Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2004

РОДИТЕЛЬСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Юлия ЦВЕТКОВА

Организация клуба семейных
Интернет-сайтов

Рисунки Владимира Семеренко

МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 306», г. Красноярск

ВВЕДЕНИЕ

Разнообразные компьютерные технологии все больше входят в нашу жизнь. Для многих без компьютера немыслимы ни работа, ни общение, ни проведение досуга. Компьютерная грамотность — требование, которое все чаще предъявляется к современному человеку.

Поэтому перед нами, педагогами ДОУ, встала проблема — как в детском саду организовать информационную среду, соответствующую требованиям времени. Решение мы нашли в освоении новых форм работы, организовав семейный сайт на основе детско-взрослого сообщества.

Деятельность такого клуба объединяет возможности семьи и детского сада в воспитании детей дошкольного возраста. Родители при этом получают возможность уделять больше времени ребенку, установить с ним доверительные отношения, а также участвовать в общем деле. Дети же начинают видеть в родителях интересных партнеров и просто друзей.

Свою работу по организации клуба семейных сайтов мы начали с проведения социологического исследования в микрорайоне. Полученные данные свидетельствовали о востребованности данной образовательной услуги: жителей, желающих заниматься в данном клубе, оказалось 34% (см. Приложение 1).

Следующим шагом стал набор группы для создания клуба.

Многих интересовало, можно ли заниматься в клубе, не имея компьютера дома, какова длительность и частота встреч, практические условия занятий и т.п.

Ответы на все эти вопросы мы поместили на сайте и во внутренней газете дошкольного учреждения. Из них желающие могли узнать, что:

— для занятий не обязательно иметь дома компьютер, так как все необходимые задания можно выполнить в клубе, а для некоторых заданий компьютер вообще не нужен;

— занятия проводятся два раза в неделю по 40 минут, причем непосредственная работа за компьютером для детей составляет не более 7 минут, для взрослых — 30 минут;

— количество компьютеров в классе — 6 (минимальное количество компьютеров для нормальной работы клуба — 4);

— в процессе занятий ребенка за компьютером используются специальные подставки под ноги и обычные стулья (высота стульев и подставок строго регламентирована санитарными нормами).

Затем была набрана группа из шести человек. Возраст детей в этой группе — 5—7 лет, поэтому важно, чтобы занятия проводились в игровой форме. Игра — это ключ к организации воспитания и обучения ребенка. Игровой дух может пронизывать всю жизнь семьи, объединять родителей и детей.

На ознакомительном занятии участникам была предложена анкета с целью выявления предпочтений в данном виде деятельности (см. Приложение 2).

ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ
«ЧТО ТАКОЕ КОМПЬЮТЕР»

Предварительная работа:

Совместно с родителями планируется занятие: подбираются игры, музыкальное сопровождение, готовится компьютерная презентация.
Совместно с детьми придумываются символические значки: «человечек», «компьютер», знак запрета (для правил безопасности).

Оборудование:

— наручная кукла Компьюша;
— «волшебная» палочка;
— компьютерная презентация по видам машин;
— картинки с изображением машин;
— кассета с музыкальными записями;
— резиновый мячик.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Знакомство

Дети и взрослые проходят в кабинет и садятся за стол. Появляется Компьюша.

Компьюша (К.): Здравствуйте, друзья! Меня зовут Компьюша, а живу я в стране Компьютерия. Я хочу пригласить вас заниматься в моем клубе «Компьюша и К0».
Давайте знакомиться. У меня есть волшебная палочка. Тот, у кого она в руках, должен рассказать что-нибудь о себе (как его зовут, сколько ему лет, где он живет и т.д.).

Все по очереди берут волшебную палочку и представляются.

К.: Хотите совершить со мной путешествие по стране Компьютерия? А как вы думаете, от какого слова произошло это название?

2. Компьютерная презентация машин

К.: Вы знаете, что такое компьютер?

Кто-то из присутствующих говорит, что это машина.

К.: Но машин в окружающем нас мире очень много. Все эти машины одинаковые или разные?
Приглашаю вас на компьютерную презентацию разных машин.

Все садятся за компьютеры и просматривают материалы презентации (презентация сопровождается комментарием одного из родителей).
Дети и родители рассказывают, что машины бывают разные: механические, паровые, электрические и т.д. (при этом показывают картинки с изображением различных машин).

