Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2004

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Одна из видовых особенностей человечества — особые отношения с собственной памятью. На определенном этапе своего развития люди открывают законы функционирования памяти и переходят от пользования памятью к управлению ею. Управление памятью постоянно совершенствуется: сначала человек научается использовать знаки, помогающие ему запоминать некоторый объем информации, — в буквальном смысле «вяжет узелки на память» или навешивает на нить когти, перья, камушки. Затем он создает искусственные, из которых позднее вырастает письменность.

Создание искусственного знака Л.Выготский называл поворотным моментом в истории развития человеческой памяти. Естественную память сменяет память искусственная — в виде письменности. Архаическое человечество могло полагаться только на способность отдельных индивидуумов запоминать информацию, передававшуюся из «уст в уста» — от человека к человеку. Человечество письменной культуры уже не рассчитывает только на память отдельных своих представителей. Объем информации, которым оно владеет, слишком велик для этого. И функции памяти частично передаются книгам — сначала рукописным, потом — печатным. В середине ХХ века наступает новый этап в развитии искусственной памяти: появляются компьютеры. Но компьютеры — не просто машины для запоминания. Они способны отбирать и обрабатывать информацию. Более того: они способны к интеллектуальным операциям. Компьютер «думает». Человечество вступило в новый этап своего развития — неотменимый и не предсказуемый по последствиям.

«Внутреннее развитие и совершенствование памяти, — писал Л.Выготский, характеризуя память человека письменной культуры, — является уже не самостоятельным процессом, а зависимым от изменений социальной среды. Память совершенствуется и развивается очень односторонне, приспосабливаясь к виду господствующего в обществе вида письма… Всякий процесс развития заключает в себе и обратные процессы свертывания, отмирания прежних форм».

Опасные вещи следует использовать разумно

О том, какие преимущества привносит компьютер в воспитание детей, об опасностях и проблемах, с ним связанных, наш специальный корреспондент беседует с Борисом НУРАЛИЕВЫМ, директором фирмы «1С».

— Борис, по образованию вы программист. Расскажите, чем вас привлекло общение с компьютером.

— Поступая в институт в 1975 году, я уже знал, что такое компьютер, и примерно представлял себе, как и что в нем делается. Так что свою будущую профессию я выбрал вполне сознательно.

— В те времена компьютер занимал целую комнату?

— Да, это действительно так. Компьютеры тогда использовались в основном для вычисления и хранения информации. Меня привлекало в компьютере то, что если ты правильно придумал алгоритм, то он во много раз усиливал твои возможности. Это было здорово — как если бы ты всю жизнь ходил пешком, и вдруг тебе дали управлять гоночной машиной.
Сейчас компьютер дает возможность не только что-то посчитать физикам и математикам, но и картинки порисовать, и семейные фотографии оформить, и быстро найти нужную информацию в Интернете. Он создает еще больший простор для творчества, то есть повышает креативные возможности человека. Сегодня люди, живущие в отдаленных населенных пунктах, где много лет даже электричества не было, имеют доступ к тем же ценностям, что и жители культурных столиц, они могут виртуально посетить любой музей.

— Компьютер становится теперь элементом повседневной жизни наряду с холодильником и телевизором. В связи с этим встает проблема отношений ребенка и компьютера. Надо ли исключить его из детской жизни?

— Я считаю, что специально исключать компьютер из детской жизни не нужно. Мы ведь не запрещаем ребенку читать книги — а они тоже глаза портят и затягивают. Мне кажется, что вообще неправильно так думать: если что-то опасно, то это надо исключить. Нас окружает множество опасных вещей, но мы их не отвергаем, а стараемся разумно использовать. Компьютер может многое дать ребенку, просто надо взвешивать, какие программы полезны для ребенка, а какие вредны. Надо творчески подходить к этой проблеме.

— А ваша жена разделяет эту позицию?

— Она не очень любит, когда дети занимаются на компьютере. И сильно их ограничивает. Вредно, говорит, им за компьютером сидеть.

— Вы с этим не согласны?

