Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2004

БУДЬ ЗДОРОВ, РАСТИ БОЛЬШОЙ

Чтобы зубки блестели

«Чтобы себя защитить, надо себя изучить». Я думаю, что нет необходимости акцентировать внимание маленького ребенка на устройстве всех его внутренних органов, но знать основные правила гигиены и здорового питания ему нужно. Поэтому я подготовила серию занятий по нескольким разделам: уходу за зубами, правильному питанию, необходимости беречь свой организм.

Занятия по этим разделам проходят через все возрастные группы с естественным усложнением в каждой группе. Одновременно ведется систематическая практическая работа, опирающаяся на то, что дети узнали на занятиях, или закрепляющая новые знания.

Например, в младшей группе мы начинаем учить детей полоскать рот после еды, объясняя в игровой форме, для чего это нужно и как это делать правильно. Одновременно работаем с родителями. Консультации, анкеты напоминают им о том, что детей нужно систематически (самое главное в этом — система) учить ухаживать за полостью рта.

Вместе с детьми мы придумали и нарисовали на отдельных карточках символы, обозначающие различные действия: как мы моем руки, набираем на щетку пасту, полощем рот и т.д. Важно было подобрать символы, понятные всем детям.

На занятии дети объединили карточки в схему, отображающую последовательность процесса чистки зубов. Затем мы перенесли эту схему на плакат (потому что прибежал злой и противный
Кариес и все карточки нам перепутал). То есть дети самостоятельно восстановили весь процесс, зарисовали его и одновременно запомнили.

Схему отправили по почте Карлсону, который нас очень благодарил, переспрашивал, правильно ли он понял отдельные элементы схемы. Потом он предложил показать ее родителям. Схему вывесили в раздевалке, где дети каждый вечер экзаменовали мам и пап. А родителям было предложено перерисовать схему и вывесить ее дома. Многие по просьбе детей так и сделали.

Таким образом, к весне весь процесс чистки зубов малыши знали, что называется, «на зубок».

В средней группе работа продолжалась. Теперь, используя схему, дети учили кукол ухаживать за зубами.

Карточки же мы сложили в конверт вместе с изображениями злого Кариеса и веселого, всеми любимого Карлсона, который появлялся почти на всех наших занятиях и помогал многому научиться. Получилась игра.

Игра «Помоги Карлсону»

Цель игры: Закрепить знание последовательности процесса чистки зубов.

Прибегает Кариес и перепутывает все карточки. Дети помогают забывчивому Карлсону все разложить по порядку.

В течение года к детям часто приходил Доктор Айболит (еще одна большая самодельная кукла) и рассказывал о важных вещах: о том, например, почему надо хорошенько пережевывать пищу, или о том, что орехи лучше разбивать молотком. При встрече он всегда угощал детей сухариками, от которых зубы становятся крепче. Все это обыгрывалось в разной форме.

Мы с детьми любим составлять разные схемы — они наглядны и их легко запомнить. Вот так мы нарисовали «Золотые правила здорового питания», которым научил нас Доктор Айболит.

Золотые правила питания

  • Чаще есть твердые сырые овощи и фрукты.

  • Не просовывать ложку, вилку глубоко в рот, а снимать пищу губами, чтобы не поцарапать зубы.

  • Жевать и правой, и левой стороной зубов.

  • Не увлекаться шипучими напитками — лучше пить соки.

  • Глотать пищу, только хорошенько ее разжевав.

  • После еды, особенно после сладостей, обязательно полоскать рот.

Чтоб кусался зубок

Занятие для детей от четырех лет

Цель: Учить детей овладевать основными гигиеническими навыками. Развивать у детей самостоятельность, приобщать к здоровому образу жизни.

Материал к уроку: Игрушка — Карлсон. Щетки: половая, одежная, обувная, зубная; корзина, стаканчики для полоскания рта. Кукла «с живой рукой».

ХОД ЗАНЯТИЯ

«Влетает» Карлсон с корзинкой. Он плачет, трет глаза. Воспитатель садится на диван, утешает Карлсона, зовет детей. Все утешают. Затем дети садятся на стулья.

Карлсон: Зубки болят, у-у-у!

Воспитатель: Ну-ка, покажи зубки.

