Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №12/2004

ЛАБОРАТОРИЯ

Назови Ветер Братом

По следам экспозиций Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева

Мисс Природного мира

Наступление нового века и нового тысячелетия всем хотелось отметить необычно. Конечно, в том, чтобы нарядить в честь праздника новогоднюю елочку, ничего особенного нет. Но, с точки зрения сотрудников музея, это должна была быть не просто елочка, а елочка экологическая, своеобразная Мисс Древесной Вселенной, принцесса Природного мира. Поэтому и ее новогоднее убранство было специфическим. Игрушки — не шарики-фонарики, а животные, которые, как правило, живут на елке, вокруг елки, под елкой.
Само празднование Нового года включало конкурс на лучшую рождественскую композицию из сухоцветов и лепку «елочных» животных из соленого теста. В конкурсах принимали участие дети и родители. Победители награждались специальными свидетельствами «почетного гостя Новогодней Елочки».
А еще была выставка «Из истории елочных игрушек». Игрушки эти собирались по «сундукам» сотрудников музея. Как оказалось, среди старых игрушек растительно-животные мотивы были представлены достаточно широко. Так что и сами игрушки неожиданно оказались «родственными» общей биологической направленности музея.

 Номинанты «природного» года

Встреча нового года и нового века состоялась. Но сама идея — выбирать «мисс Природного мира» — в музее прижилась. Сейчас в мире стало традицией объявлять текущий год годом какого-то знаменитого деятеля культуры (например, год П.И. Чайковского) или социальной группы (год инвалидов, год малых народностей Крайнего Севера), выбирать самого интересного человека года, самого выдающегося ученого
и т.п. Экологическое сообщество тоже создает свой «именной» календарь: объявляет год того или иного животного, птицы, растения. 2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом Риса. У подобных выборов всегда есть серьезные обоснования. Рис, например, могучая культура, произрастающая везде, где есть вода, и ставшая «кормилицей» огромного количества людей на земле. Сотрудники музея решили, что традиция эта — хорошая, правильная. И почему бы не найти для нее соответствующие формы в стенах музея?
Поэтому решили: каждый год в Биологическом музее будет посвящен одному животному и одному растению. Каждый год они будут приходить в гости к Елочке — первой Мисс Природного мира, получившей свой титул в музейных стенах.
И вот новыми избранниками Биологического музея стали Дуб и Сова.

Царь-дерево

Сказать по правде, никто не выбирал «кандидатуры» Дуба и Совы в процессе мозгового штурма или всеобщим тайным голосованием. Просто один из самых неуемных инициаторов всяких выставок Биологического музея Владимир Стрелков пришел к другому неуемному выдумщику, заместителю директора по научной части Татьяне Зубковой и сказал: пусть в 2003 году «главными» героями будут Дуб и Сова. «Этих персонажей потребовала левая пятка Стрелкова, — Татьяна Николаевна старается говорить с серьезным выражением лица. — Но в ней, в этой пятке, по-видимому, сосредоточилась вся родовая память человечества, обжившегося в средней полосе России».
Дуб всегда был символом лесного царства, царь-деревом. Он сродни былинным великанам. Тысячи лет назад у индоевропейских племен слово «дуб» обозначало дерево вообще. А производное от него слово «дубрава» значило просто густой лес. Не обязательно дубовый. Но предки испытывали особое почтение именно к дубу — за его размеры и долголетие, за крепость древесины. Поэтому с течением времени слово «дуб» закрепилось именно за этой породой деревьев. Дуб почитался священным. Там, согласно языческим верованиям славян, пребывал бог грома и молнии Перун, когда посещал землю. Из дуба, освещенного присутствием Перуна, делались самые надежные жилища и корабли. А погибший в бою славянский воин должен был обрести свое последнее пристанище в лодке-однодеревке, выдолбленной из дубового ствола. Эта ладья, тоже называемая «дуб», отправлялась в долгое «плаванье» через пламя погребального костра в царство бога огня Перуна.
Но дуб почитался не только у славян. Вся Европа, где есть широколиственные леса, признавала его в качестве «мирового древа».
Это мифологическое обоснование выбора Дуба в качестве «номинанта» на статус Дерева года.
А есть еще обоснование природоохранные. Дубы сегодня нуждаются в особой охране. Как оказалось, эти деревья-богатыри плохо переносят загрязненный городской воздух. На территории Москвы, например, есть знаменитые многолетние дубы, дубы-красавцы. Но многие из них вымирают. А мертвый дуб, он как-то особенно заметен. Он ведь не падает. Будет стоять, пока его не выкорчуют. Черный силуэт с черными осыпающимися ветвями. И это тоже своеобразный символ: природа даже при смерти не хочет сдаваться на волю человека.
И вот в музее появилась специальная витрина: дуб как мировое дерево, дуб как символ мужества и стойкости природы, дуб как микроцарство живого.