— Нет, я допускаю, что это вредно. Особенно для совсем маленьких детей, до четырех лет. Их стоит ограничивать, занятия не должны продолжаться больше 10 минут, поскольку зрение на мониторе действительно можно испортить. Но во многом это зависит от того, какой монитор у вашего компьютера. В этом смысле лучше иметь жидкокристаллический монитор или плазменный — от него глаза меньше устают, правда, и стоит он в несколько раз дороже.

— А сколько у вас дома компьютеров?

— У нас один компьютер жены, на который она и детей пускает. А у меня ноутбук, который все время со мной — и на работе, и дома.

— Вы разрешаете детям пользоваться вашим компьютером? Там нет ничего, чем они могли бы прельститься?

— Мой компьютер детям мало что дает. Потому что те игры, в которые мы разрешаем им играть, легко устанавливаются и снимаются. Какие-то игры на нем есть, и иногда они добиваются, чтобы поиграть на моей машине, но чаще всего я стараюсь, чтобы они на моем компьютере не играли.
Я помню, когда младший впервые начал «работать» на компьютере, ему было года полтора. Сейчас ему четыре с половиной. Он с десяти месяцев ходит хорошо — пришел и говорит: дай. Я ему: нет, я работаю, нельзя! Девчонки, они обычно стоят, канючат. А этот нет — заревел, обиделся и ушел. Во второй раз пришел вечером, я как раз новости на кухню отправился смотреть. Он пробрался в комнату, влез на стол, а у меня в компьютере статья была набрана, ну, он там понажимал клавиш, потом выковырял кнопку из середины мышки и выкинул. Комната не очень большая, но я долго ее искал. Я его отругал, это испорченное место из статьи выбросил, а теперь жалею, что не сохранил. Понятно, что он там все перепутал, но все-таки это первое, что ребенок на компьютере произвел. Я бы потом ему показал. Ведь тогда я вернулся в комнату, а он такой довольный сидит на столе с ногами!

— Вы считаете, что это побудило его к обучению?

— Нет, ни к чему это его, конечно, не побудило, но я считаю, что учить его надо — он все время тянется к компьютеру, ему очень интересно, он все впитывает. Дети же очень быстро к этому привыкают: команду написал, мышкой щелкнул — а компьютер выполнил.

— В детстве все легче изучается, в том числе и то, как что включить.

— Да этому их и учить особо не надо, они это на интуитивном уровне осваивают. Пожилому человеку приходится долго объяснять, как в Интернет влезать, а дети даже не понимают, как они это сделали: раз, раз, и все замелькало!

— Где-то мне встретилась такая мысль: компьютер — это настолько великое изобретение, что, может быть, не стоит его сразу давать в руки детям. Как вы к этому относитесь?

— Компьютер — это просто общее название, в том смысле, что в нем работает множество разных программ, какую программу запустил, то и будет. Наверное, дети должны пользоваться возможностями компьютера в соответствии со своим возрастом.

Печатное слово — тоже огромная сила. И не любые книжки детям надо давать читать. А некоторые книжки, может, и взрослым не стоит давать. Я допускаю, что есть возраст, с которого надо учить читать. Возможно, с двух лет ребенка нельзя учить читать, а с трех — уже нормально, а может быть, и с четырех рано, а нужно с пяти, — это ученым виднее и педагогам-практикам. Но понятно, что в семь лет читать точно надо учить — тут уж разных точек зрения нет. И чтобы учиться читать, существуют детские книжки. Я считаю, что с компьютерными играми дело обстоит точно так же — они нужны, хотя вполне может быть, что какие-то игры детям нельзя давать. Может, нужно помечать их звездочками. И какие-то интернет-сайты нужно помечать, что дети не должны их посещать, причем не обязательно порнографические.

— Какие компьютерные игры появились первыми — детские или взрослые?

— Исторически первыми появились взрослые игры, потому что компьютеры были очень большими, и детей к ним вообще не подпускали. Компьютеры тогда были либо государственной собственностью, либо собственностью крупных корпораций. И в то время, которое эти крупные корпорации отводили для расчетов и разработок, программисты поигрывали в игры… А уж когда персональные компьютеры появились дома и в детских учреждениях, тогда стали делать игры для детей.

— А как бы вы объяснили сам психологический факт появления игры во взрослом мире? Зачем взрослым людям, которые работали с компьютерами, вдруг понадобилось создавать некую игровую реальность?