К.: А как вы думаете, для чего вообще нужны машины? (Они помогают человеку выполнять определенную работу.)
Все мы знаем: чтобы у человека были силы выполнять какую-нибудь работу, он должен хорошо питаться. А как же работают машины? Наверное, их тоже необходимо чем-то «кормить». Что же служит «пищей» машинам? (Бензин, дизтопливо, уголь, электричество и т.д.)
Какие электрические машины вам известны? (Пылесос, фен, миксер, стиральная машина, дрель и т.д. — показ презентации.) А вы знаете, чем электрические машины отличаются от других машин? Правильно, они отличаются только тем, что «питаются» электричеством и работать начинают после того, как мы подключим их к источнику их энергии — электрическому току.

3. Игра «Раздели машины»

На столе раскладываются картинки с изображением машин разных видов. Дети делятся на две команды: первая команда выбирает электрические машины, вторая — все остальные.

К.: Ну хорошо, друзья, мы с вами разобрались, чем электрические машины отличаются от всех остальных. Но среди машин, работающих от электричества, есть такие, которые называются электронными. Кто-нибудь из вас слышал об электронных машинах? Какие электронные машины вам известны? (Телевизор, магнитофон, музыкальный центр, компьютер — показ презентации.)
Да, компьютер — это тоже электронная машина. А для чего же нужны электронные машины (компьютеры)?

Родители: Для хранения, передачи и обработки информации.

К.: Что же это такое — информация? Бывает, узнаем мы что-нибудь новое для нас и говорим, что получили полезную информацию. Когда мы разговариваем друг с другом, мы обмениваемся информацией. Слова и числа — это тоже информация.
Друзья, у меня к вам такой вопрос: получается, что компьютер, так же, как и человек, может принимать, обрабатывать, хранить и выдавать информацию. Но всякую ли информацию он может принять, обработать и выдать? Давайте поиграем в игру, чтобы лучше разобраться в том, с какой информацией компьютер может справиться, а с какой нет.

4. Игра «Передай информацию»

В игре принимают участие трое: ведущий, «компьютер» и «человек». Ведущий поочередно бросает мяч игрокам, говоря при этом: «число», «буква», «слово», «запах», «вкус» и т.д. Если игрок может «справиться» с этим видом информации, он ловит мяч, если нет — отбрасывает его.

5. Правила работы за компьютером

К: Да, я сегодня узнал очень много нового, теперь целыми днями буду сидеть за компьютером, получать информацию. Как вы думаете, это не вредно? (Чтобы не навредить себе, нужно соблюдать правила работы с компьютером.)
А что за правила? Я их не знаю. Может быть, мы их вместе нарисуем?

Схематически изображают правила, используя заранее заготовленные символические значки.

  • Правило 1: работать за компьютером недолго.

  • Правило 2: не садиться близко к монитору.

  • Правило 3: сидеть на стуле прямо, не изгибаться в стороны.

  • Правило 4: после занятия сделать специальную гимнастику для спины и глаз.

  • Правило 5: не касаться руками задних стенок компьютера.

  • Правило 6: не прикасаться к монитору.

  • Правило 7: не помещать в отверстие дисковода посторонние предметы.

  • Правило 8: в компьютерном классе вести себя тихо, не мешать заниматься другим.

Домашнее задание

Представить свое понимание информации (рисунками, стихами, компьютерной презентацией).

Примечание

На следующих занятиях Компьюша рассказывает об информации, ее видах и о том, как она представлена в компьютере.

Рассматриваются понятия:

— информация;
— числовая информация;
— текстовая информация;
— графическая информация;
— видеоинформация;
— звуковая информация;
— мультимедиа.

ЗАНЯТИЕ ИЗ ЦИКЛА «ОСВОЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО РЕДАКТОРА»

Цели занятия:

— развивать внимание;
— продолжать формировать умение работать с графическим редактором;
— формировать понятие «замкнутая область»;
— пользоваться заливкой замкнутой области;
— формировать умение ориентироваться на клетчатом поле.

Предварительная работа:

На предыдущих занятиях дети и родители ознакомились с возможностями графического редактора Paint.
Совместно с родителями планируется занятие: подбираются загадки на внимание, стихи и музыкальное сопровождение для зарядки.
Совместно с детьми изготавливаются картонные карточки для игры «Кто внимательнее».

Оборудование:

— наручная кукла Компьюша;
— 6 фишек, по 2 одинакового цвета;
— картонные карточки с изображением кружков в разных положениях;
— кассета с музыкой для физкультминутки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие

Компьюша встречает группу, здоровается, приглашает всех рассаживаться за столом.

К.: Вы знаете, друзья, я в последнее время стал такой невнимательный... Может, вы мне подскажете, что надо сделать, чтобы снова стать собранным?