Сова — птица вещая

Сова, видимо, возникла из детских ассоциаций: дуб — в дубе дупло — в дупле живет сова. Такая большая странная птица, своеобразный маргинал птичьего сообщества. Не любит суетиться, летает бесшумно, охотится ночью.
В мифах и сказках функции совы двояки. С одной стороны, это символ мудрости, вещей птицы. Вот и греческая богиня Афина изображалась с совой на плече. С другой стороны, у совы есть «черная» ипостась — ведьмаческая. Она как-то причастна к миру колдовства, магии. На крыше избушки Бабы Яги — сова. В пещере колдуньи Гингемы — филин (тот, что стал потом ассистентом Урфина Джюса). А у Гарри Поттера — белая сова, доверенный почтальон волшебных писем.
Ночь перед Рождеством — самая длинная, самая темная и самая опасная, «бесовская». Сова там как-то очень к месту. Значит, ей есть место на новогоднем празднике Природы. Оно мифологически оправданно. Ну а с точки зрения экологической это очень интересная, совершенно замечательная птица. Видовое разнообразие сов и их образ жизни потрясают воображение так же, как и сказки с их участием. Этому и посвящена витрина Биологического музея.

Сова и дуб — гости музея в 2004 году

Витрины оформлены художником музея Натальей Соколовой

На перепутье между сказкой и реальностью

Экспозиции Биологического музея настойчиво предлагают детям «путаницу» из реальных и сказочных персонажей. Зачем? Почему? Детям нельзя объяснять мир исключительно с научной точки зрения, считает Т.Зубкова. Это сильно вредит налаживанию их отношений с природой. Академик Павлов был, конечно, выдающимся ученым. Но если рассказывать маленьким детям о собаках исходя исключительно из теории И.Павлова (и в особенности из его опытов), вряд ли это будет полезно с точки зрения воспитания бережного отношения к живому. Собаки — они все-таки твари божьи, и душа у них, по-видимому, есть. Пусть скотская, собачья, но душа. И эта мысль о собачьей душе должна помешать мне относиться к собаке как конгломерату из мяса и шерсти, который я могу беспрепятственно резать на части. С мясом и шерстью я не могу нормально общаться. Если воспитывать детей по Павлову, мы получим на выходе нечто ужасное: ужасных взрослых и ужасный мир. А нужно, чтобы мир был красивым. Одухотворенным.
Одухотворялся он всегда через образ, через сказку.
Поэтому сказочность и образность — основа действительного экологического воспитания. Франциск Ассизский, великий христианский святой Средневековья, совершил своеобразный переворот в христианском мировоззрении, назвав Волка и Льва своими братьями. Он так и говорил: «Брат мой Волк, брат мой Лев». Назовем животных своими братьями. И сразу отношение к ним изменится. Назовем братом Ветер. И мир перевернется в нашем сознании. Брат не может быть исключительно объектом изучения. Это совершенно другая позиция.
Нам очень важно уверить детей, что деревья чувствуют боль. Иначе что остановит их в будущем от уничтожения лесов? Только яркие образы, полученные в детстве и залегшие на «дно» психики. Это то, что должно пробиваться у взрослых через толщу научного мировоззрения. Это основа совести и чувства родства со всем живым на земле.

По рассказу Татьяны ЗУБКОВОЙ,
замдиректора по науке
Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева,
записала
Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru