Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №13/2004

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ АССОРТИ

Стучит-бренчит на улице…

Музей музыкального искусства им. Глинки существует в Москве. Каких только диковин там нет! И скрипочки величиной с ладошку, и барабаны размером с автомобиль. Все разложены в витринах в соответствии с эпохами и странами, откуда эти инструменты родом.

Но даже в этом музее, где, казалось бы, есть все-все-все, относящееся к музыке, нет таких инструментов, как в некоторых детских садах.

Речь идет о различного рода погремушках, шумелках, бренчалках, пищалках, стучалках и т.д. Подобные приспособления для извлечения звуков с успехом используются на занятиях с детьми. Идея их создания возникла в системе музыкального воспитания, созданной в начале ХХ века Карлом Орфом. На страницах нашей газеты мы рассказывали об этом замечательном композиторе и педагоге, а также знакомили читателей с шумелками музыкального педагога Татьяны Рокитянской (№13 за 2001 г. ).

Эти погремушки с успехом пополнят коллекцию музыкальных инструментов. Их придумала Людмила Дремина, музыкальный руководитель детского сада «Солнышко» пос. Онохой Республики Бурятия.

Русские народные песни исполняются под аккомпанемент аккордеона. А шумовые эффекты создает рубель. Рубель по происхождению — вовсе не музыкальный инструмент, а старинное приспособление для стирки. Но в народной культуре многие предметы обретали свою вторую жизнь. Ведь и ложки — признанные участницы оркестров народных инструментов — изначально были созданы исключительно для еды.

 

Барабанит барабанщик в барабан.
А вместо барабана — пустой жбан!

Вот такую выставку самодельных барабанчиков организовали в детском саду «Кэскил» (пос. Чурапча). Ведь что такое барабан? Кусок тугой ткани, плотно натянутой на полую коробочку. В зависимости от объема коробочки и материала, из которого она сделана, а также от материала покрытия зависит качество звука, его тембр и длительность. Так что маленькие и большие барабаны предоставляют создателям широкое поле для экспериментирования.

А чтобы создать у детей представление о происхождении струнных инструментов, надо — опять-таки — взять коробочку, прорезать в крышке отверстие, а поверх отверстия крепко натянуть нитки или проволоку. Нитка или проволока сыграют роль струн. И ведь так, если подумать, действительно возникали инструменты в истории человечества!

 

Рейтинг@Mail.ru