на низком уровне, не придерживаясь основного правила — выполнить рисунок зеркально. Характерно, что при проверке они правильно анализируют свой результат, «видят» свои ошибки, но в следующих сериях вновь повторяют их. Иногда после долгого обсуждения задания и своих ошибок они выполняют «рисунок на свободную тему», мало напоминающий образец. Такое изменение исходного рисунка (не согласно инструкции, а «как захотелось») характерно для «дошкольников».

«Почти ученики»

В первой серии эти дети действуют так же, как только что описанные «дошкольники». Могут придумать сюжет, могут добавить к своему рисунку новые детали. Однако в их работе уже обнаруживается чувствительность к предмету задания — правилу. Они пытаются изобразить хотя бы часть деталей зеркально — в соответствии с предложенным правилом (рис. 7б, в).

Участие в их работе взрослого коренным образом меняет характер действий таких детей. Они с интересом обсуждают с ним свои ошибки и на следующем этапе действуют уже совершенно иначе. Второй рисунок, даже если он и не вполне соответствует требованию зеркальности, уже отражает стремление к точному выполнению правила. Такие дети стараются не допустить в нем тех ошибок, которые обнаружили при проверке первого рисунка. Теперь в их работе уже отсутствует привнесенный игровой сюжет, нет лишних элементов. Характерно, что в первой серии у них отсутствуют обращения к взрослому, а во второй — то и дело звучат вопросы: «А у меня верно?», «А теперь мне что рисовать?». Взрослый не отвечает на вопросы ребенка (таковы условия эксперимента), лишь побуждает его продолжать работу. Однако даже бессодержательное присутствие взрослого оказывается для таких детей мощным стимулом к анализу предложенного предметного материала, к его переосмыслению в связи с выполняемым правилом: «Так, теперь солнышко нарисую. Оно будет как в зеркале, наоборот!» Это стремление удержать правило в открытой вербальной (словесной) форме очень характерно для таких учеников.

В третьей серии ребенок уже сам запоминает правило (иногда также повторяя его вслух) и адекватно справляется с заданием (рис. 7а).

«Ученики»

Дети этого типа с первой серии стараются выполнить работу так, как требуется. Если сначала в их рисунке и есть ошибки, то они связаны с объективной трудностью

такого рода работы. (Задание требует от ребенка создания рисунка, симметричного заданному, а отношения симметрии еще не скоро будут понятны в обобщенном виде.) Однако главное в работе этого типа детей — стремление следовать правилу, и со временем они начинают это делать. Обычно в третьей серии ребенок уже совершенно правильно исполняет зеркальный рисунок (рис. 7а).

«Псевдоученики, или школяры»

В первой серии эти дети рисуют, стараясь удержать и выполнить инструкцию. Они достаточно точно понимают суть задания, стараются выполнить его правильно (в меру возрастных особенностей овладения отношениями симметрии) (рис. 7б, в). Однако включение в работу взрослого уже на этапе проверки выполнения первого рисунка (серия 1, этап 3, Проверка) неожиданно «блокирует» активность ребенка. Появляются пассивность, скованность, нежелание обсуждать со взрослым содержание задания. Проявив завидную смекалку в выполнении рисунка, ребенок не хочет замечать мелких и вполне очевидных ошибок, точнее, не хочет обсуждать их со взрослым.

Во второй серии дети нередко вовсе отказываются от выполнения задания. Иногда, нарушая правила работы с методикой, взрослому приходится последовательно диктовать ребенку, что конкретно он должен делать. Вот такие указания принимаются с готовностью. Дети как бы отдают инициативу в работе взрослому, заранее признавая его правоту и не пытаясь высказать собственное мнение. Если же взрослый старается добиться от ребенка выражения его собственного мнения, тот проявляет пассивность, причем очень настойчиво (то есть — молчит, не отвечает на вопросы). В результате качество выполнения снижается (рис. 7г).

 

Рис. 7а. Точное выполнение — 3 балла

Рис. 7а. Точное выполнение — 3 балла

Рис. 7б. Неточное выполнение — 2 балла

Рис. 7б. Неточное выполнение — 2 балла

Рис. 7в. Неправильное выполнение (изображены детали, которые не могут отразиться в зеркале) — 1 балл

Рис. 7в. Неправильное выполнение (изображены детали, которые не могут отразиться в зеркале) — 1 балл

Рис. 7г. Неправильное выполнение (несоблюдено направление расположения фигур) — 0 баллов

Рис. 7г. Неправильное выполнение (несоблюдено направление расположения фигур) — 0 баллов

В третьей серии дети демонстрируют качество рисунка не выше, чем во второй, а порой и ниже. И это несмотря на то, что на этапе проверки во второй серии они в зеркале увидели то, что должно быть изображено на их рисунках.