Родители предлагают Компьюше отгадывать загадки.

К.: Давайте, только пусть мне помогают, хорошо?

Три яблока из сада
Ежик притащил.
Самое румяное
Белке подарил.
С радостью подарок
Получила белка.
Сосчитайте яблоки
У ежа в тарелке.
Ехали две тачки
И еще две тачки,
В каждой по две кошки
И по две собачки.
Сколько было тачек,
Кошек и собачек?

(4, 8, 8)

Дама сдавала в багаж:
Диван, чемодан, саквояж,
Картинку, корзинку, картонку
И маленькую собачонку.
Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Ребята, считайте быстрей:
Сколько осталось вещей?

(6)

К.: Загадки мне понравились, но давайте попробуем что-нибудь еще.

Игра «Кто внимательнее»

Каждая карточка показывается на 3—5 секунд. Необходимо запомнить расположение кружков в квадратах, а затем воспроизвести его на пустой карточке.

Родители предлагают сделать зарядку и включают музыку.

К.: Вы знаете, друзья, у меня тоже есть для вас задание. Давайте сыграем в игру «Кто быстрее».

Игра «Кто быстрее»

Взрослые и дети делятся на пары, состав которых определяется лотереей: сначала взрослые вытаскивают из шапки цветные фишки, затем дети; пару составляют взрослый и ребенок с фишками одинакового цвета.
Взрослые включают компьютер и запускают программу Paint (графический редактор).
Компьюша дает задание взрослым: нарисовать, используя любые инструменты, по нескольку геометрических фигур различной формы.
Задание для детей: закрасить фигуры одинаковой формы одним цветом и соединить их красной линией.

К.: Молодцы, все справились с заданием. А теперь давайте прощаться. Спасибо за то, что помогли мне снова стать более собранным. Сегодня мне с вами было очень весело и интересно.

До свидания, до новой встречи.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА

1. Ф.И.О. Ваши и Вашего ребенка.

2. Возраст Ваш и Вашего ребенка.

3. Имеете ли Вы навык работы на компьютере?

4. Предпочли бы Вы помочь Вашему ребенку овладеть элементами компьютерной грамотности (т.е. заниматься вместе) или Вы считаете это делом педагога?

5. Легко ли Вы и Ваш ребенок идете на контакт со взрослыми, детьми?

6. Сколько времени в день вы готовы уделить занятиям в клубе?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

АНКЕТА

Вопросы для взрослого:

1. Часто ли Вы участвуете в играх с детьми?

2. Предпочитаете ли Вы принимать активное участие в игре?

3. Занимаете в игре главные или второстепенные роли?

4. Хотите ли Вы просто рассказать о своей семье, либо давать советы или получать их?

5. Какие темы хотите затронуть?

6. Каким Вы видите свой сайт?

Вопросы для ребенка:

1. Что ты любишь делать больше всего?

2. Какая у тебя любимая игра?

3. Любишь ли ты играть со взрослыми?

4. Кем бы ты хотел быть в игре?

5. Кем был бы взрослый в этой игре?

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КОМПЬЮТЕРИЮ

Предварительная работа:

1. Совместное планирование занятия с детьми и родителями.

2. Подбор дидактического материала к занятию: загадки, игры; изготовление компьютерных рисунков, карты, наручных кукол, макетов (рисунков) машин различных видов, мягких игрушек — паучков.

Оборудование:

— наручные куклы: Компьюша, Главный художник, волшебники Краскин, Кисточкин, Карандашкин, волшебница Информация;
— куклы: механик, электрик;
— мягкие игрушки паучки (3 шт.);
— карта страны Компьютерии;
— рисунки машин;
— резиновый мячик.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Приветствие

Компьюша встречает группу, здоровается, приглашает рассаживаться за столом.
Раздается стук в дверь.

Голос за дверью: Вам письмо!

Компьюшка берет письмо, читает вслух надпись на конверте.

К.: Срочно для Компьюшки. От кого бы это могло быть? Друзья, давайте посмотрим вместе. (Читает.)

«Компьюша, привет!
Это пишет твоя подружка Информация. Пишу тебе, потому что знаю, что ты и твои друзья смелые, находчивые и всегда готовы помочь. У меня случилась беда, я запуталась в паутине Интернета.
Помогите мне выбраться.
Я посылаю вам карту страны Компьютерии, с ней вам легче будет меня найти.
Заранее благодарю. Надеюсь скоро встретиться.

Информация».

К.: Вот это дела! Ну что, друзья, поможем Информации выбраться из паутины Интернета?
Ну, тогда давайте смотреть карту.

