Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №12/2004

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

Жила-была в лесу сказка...

Жила-была сказка, и жила она в лесу, где и родилась. Для такого события лес — место подходящее. Лес — разноликий, сложный и богатый мир: светлые поляны и опушки, утопающие в разнотравье, птичьи голоса, запах цветов; а в чащобах — бурелом и сумрак, пугающие шорохи, глубокие овраги и топкие болота…
Мы в нем — гости, нам спокойно на опушке и страшно в его недрах. Мы не чувствуем связи с ним в нашей городской жизни, почти потеряли ее.
Наши предки жили тем, что давал человеку лес: древесина, пушнина, дичь, ягоды, грибы, лекарственные травы… Для людей тех далеких времен лес был живым, чувствовал радость и боль, мог наказать за жадность и небрежность.
Сложный мир леса был до тонкостей изучен нашими прапрадедами, и они чтили его законы, справедливо полагая, что эта стихия неподвластна человеку и не надо с ней спорить и ссориться, тем более воевать. Лес был основой человеческого благополучия, его берегли, почитали и опасались.
В зеленом мире трав и деревьев хозяйничали привычные и реальные животные и существа, которые обитают на грани были и небыли, — лесные духи.
Леший и его супруга, моховой, Баба Яга, водяные и русалки, полевой и полуденица, и многие, чьи имена нам с вами уже ни о чем не скажут. Под зеленым пологом сосуществовали два мира, и мир фантастический был создан человеком, чтобы объяснить, понять и сохранить мир реальный, да и самого себя в нем.
Лесные духи природы — напоминания о ее могуществе, постоянном присутствии в человеческой жизни. Среди них нет ни добрых, ни злых, все зависит от того, как поведет себя сам человек. А там — «как аукнется, так и откликнется».

«Лесная сказка» в витрине Государственного Биологического музея им. К.А. Тимирязева

«Лесная сказка» в витрине Государственного Биологического музея им. К.А. Тимирязева

В реальном лесном мире обитают животные, попавшие в фантастический мир сказки, да так и оставшиеся в нем: Медведь, Волк, Лиса, Заяц, Лебедь, Гуси, Утка, Сокол, Мышь, Ворон, Сорока, Журавль, Цапля… Они разговаривают человеческим языком, совершают совсем не звериные поступки, и при том всегда узнаваемы повадками и обликом.

Как и почему жители леса поселились в сказках — мы можем только гадать. То ли охотничьи обряды сопровождались сказкой о животных, то ли собственная человеческая жизнь рассказывалась через призму образов животных, или другие причины вызвали к жизни удивительные истории.
Пока сказки добирались до наших дней, многое в них изменилось: сюжетные детали, отношение к героям, но прежними остались их черты и наше детское желание следовать за сказкой по ее прихотливым дорогам…

Дорога ведет нас вглубь леса — в его непролазную чащу. Под ногой мягкий мох или лесная прель, где-то сидит старый слепой Листин и командует, когда кому из листьев шелестеть. Если сойти с тропы, ветки хватают за одежду — может, это злобный Пушевик не пускает вас в свои владения, норовит глаза выколоть. Он живет в чащобах, из которых непросто выбраться, а не выберешься — съедят лесные звери. Во мхах, по ягодным кочкам живет Моховой — присматривает, чтобы ягоды собирали в срок, а кто начнет в неурочное время — заведет в глухомань, напугает.
В чаще за вами следят внимательные глаза, то ли звериные, то ли лешачьи — кто его знает.
Леший — лесной владыка, его слушаются звери и птицы, и если вы ему не приглянулись — будете плутать-блуждать по лесу, пока он не наиграется.
В глубине леса не тянет на шутку, здесь чувствуешь себя беззащитным. Насторожен к пришельцу чужой мир, на страже которого стоит лесная жизнь и нежить. Сама Баба Яга (вовсе не ведьма, а существо из иного мира) поставлена стражем на дороге в «тридесятое царство, тридевятое государство», и дорога та проходит через лесную чащу… На этом пути ждут испытания, опасности, противники и помощники. И при каждой встрече помните — «как аукнется, так и откликнется».

Рано или поздно дорога выведет нас на берег озера или речки. Здесь просторно, мягкие травы, прохладный ветерок колышет осоку. Вода манит — окунись, освежись…. Но «не зная броду — не суйся в воду». Поговорка верна в прямом смысле — погибнуть в воде можно гораздо быстрее, чем в лесной чаще. Водяной, водный царь, не любит, когда вторгаются в его владения: рвет плотины у мельниц, тащит в воду скот и людей в любое время года. Его помощник — мелкий пакостник ичетник безобразит, когда льда на воде нет, — то ребенка в воду утащит, то пьяницу утопит. Болотняник держится по болотам, заводит в трясину, пугает прохожих, а так он мирный дух и семьянин хороший.