Как второй, так и третий рисунки отличаются некоторым формализмом, схематизмом.

Другой вариант — дети скованно реагируют на вопросы на этапе проверки в первой серии, во второй серии рисуют лишь элементы рисунка, затем начинают настойчиво отказываться от выполнения задания.

«Коммуникаторы»

В первой серии эти дети, как правило, не ориентируются на содержание задания. Рисунок получается близким к тому, что сделал бы дошкольник. Там может быть собственный сюжет, лишние детали, но может обнаружиться и попытка выполнить правило (рис. 7в, г).

Уже при совместной со взрослым проверке первого рисунка обнаруживается резкий скачок активности ребенка. Если в работе обнаружатся ошибки, он с большой заинтересованностью объясняет, почему эти ошибки возникли, причем объяснения, как правило, не касаются объективных причин. Ребенок никогда не признается, что чего-то не понял. Скорее, он будет пенять на плохую бумагу, тупой карандаш, хотя речь вовсе не идет об аккуратности.

Во второй серии, работая в присутствии взрослого, ребенок очень много говорит, объясняет, задает вопросы, не слушая ответов на них. Уровень второго рисунка ребенка обычно оказывается выше, чем в первом случае (рис. 7а, б). В третьей серии качество рисунка вновь ухудшается. Иногда даже рисунок вновь оказывается «дошкольным», то есть совершенно не соответствующим правилу (рис. 7в, г). И это при условии, что ребенок дважды уже обсудил содержание задания, сделал второй рисунок соответствующим правилу, продемонстрировал понимание задания.

Приложение 2

Методика «Раскраска» 2

Методика состоит из двух модификаций: «Елочка» и «Дерево», которые идентичны по процедуре, но отличаются друг от друга стимульным материалом. Диагностическая процедура может включать в себя проведение одной из модификаций, однако если у педагога или психолога возникают сомнения в интеллектуальной готовности ребенка, через несколько дней (3—7) можно провести повторную диагностику с помощью уже другой модификации.

Модификация «Елочка»

Необходимые материалы:

— лист с нарисованным на нем цветным образцом (рис. 8);
— листы белой бумаги с нарисованными на них контурами елочек (рис. 9) — по два на каждого испытуемого;
— набор цветных карандашей (важно, чтобы это был именно набор, а не один карандаш!).

Рис. 8

Рис. 8

Время, необходимое для проведения диагностики: 10 минут.

Процедура диагностики:

Диагностика проводится индивидуально. Процедура включает в себя две серии. В первой серии психолог, дав задание, садится в стороне от ребенка, во второй — сидит рядом, поощряя его.

Серия 1

Этап 1. Инструкция

Психолог говорит следующее: «Детям в детском саду дали задание — раскрасить елочки (ребенку предъявляется образец — раскрашенный рисунок елочки, рис. 8, и дается листок с нарисованным на нем контурным рисунком елочки, рис. 9), но оказалось, что они еще не могут этого сделать. Они умеют раскрашивать только игрушки на елке, а саму елку им раскрашивать трудно. Мы решили сделать так: елочку раскрашивают школьники (или, если методика проводится в детском саду, старшие дети), а игрушки нарисуют малыши. Поэтому ты должен раскрасить эту елку зеленым цветом, а для игрушек оставить пустые места. Игрушки потом нарисуют малыши. Я сейчас занят и не могу с тобой рисовать, попробуй, пожалуйста, выполнить это задание сам».

Рис. 9

Рис. 9

Этап 2. Исполнение

Ребенок раскрашивает контур, психолог садится поодаль, изображая «занятость». Ребенок работает самостоятельно. Если ребенок обращается к психологу с вопросами или за помощью, психолог отвечает уклончиво: «Попробуй сам», «Сделай, как считаешь нужным».

Этап 3. Проверка

Психолог предлагает ребенку посмотреть на рисунок, который у него получился, и самому обнаружить ошибки, если они есть.

Например:

П.: Посмотри, правильно ли ты закрасил елочку?

Или: А как ты думаешь, малышу легко будет выполнить свое задание — нарисовать и раскрасить игрушки на елке?

При этом психолог напоминает ребенку о правиле (раскрашивать только елку, оставляя места для игрушек), но не указывает прямо на ошибки, которые ребенок допустил, выполняя это задание.