(Незаметно приклеивает открытый ротик.)

Фу, какие они у тебя желтые, грязные. Ты их не чистишь совсем! Да у тебя во рту микробов целая куча. Они там кусаются, вот зубки и болят.

Карлсон: У-у-у! Ой, микробы, да еще и кусаются! Я их боюсь! Сейчас как подую сильно-сильно и сдую всех микробов. Вот так — фу-у-у!

Воспитатель: Нет, Карлсон, так микробов не сдуешь. Дети, что нужно делать, чтобы зубки были чистенькие, беленькие и никогда не болели? (Чистить.) Чем чистить? (Щеткой.) Вот так, Карлсон, чтобы чистить зубы, нужна щетка с длинной ручкой.

Карлсон: О, да у меня же есть щетка. Большая и с длинной ручкой. Сейчас принесу.

(Выносит из другой комнаты половую щетку.)

Воспитатель: Дети, такой щеткой можно чистить зубы? (Нет, этой щеткой надо пол подметать.) Сережа, покажи, как подметают пол щеткой. И мы все встанем и покажем. (Дети имитируют движения.) Скажите еще раз Карлсону, какая это щетка. (Половая.)

Карлсон: Ну так я другую достану, у меня еще есть. (Достает из корзинки обувную щетку.) Вот. Этой я буду зубы чистить.

Дети: Нет, такой нельзя.

Воспитатель: Видишь, какая она черная? Дети, что чистят этой щеткой? (Обувь.) Женя, покажи, как щеткой чистят обувь. (Дети показывают.) Давайте повторим — обувная щетка. (Повторяют.)

Карлсон: У меня есть еще одна щетка. (Достает одежную щетку.)

Воспитатель: Нет, Карлсон, этой щеткой чистят одежду. Настя, покажи, как чистят одежду щеткой. (Показывает.) Давайте повторим — одежная щетка. (Повторяют.) Встаньте и покажите, какая была у Карлсона половая щетка. А обувная? А одежная? (Дети встают и показывают размеры щеток.) Какая же щетка нужна, чтобы чистить зубы? (Подсказывают.)

Карлсон: О, у меня на дне корзинки еще одна завалялась. (Достает зубную щетку.)

Воспитатель: Все ли Карлсон сделал правильно? Где у него лежала зубная щетка? (В корзинке, вместе с другими щетками.) Поднимите руки те, кто дома чистит зубы. У вас есть зубная щетка? Где она хранится? (В стакане.) Наташа, поставь щетку в стакан. Дети, получается, Карлсон вовсе не умеет чистить зубы! Научим, как надо делать?

(Воспитатель быстро опрашивает детей, они отвечают.)

Карлсон: Подождите, подождите! Я же так ничего не запомню! Я все перепутаю! Сначала надо зачерпнуть зубную пасту и засунуть ее в рот, а потом помыть руки. А дальше?

(Дети перечисляют — вымыть руки, набрать зубную пасту, почистить зубы, прополоскать рот и т.д., одновременно выбирая и выставляя нужную карточку по порядку.)

Карлсон: Спасибо вам, теперь я каждый день буду чистить зубы. Я все запомнил. Вы мне помогли. За это я и моя подружка принцесса хотим вас угостить. Оля, помоги ей, пожалуйста.

Девочка уходит в другую комнату, надевает куклу «с живой рукой» (принцессой). Выносит поднос с печеньем и угощает всех. Дети едят.

Карлсон: Ой, а как же теперь ваши зубки? Вы ели печенье, зубы стали грязные, а зубной щетки у вас нет. А, да у меня же есть щетка! Я вам ее дам, и вы все почистите зубы моей щеткой. Берите, я не жадный.

Воспитатель: Дети, можно чистить зубы чужой щеткой? (Конечно, нельзя.) А что мы с вами делаем после еды, чтобы наши зубы снова стали чистыми?

Дети: Рот водичкой полощем.

Карлсон: А можно мне посмотреть? Я не умею полоскать рот.

Дети поют песенку:

«Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок».

И вместе с Карлсоном идут полоскать рот.

Людмила НАЗВАНОВА, г. Саранск

Рисунки Владимира Семеренко

Рейтинг@Mail.ru