— А шахматы разве дети изобрели?

— Нет, но шахматы сначала и не были игрой. Это было некое мистическое действо, сродни древним ритуальным сражениям с наскальными изображениями. Перед тем как армия выступала в поход, на шахматном поле проводили обряд уничтожения вражеского войска. И прошло очень много времени, прежде чем это перешло в игру. Вот почему мне странно, что взрослый человек садится и придумывает для себя игру: догонялки-стрелялки или езду на танке…

— Ничего странного — человеку же надоедает только считать. Взрослый — он тот же большой ребенок, ему только дай от работы отдохнуть. К тому же все эти программы, имитирующие полеты на самолете или езду на гоночном автомобиле, сделаны на технологиях, которые используются для реальных задач. К примеру, сейчас очень популярна игра «Дальнобойщики» — это имитатор езды на грузовике. Сделала ее команда программистов, которая занимается моделированием наземных объектов. Раньше они создавали танковые тренажеры для Советского Союза, а теперь — для индийской и китайской армий.

— Мой сын как-то рассказал мне о своих ощущениях и переживаниях по поводу компьютерных игр. Однажды мы отпустили его к знакомым поиграть на два часа на компьютере, которого у нас самих тогда еще не было. Игра заключалась в том, что он там бегал и прыгал за каким-то бананчиком. И вот он рассказывал, что все время вышло, а он так и не смог достать тот самый банан — и день был испорчен, ночью, во сне он все прыгал за этим бананом, и потом всю неделю ждал следующего воскресенья, чтобы исправить свою ошибку… Давайте поговорим о компьютерной зависимости.

— Картежников от стола тоже не оторвешь. И шахматисты, бывает, заигрываются. Есть ребята, которые болеют автомобилем, их из гаража невозможно вытащить. И вот они там ковыряются целыми днями, никакого особого практического смысла в этом нет, мама недовольна, девушка недовольна, но они этим болеют… Самые разные дела могут так увлекать, что человек обо всем остальном просто забывает. Видимо, любое чрезмерное увлечение опасно и ведет к зависимости.

— Компьютерные игры можно отнести к разряду азартных или нет?

— Азартная игра — это игра на деньги. Есть такие компьютерные игры, в которые играют на деньги. Но это редкость. В карты на деньги играют намного чаще. Но бывает, что в карты играют без денег — просто для развлечения. Существуют компьютерные игры, в которых игра идет на выдуманные «внутренние» деньги, но это не очень массовое явление. Гораздо больше людей, которые в компьютер играют так же, как в шахматы. Собственно, когда я был молод, в Парке культуры или на московских бульварах и в шахматы играли на деньги.

— В шахматы на деньги?

— Да. Но ведь и чемпионские шахматные матчи тоже на деньги играются. Причем на очень большие деньги. Получается, что, когда играют на небольшие деньги, — это азартные игры, а когда на большие — это благородные?

— Нет, это другие деньги — это зарплата. Ведь проигравший в чемпионском матче тоже получает определенную сумму. Потому что это его работа. И профессиональные футболисты получают зарплату независимо от того, выиграли они или проиграли.
Понятно, что в любой соревновательной среде есть элемент азартности. Но можно сказать, что компьютерная игра азартна независимо от того, получаешь ты за нее деньги или нет?

— Любая игра азартна, если хочется достигнуть в ней какого-то результата. Кому этого не хочется, тот просто перестает играть. И любая игра — в каком-то смысле работа. Поэтому, скорее, речь должна идти не об азартности, а просто о том, насколько человека затягивает то или иное занятие.
Например, телевизор многих людей затягивает гораздо сильнее, чем компьютер. И, на мой взгляд, это гораздо опаснее. Телевизор культивирует пассивность, он превращает человека в жертву грубой пропаганды. Мы смотрим только то, что нам показывают, а не то, что мы хотим. 9 кнопок, 13 каналов — вот и весь наш выбор.
С компьютером все по-другому: там ты господин — куда хочешь, туда и идешь, где хочешь, там и работаешь. Компьютер в миллионы раз усиливает твои мыслительные возможности, но он остается машиной, и если ты что-то делаешь на нем неправильно, то он в миллионы раз усиливает твою глупость.

 

Рейтинг@Mail.ru