Все вместе рассматривают карту.

К.: Друзья, а ведь карта волшебная! Пока мы не ответим на вопросы, не увидим, куда нужно идти.

II. Загадки

Ведущий: Смотрите, мы находимся на Машинном перекрестке. Какую улицу выбрать? Здесь написано, что если мы отгадаем загадки, то сразу поймем, куда нужно идти.

Первую загадку загадывает кукла-механик:

Механизмов очень много
Видим мы вокруг себя.
Я спрошу сейчас серьезно:
Что вот этот может сделать
Для тебя и для меня?
Вот они на стройке — строят,
Возят грузы и людей.
Поработают и встанут,
И гудят: залей, залей!..

Вопрос: Что это за машины, от чего они работают?

(На рисунке — самосвал, он работает на бензиновом топливе.)

Вторую загадку загадывает кукла-электрик:

Дома встретят нас машины,
Скажут нам: «Привет, друзья!
Дети, женщины, мужчины —
Вам без нас никак нельзя!
Всю работу вашу за день
Сделаем без лишних слов:
Постираем и погладим,
Чистку выполним ковров.
И не будем мы ругаться,
Что не залит в бак бензин —
Только включат нас в розетку,
Мы работать захотим!

Вопрос: Какие это машины, от чего работают?

(На рисунке: стиральная машина, пылесос, утюг — электрические машины, работают от электрического тока.)

В.: А что же на третьей улице? Смотрите, тут написано «электронные машины». Что это означает?

К.: Какие машины относятся к электронным?

На столе раскладываются машины различных видов.

В.: Давайте поиграем: из всех машин, которые здесь есть, выберем электронные.

Все выбирают машины.

К.: Ну что, друзья, какие машины вы выбрали?

(Телевизор, музыкальный центр, компьютер.)

К.: Ну, хорошо, с машинами разобрались. А как же нам попасть в Интернет?

(Только через компьютер.)

К.: Так по какой улице нам идти?

(По электронной.)

III. Рисование на компьютере

Все попадают в Город Рисования.

Главный художник: Вы знаете, друзья, у нас в городе случилась неприятность: на площади Разноцветных Луж прошел волшебный дождь и стер у некоторых домов крыши, краску со стен, цветы и плоды с деревьев, а еще траву. Не могли бы вы помочь волшебникам Краскину, Кисточкину и Карандашкину восстановить нашу площадь?

Все: Да, мы, конечно, вам поможем, но после этого и вы нам помогите отыскать нашу подругу — волшебницу Информацию, она запуталась в паутине Интернета.

Главный художник: Хорошо, мы вам поможем.

Волшебники: Пойдемте, друзья, мы покажем вам дорогу на площадь Разноцветных Луж.

Дети и взрослые садятся за компьютеры, запускают программу Paint. Дорисовывают картинки.

Главный художник: Спасибо, друзья! А теперь запоминайте дорогу: пойдете прямо по берегу Реки знаний, свернете налево у Острова умений и увидите паутину Интернет — там ваша волшебница Информация. Желаем удачи!

IV. Игра

Все проходят по указанной дороге и оказываются у паутины Интернет. Там их встречают три паучка: Весельчак, Музыкант и Игрушкин.

Паучки: Зачем пожаловали?

Все: Нам нужна Информация!

Паучки: Ох, какие вы хитрые, сейчас Информация всем нужна. А нам нужнее всего. Так что идите туда, откуда пришли. Информация останется у нас и только у нас!

Все: Но как же так, ведь информация — это все, что нас окружает! Люди не смогут жить без информации, без нее мир опустеет!

Паучки: Ну, если она так важна для всех, то мы ее отпустим, но только если вы с нами поиграете!

Игра «Дай информацию о предмете». У загадывающего предмет в руках мячик. Сначала он дает поверхностное описание предмета; если название предмета не угадано, то предмет описывается более подробно. Если название угадали, загадывающий бросает мячик угадавшему, и он становится загадывающим.

V. Встреча с Информацией

Паучки: Здорово мы поиграли. Теперь можете забирать свою Информацию.

Появляется Информация.

И.: Спасибо, друзья, за то, что спасли меня!

А вам, паучки, обещаю: буду приходить к вам каждый день. Договорились?

Паучки: Да. Не забывай нас, Информация.

Все возвращаются.

К.: Ну как, друзья, понравилось вам сегодняшнее путешествие по стране Компьютерии? А теперь давайте прощаться. До свидания, друзья! До новых встреч.

 

Рейтинг@Mail.ru