В лесу встретим разных птиц. Есть среди них «волшебные».

Лебедь-кликун — птица на зиму за моря улетает, то есть «за тридевять земель», а что там за мир — человечий или нет, кто его знает? Вот и считали в старину, что лебеди оборачиваются прекрасными девами, дочерьми Морского царя.

Гусь — помощник самой Бабы Яги, может быть, оттого, что и он за моря летает. Только внешностью не очень вышел — не белый, да шея не та, да повадка не эта... Вот и получается: «думали — лебедь, а на поверку гусь оказался».

Сокол-чеглок — сокол ясный, или даже Финист Ясный Сокол — волшебный, превращающийся в человека. Птица-охотник, стремительная, смелая, зоркая, парит в поднебесье, под самым Солнцем. В древности, да и в старину, сокола ценились как ловчие птицы.

Журавль — «лучше синица в руках, чем журавль в небе». За моря и океаны летят журавлиные стаи по осени, курлыча грустно и тревожно. Порой наши мечты ведут себя так же.

Ворон — вещий, долгожитель, брат Ветра. И в сказке, и в жизни может говорить человеческим языком. Красив и мудр. Знает тайну оживления, поскольку владеет живой и мертвой водой. Одно печально — смерть рядом с ним ходит.

Сова — мудрая птица, ночная и страшная. Часто сопровождает Бабу Ягу. Гроза грызунов. Почиталась людьми за это в древности.

Глухарь — собой хорош: и стать, и перо! Что по весне его подводит — и в самом деле глохнет, когда токует, выставляя себя во всей красе на лесных полянах-болотах.

Сойка — птица-переполошница. Чужие в лесу мимо нее незаметно не пройдут — растрезвонит на весь белый свет. Сойка — лесовод, замечательно расселяет дуб, растаскивая желуди и делая из них запасы в лесной подстилке.

Ну, а звери?

Медведь — хозяин леса, старше его только леший и Баба Яга. Увалень с виду, он силен, ловок и быстр, когда надо. Медведь поставлен надзирать за исполнением лесных законов, следить за сменой времен года, за плодородием зеленого мира. Работы у него невпроворот, а лежебокой прозвали за манеру спать зимой. По поверьям в медведя можно обратиться, если пойти против закона или совести, за неуважение к родителям, за жадность.

Волк в лесу — охотник и воин. Зверь мужественный, честный, верный своей стае и данному слову, и семьянин замечательный. В старину с волчьей стаей сравнивали княжескую дружину и волков уважали. А еще этот зверь в древних сказках волшебный, может обернуться конем, девицей, жар-птицей.

Лиса — зверь красивый, в пышном наряде, однако о порядочности частенько забывает, зайца тиранит, волка обманывает, кур «любит» — и в сказке, и в жизни. Говорят — хитра, но преувеличивают.

Мышь — ростом мала, но делами велика. Всей мышиной силы — на копейку, да без нее до конца рублевое дело не сделать. Мышь знает подземные тайны. Может, и о кладах могла бы нам рассказать. В любую щелку пролезет. Зверьки страшны числом — в годы мышиной напасти, когда грызуны безудержно размножаются, никакие мышеловки не спасут урожай хлеба в амбарах, да и кошки с лап собьются. Мышиное нашествие похуже пожара будет.

Рысь — шкурой пестра и нарядна. Зверь редкий и опасный, добычу скрадывает из засады, на деревья легко залезает. А в сказки попадает не часто.

Еж — обаятелен и забавен, мало кого боится, потому как хорошо защищен. Может вместо кошки повоевать с мышами, не побрезгует гадюкой или ужом, закусит улиткой. А настанет зима — уснет до весны, пока медведь лес не разбудит. В старых сказках места ему не нашлось, зато в новых встретим.

Ласка — мышиная смерть, самый маленький и отважный хищник, может напасть на противника, в несколько раз превышающего ее по размерам. Зверь лесной, но человеческое жилье стороной не обходит — может заглянуть на конюшню за мышами, где ее с домовым иногда путают.

Куница — беличья гроза, зверь быстрый, шубой ценный.

Белка — хозяйственная цокотунья, умеет гнезда строить и грибы на зиму запасать.

У каждого в лесу свое место и своя роль. И каждый по-своему рассказывает лесную сказку.

Татьяна ЗУБКОВА
Витрины оформлены художником музея Натальей Соколовой

 

Рейтинг@Mail.ru