Серия 2

Этап 1. Инструкция

Психолог дает ребенку новый листок с контурным изображением елочки (рис. 9) и говорит: «Теперь я свободен, давай попробуем еще раз. Вот тебе новый листок, раскрась его, пожалуйста. Закрашивать надо только елочку, а для игрушек надо оставлять место, их будут рисовать малыши».

Этап 2. Исполнение

Ребенку дают новый листок с контурным рисунком, карандаши. Взрослый сидит рядом с ребенком, внешне изображая участие, однако не отвечает на содержательные вопросы и не оказывает реальной помощи.

Этап 3. Проверка

Поскольку вся информация о работе ребенка уже получена, то форма проведения этого этапа может быть совершенно любой. В заключение взрослый хвалит ребенка за сообразительность и усердие, и на этом процедура завершается.

Модификация «Дерево»

Эта модификация методики «Раскраска» полностью дублирует модификацию «Елочка», отличаясь от нее лишь стимульным материалом (см. рис. 10, 11), и обычно используется для отслеживания отсроченных результатов.

Рис. 10

Рис. 10

Рис. 11

Рис. 11

Оценка результатов

Каждый из рисунков оценивается соответствующим количеством баллов:

0 баллов:

Рис. 12а. Неправильное выполнение — 0 баллов

Рис. 12а. Неправильное выполнение — 0 баллов

а) контур елочки закрашен полностью, места для игрушек не оставлены (рис. 12а);

Рис. 12б. Неправильное выполнение — 0 баллов

Рис. 12б. Неправильное выполнение — 0 баллов

б) полностью воспроизведен рисунок-образец (контур закрашен, нарисованы игрушки) (рис. 12б).

Рис. 12в. Неточное выполнение. Грубое несоответствие расположения игрушек — 1 балл

Рис. 12в. Неточное выполнение. Грубое несоответствие расположения игрушек — 1 балл

1 балл: места для игрушек оставлены, но они не соответствуют расположению игрушек на образце (грубое несоответствие) (рис. 12в).

Рис. 12г. Неточное выполнение. Несоответствие размера и формы игрушек — 2 балла

Рис. 12г. Неточное выполнение. Несоответствие размера и формы игрушек — 2 балла

2 балла: места для игрушек оставлены, но они не соответствуют расположению игрушек на образце (несоответствие размера, формы), то есть выполнение правильное, но есть небольшие отклонения от образца (рис. 12г).

Рис. 12д. Правильное выполнение — 3 балла

Рис. 12д. Правильное выполнение — 3 балла

3 балла: задание выполнено правильно — контур закрашен, места для игрушек оставлены в соответствии с образцом (рис. 12д).

Методика не дает возможности определить коммуникативный тип, но нарочито демонстративное невыполнение требований методики, например вызывающая небрежность рисунков, позволяет предположить коммуникативный вариант отношения к правилу.

Дети, успешно выполнившие вторую серию методики «Елочка», при повторной диагностике, проводимой уже с помощью другой модификации, могут опять продемонстрировать неумение следовать правилу. Это свидетельствует о нестойкости обучающего эффекта. Такие дети могут быть особенно «проблемными». При обучении в школе создается иллюзия их положительной динамики, однако при проверке часто обнаруживается, что обучающие результаты крайне недолговечны. Это говорит об относительно высокой личностной готовности таких детей, но при этом и о низком уровне их специальной интеллектуальной подготовленности. В таком случае необходимо обратить особое внимание на коррекцию низких интеллектуальных достижений ребенка. Подобным детям показана индивидуальная работа с педагогом, желательно — в сотрудничестве с родителями.

Таблица 2

Соответствие результатов диагностики, проведенной с помощью методики «Раскраска», и типов готовности к школе

Таблица 2. Соответствие результатов диагностики, проведенной с помощью методики «Раскраска», и типов готовности к школе

Приложение 3

Методика «Колдун»3

Необходимые материалы:

— наборы рисунков-образцов (рис. 13 а, б, в, 14 а, б, в, 15 а, б);
— листы белой нелинованной бумаги;
— набор цветных карандашей.

Время, необходимое для проведения диагностики: 15 минут.

Процедура диагностики:

Диагностика проводится индивидуально, включает в себя 3 серии.

Серия 1

Этап 1. Инструкция

Психолог говорит следующее: «Вот посмотри, какие у меня картинки (предъявляется набор картинок — рис. 13 а, б, в). Не удивляйся, что я такие скучные фигуры называю картинками. Здесь были нарисованы разные вещи, но пришел злой колдун и заколдовал картинки, так что остались одни только контуры. Вот тебе волшебные палочки (ребенку дают цветные карандаши и чистые листы бумаги). С их помощью ты можешь расколдовать картинки, сделав их снова красивыми и интересными. Подумай, что здесь было нарисовано раньше, и «расколдуй» картинки. Ты пока рисуй, а я закончу свою работу. Потом позанимаемся вместе».

Отметим, что рисунки 13в,14в, 15б — конфликтные. Они не соответствуют инструкции, так как представляют собой уже законченные изображения.

Важно также иметь в виду, что ребенок должен рисовать на чистых листах, а не дорисовывать образцы.

Рис. 13

Рис. 13

Рис. 14

Рис. 14

Рис. 15

Рис. 15

Этап 2. Исполнение

Во время выполнения задания ребенок сидит за отдельным столом, психолог находится в отдалении от него.
Если ребенок долго не приступает к работе, психолог в ненавязчивой форме подбадривает его, торопит. В случае обращения ребенка за помощью или разъяснением взрослый уклоняется от прямых указаний, ограничиваясь ответами типа: «Сейчас, я только допишу...», «Я еще не закончила, подумай сам», «Как считаешь нужным, так и делай» и т.п. Если испытуемый отказывается «расколдовать» третий рисунок — неваляшку (рис. 13в), ему предлагают закончить работу и переходят ко второй серии.

Серия 2

Этап 1. Инструкция

Психолог: «Сейчас я освободился, давай вместе будем расколдовывать картинки (ребенку предъявляют второй набор картинок — рис. 14 а, б, в — и дают новые чистые листы). Посмотри на первую картинку. Как ее можно расколдовать?» (То же относительно других рисунков.)

Этап 2. Исполнение

Взрослый сидит рядом с ребенком, но не вмешивается в его работу, не подсказывает. На вопросы он отвечает: «Нарисуй, я посмотрю, как это у тебя получится», «Попробуй нарисовать то, что ты придумал, потом посмотрим вместе», и т.п.
Кроме того, психолог говорит подбадривающие слова. Если малыш отказывается выполнить задание с конфликтным рисунком, он соглашается с ним: «Действительно, этот рисунок здесь случайно».

Серия 3

Этап 1. Инструкция

Психолог: «Ну вот, ты уже научился расколдовывать разные картинки, теперь постарайся сделать этот рисунок очень-очень красивым! (предъявляется третий набор картинок — рис. 15а, б). Эти рисунки (их два, а не три, как было в предыдущих сериях) — провокационные. На первом (рис. 15а) дан контур, напоминающий автобус, на втором — автобус. В третьей серии уже нет необходимости в двух контурных рисунках, так как основная информация о типе работы ребенка собрана. Следует обратить внимание на сохранение типа отношения к конфликтному рисунку (рис. 15б).

Этап 2. Исполнение

Психолог вновь садится поодаль. Ребенок выполняет задание самостоятельно.

Оценка результатов

Основой для характеристики типа ребенка является качество выполнения рисунков, их содержание, количество деталей, тщательность прорисовки. Особое внимание следует обратить на то, как испытуемый относится к конфликтному рисунку, присутствующему в каждой серии. На основании сравнительного анализа трех рисунков с учетом особенностей поведения ребенка во время эксперимента делается вывод о типе, к которому можно отнести испытуемого.

Учебный тип

Дети учебного типа характеризуются независимым от ситуации общения со взрослым содержательным выполнением задания. Они, как правило, работают молча, обращения к взрослому редки. Отношение к конфликтным фигурам может быть различным: дети либо твердо отказываются от их дорисовки, аргументируя отказ тем, что рисунки «не заколдованы», либо включают их в более сложные содержательные композиции (например, ребенок, играющий в мяч, неваляшка и кубики, автобусная остановка). И в том и в другом случаях трактовка конфликтных рисунков сохраняется во всех трех сериях.

Предучебный тип

В первой серии рисунок малосодержательный, бедный по числу деталей, небрежно выполненный, часто формальный. Он близок к рисункам детей дошкольного типа. Во второйсерии качество рисунков повышается, а в третьей серии они становятся еще лучше. Так, если конфликтная фигура (неваляшка) в первой серии могла быть оставлена без изменений (как правило, и без вопросов экспериментатору о дополнительном пояснении), то в третьей серии она становится, например, елочной игрушкой.
Присутствие взрослого «включает» ребенка предучебного типа в содержательную работу, дальше он столь же продуктивно может работать и самостоятельно.

Дошкольный тип

В эту группу входят дети, которые не принимают задачу, несмотря на неоднократное повторение инструкции и дополнительные объяснения. Они не вступают в контакт со взрослым. Результатом такой позиции являются некачественные, беспредметные рисунки: как правило, они копируют образцы или, наоборот, сделаны вовсе без учета образца. Так, в рисунках ребенка могут совершенно отсутствовать фигуры-образцы (например, «расколдовывая» треугольник, ребенок изображает мяч, не имеющий треугольных деталей). Характерной особенностью рисунков детей этого типа является одинаковый уровень их выполнения во всех трех сериях. Конфликтные фигуры не вызывают затруднений, поскольку основная задача — дорисовка деталей — игнорируется.

Псевдоучебный тип

Характерно почти полное отсутствие вопросов к экспериментатору. Все поведение ребенка характеризуется некоторой робостью. Во второй серии рисунки, как правило, становятся менее содержательными (они суше, скованнее, уменьшается количество деталей, похожи на схемы), однако тщательность их выполнения возрастает. Может увеличиться и количество обведений, повторных линий и т.п., что обычно характерно для тревожных детей.
Рисунки первой и третьей серий более содержательные, живые. Конфликтные рисунки либо вызывают отказ, либо противоречие разрешается чисто формально: неваляшка или мяч могут, например, быть вписаны в квадрат, в круг.
Возможны отказы («Можно я пойду...», «Я больше не хочу», «Я устал, можно мне в класс?»).

Коммуникативный тип

Этот тип детей характеризуется тем, что они действуют в соответствии с правилом только во второй серии. Кроме того, такие дети пытаются вступить в активный контакт со взрослым, задают много вопросов, которые касаются не столько содержания задания, сколько несущественных деталей. Дети-коммуникаторы очень любят общаться со взрослым «просто так», безотносительно содержания задания — задавать вопросы типа: «А вы к нам еще придете?», или отпускать замечания, совершенно не относящиеся к делу, например: «А у моей мамы тоже такая кофточка», и т.п. Дети проявляют интерес к задаче только тогда, когда имеют возможность продемонстрировать свои способности, умения, получить одобрение. Все их поведение характеризуется желанием понравиться. Часто весь процесс выполнения задания сопровождается комментариями: «Сейчас нарисую дом, нет, лучше это будет кубик...» Все эти вербализации направлены на привлечение внимания взрослого.

Приложение 4

Методика «Выбор по правилу»4

Методика состоит из двух модификаций — «Узор» и «Слова», которые идентичны по процедуре, но отличаются друг от друга стимульным материалом. Они могут использоваться вместе: при совпадении результатов заключение оказывается более обоснованным, но можно использовать и одну из модификаций методики. Модификацию «Слова» можно применять только при работе с детьми, умеющими читать.

Необходимые материалы:

— стимульный материал (рис. 16, 17);
— листы белой бумаги, по формату соответствующие образцам;
— простые карандаши;
— ластик.

Рис. 16

Рис. 16

КТО ТАМ?

ЭТО ПАПА.

ТОГДА ЗАХОДИ

Рис. 17

Время, необходимое для проведения диагностики: Около 5 минут на каждую методику.

Процедура диагностики:

Дети работают парами — садятся по двое за одну парту, перед ними выкладывается один образец. Диагностическая процедура состоит из одной серии.

Модификация «Узор»

В основе этой модификации лежит умение ребенка выделить из целостного рисунка элементы одного цвета и воспроизвести их. Трудность для ребенка состоит в том, что при выполнении задания он должен, нарушив естественную форму линии (плавную, волнообразную), скопировать отдельные, отрывочные ее элементы. Кроме того, ему «мешает» партнер. Подразумевается (хотя прямо на это и не указывается), что у детей должны получиться разные рисунки. Поэтому, выполняя задание, ребенок смотрит на сделанное соседом, что затрудняет для него выполнение его собственной инструкции.

Этап 1. Инструкция

Психолог говорит следующее: «Посмотрите, перед вами рисунок — узор. Он нарисован двумя цветами — красным и зеленым. Пожалуйста, срисуйте на свой листок только одну часть узора: ты (обращается к одному ребенку) — ту, которая нарисована красным, а ты (обращается к другому) — ту, которая нарисована зеленым». Предъявляется образец — рис. 16.

Этап 2. Исполнение

Дети выполняют задание самостоятельно. Если они обращаются к психологу с вопросами, тот на них не отвечает.

Модификация «Слова»

Модификация «Слова» основана на умении ребенка выделять из целостного текста только те слова, в которых присутствует определенный признак, — один ребенок списывает слова, в которых есть буква А, а второй — слова, в которых есть буква О. Стимульный материал подобран таким образом, что в нем встречаются слова, содержащие в себе только один указанный признак (например, буква А в них присутствует, а буква О — нет: «там», «папа»), но есть и слова, в которых присутствуют обе названные буквы («тогда», «заходи»). В таком случае дети должны вновь вернуться к заданию, проанализировать его и убедиться, что это слово подходит им обоим.

Этап 1. Инструкция

Психолог говорит следующее: «Посмотрите, здесь написано несколько слов. Вы будете списывать слова, но не все подряд, а выборочно. Ты (обращается к одному ребенку) списываешь слова, в которых есть буква А, а ты (обращается к другому) — слова, в которых есть буква О». Предъявляется образец — рис. 17.

Этап 2. Исполнение

Дети выполняют задание самостоятельно. Если они обращаются к психологу с вопросами, тот на них не отвечает.

Оценка результатов диагностики

Если испытуемые правильно выполняют задание (см. рис. 18а, 19а), можно сделать вывод о том, что они обладают способностью анализировать материал, постоянно удерживая правило.

Рис. 18а. Правильное выполнение задания

Рис. 18а. Правильное выполнение задания

Рис. 18б. Неправильное выполнение задания

Рис. 18б. Неправильное выполнение задания

Рис. 18в. Неправильное выполнение задания

Рис. 18в. Неправильное выполнение задания

КТО

ЭТО

ТОГДА ЗАХОДИ

Рис. 19а. Правильное выполнение задания методики «Слова»

ТАМ ПАПА

ТОГДА ЗАХОДИ

Рис. 19б. Правильное выполнение задания методики «Слова»

КТО ЭТО

ТАМ ПАПА

Рис. 19в. Неправильное выполнение задания методики «Слова». Выбраны не все слова, содержащие букву О (или букву А)

КТО ЭТО ТО ХО

ТАМ ПАПА ДА ЗА

Рис. 19г. Неправильное выполнение задания методики «Слова».
Выбраны слова, содержащие только букву (О или А), а также слоги, содержащие соответствующие буквы

КТО ТАМ?

ЭТО ПАПА.

ТОГДА ЗАХОДИ

Рис. 19д. Неправильное выполнение задания методики «Слова».
Не выбраны слова, соответствующие правилу, образец воспроизведен целиком

Учебный тип. О наличии этого типа готовности свидетельствует правильное выполнение заданий (рис. 18а, 19а, б).

Предучебный тип. «Предученики» стремятся выполнить задание правильно и в целом справляются с ним. Часто они задают вопросы по содержанию.

Дошкольный тип готовности характеризуется неправильным выполнением. При проведении диагностики с помощью модификации «Узор» такие дети сразу же видны, поскольку, помимо неправильного выполнения задания (рис. 18б, в), они демонстрируют еще и такие особенности, как привнесение в свои рисунки дополнительных деталей, чрезмерное украшение их и т.д. При выполнении задания методики «Слова» игнорируют правило (например, как показано на рис. 19 в, г, д) или приписывают что-то свое, например: «Я люблю папу».

Псевдоучеников отличают большое число вопросов, исправления, попытки прервать работу и уйти. Однако возможно и точное выполнение инструкции.

Коммуникаторы, как правило, во время выполнения могут критиковать соседа, мешать ему, настаивать на том, что тот сделал не то, что ему на самом деле нужно. Особенно ярко это проявляется при проведении диагностики с помощью модификации «Слова» — ребенок-коммуникатор смотрит, что пишет сосед, советует тому скопировать слова, которые должен выписать сам «коммуникатор», и т.п.


1 Методика разработана К.Н. Поливановой при участии А.Л. Венгера. Описание дается по книге «Готовность детей к школе». М.: Просвещение, 1992 (перераб.).

2 Методика разработана А.Л. Венгером и К.Н. Поливановой. Описание дается по книге «Готовность детей к школе». М.: Просвещение, 1992 (перераб.).

3 Методика разработана А.Л. Венгером и К.Н. Поливановой. Описание дается по книге «Готовность детей к школе». М.: Просвещение, 1992.

4 Методика разработана А.Л. Венгером и К.Н. Поливановой. Публикуется впервые.

 

Рейтинг@Mail.ru