Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №13/2004

МАСТЕРСКАЯ

Чудеса из соломы

Соломенная семейка

Материал и инструменты: солома, цветные лоскутки, нитки или проволока, краски, ножницы, кисточка.

ХОД РАБОТЫ

Воспитатель показывает детям игрушки, сделанные из соломы, и спрашивает, из какого материала они сделаны. Он уточняет, что солома является очень удобным и доступным материалом для работы, показывает пучки очищенной соломы, дает детям возможность потрогать их руками, ощутить гладкую поверхность, полюбоваться цветом, вызывая желание работать с этим материалом. После этого воспитатель сообщает, что сегодня будут изготавливать из соломы игрушку, и предлагает посмотреть, как делается кукла.

Игрушку выполняют из одного пучка соломы и проволоки. Для этого солому одинаковой длины собирают в пучок (не толще 4—6 см), сгибают в центре и, немного отступив от верхушки (приблизительно 2 см), несколько раз перехватывают пучок крепкой ниткой или тонкой медной проволокой. Это голова. Затем с обеих сторон пучка отделяют по небольшой части соломинок для рук, концы отрезают и перетягивают ниткой. Затем талию куклы перетягивают крепкой ниткой, а низ пучка расправляют — получается юбка платья.

Лицо куклы рисуют краской. Воспитатель обращает внимание ребят на то, что в зависимости от оформления кукла может быть бабушкой или девочкой, например, Машенька. На голову этой куклы можно надеть шляпку (чашечка крупного желудя, колокольчик какого-либо цветка), повязать косынку, надеть платье, «заплести» косу, дать в руки корзиночку. Фартук куклы-девочки следует сделать коротеньким и более яркой расцветки. Сама кукла должна выглядеть тоньше по сравнению с куклой-бабушкой.

Куклу-бабушку надо делать из более толстого пучка соломы, чем куклу-девочку, можно повязать ей платочек и надеть длинный фартук из неяркой материи.

Для крепления (перевязывания) шеи, рук, талии можно использовать солому (или липовое мочало) с пропущенной через нее проволокой.

После того как усвоена последовательность изготовления игрушки, дети приступают к осуществлению своих замыслов.

В ходе работы воспитатель уточняет отдельные этапы процесса труда, осуществляя при этом индивидуальную помощь детям, помогает собирать солому в пучки, чтобы ее соломинки прилегали одна к другой.

Наиболее сложный этап работы — отделение соломы от общего пучка для рук, перетягивание ниткой (проволокой) головы, туловища. Кроме того, он организует взаимопомощь детей при стягивании ниткой пучка соломы. Это дает возможность каждому добиться результата.

После завершения работы проводится анализ и оценка готовых поделок. Особенно поощряется взаимопомощь в работе, которую дети оказывали друг другу, создавая игрушки по своему замыслу.

Конь-огонь

Материал и инструменты: солома, нитки, проволока, кусочки кожи или замши, клей ПВА, лента, ножницы, кисточка.

ХОД РАБОТЫ

Воспитатель перед началом работы читает стихотворение В.Маяковского «Конь-огонь», делая акцент на словах:

Но, конечно, может мастер
Сделать лошадь всякой масти.

Затем показывает иллюстрации в книге, спрашивает ребят, хотят ли они сделать такого коня. Дети с радостью соглашаются. После этого педагог, показывая образец поделки, рассказывает детям, как она создается. Вначале надо приготовить проволоку для каркаса. Каркас делают из двух частей — передней и задней. Солому, предварительно размоченную, разделяют на два пучка: один длиннее, другой короче. Короткий пучок сгибают пополам и накладывают на переднюю часть каркаса, перевязывают крепкой ниткой в двух местах — повыше и посередине, чтобы подчеркнуть голову и шею.

Передние ноги делают из оставшегося конца соломы, который делят на два одинаковых пучка. После изготовления передней части игрушки к ее центру (конец шеи) присоединяют вторую часть каркаса, перевязав при этом плотно ниткой переднюю и заднюю части туловища, а также места разделения задних ног и их основание.

Гриву делают также из соломы, для чего сложенные пополам соломинки раскладывают в уменьшающемся по длине к окончанию (к голове) порядке. Соломинки можно соединить между собой, используя прием переплета, или же с помощью ленточки и клея.

Глаза вырезают из кусочка кожи или замши и приклеивают, а уздечку — из двух соломинок темного цвета. (Темный или оттеночный цвет соломе придают во время глажения ее утюгом различной температуры.)

По материалам педагогов детского сада «Белочка», г. Сибай, Республика Башкортостан

Рейтинг@Mail.ru