Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №15/2004

РАБОЧИЙ СТОЛ

Как от нас болезнь ушла

Комплексное занятие по физкультуре и изодеятельности для детей от пяти лет
Предварительная работа:

Беседы о здоровом образе жизни, занятия и дидактические игры по теме «Познай себя».

Оборудование:

Большие обручи, скакалки, мячи простые и набивные, гимнастические скамьи, маски: оленьи рожки, охотничьи шапочки; карандаши, фломастеры, восковые мелки, большой лист бумаги, мольберт.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал здоровья.

Воспитатель: Дети, как называется этот зал? А что значит здоровье?

Ответы детей. Появляется старуха Болезнь.

Болезнь: Я — старуха Болезнь, привела с собой вредные микробы и вирусы, кашель и насморк, вот вы сейчас все заболеете. Что, испугались?

Воспитатель и дети: Нет, мы тебя не боимся. Мы по утрам зарядкой занимаемся.

Болезнь: А я вот напущу на вас свои вирусы, и не поможет вам никакая физкультура.

Воспитатель: А мы не только физкультурой занимаемся. Дети, расскажите, что мы еще делаем, чтобы быть здоровыми.

Дети: Закаляемся, полощем горло, принимаем витамины, едим лук и чеснок.

Воспитатель: Физкультура нам помогает расти ловкими, сильными, смелыми. Бабушка Болезнь, становись в шеренгу, позанимайся с нами! Ты тоже станешь здоровой и крепкой.

Дети строятся в шеренгу, делают разминку, а Болезнь пытается повторить, но у нее ничего не получается, она охает, вздыхает, ворчит.

Разминка

Ходьба в колонне по одному, скрестным шагом, с высоким подниманием колен, по скамье с перешагиванием через ленты, с остановкой на сигнал «Аист». Бег с захлестыванием.

Воспитатель: Бабушка Болезнь, ты сегодня попала на необычное занятие. Дети будут не только заниматься физкультурой, но и рисовать занятие. Поэтому им надо понаблюдать за собой, за своими движениями, подумать, как это будет выглядеть на рисунке. И ты, бабушка, примечай, вдруг ты окажешься замечательной художницей.

Болезнь: Ишь чего надумали, да разве можно нарисовать человека в движении? Что же это получится, если он бежит, значит, на рисунке у него окажется много ног?

Воспитатель: Вовсе нет. Мы будем рисовать только какой-нибудь момент движения, так, как будто фотографируем. Нам надо запомнить, как выглядит это движение, и нарисовать его. Сейчас мы выполним подготовительные упражнения с обручами.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что все упражнения надо выполнять одновремено, стараясь сохранять равновесие. Дети перестраиваются в три колонны, каждая колонна берет по одному большому обручу.

Солнышко просыпается

И.п. — стоя, ноги слегка расставлены, руки с обручем опущены, на счет 1—2 поднять обруч вверх, отвести ногу, на счет 3—4 вернуться в и.п. Повторить 4 раза.

Вверх-вниз

И.п. — стоя на коленях, руки с обручем опущены, на счет 1—2 поднять обруч вверх, на счет 3—4 вернуться в и.п. Повторить 6 раз.

Лодочка

И.п. — лежа на животе, вокруг обруча, обруч в руках. На счет 1—2 руками поднять обруч, прогнуть спину, приподнять туловище и голову, на счет 3—4 вернуться в и.п.

Паровоз

И.п. — стоя серединами стоп на лежащем обруче, руки на поясе, ходьба по ободу обруча приставным шагом вправо, влево, имитировать звуки паровоза: «чу-чу-чу». Повторить 6 раз.

Прыжки

Одна нога в обруче, другая сзади, чередовать с ходьбой.

Надуй шарик

Дыхательные упражнения. Звуки [с] и [ш] на длительном выдохе. 2 раза.

Воспитатель напоминает, что дети могут выбрать себе тот вид деятельности, который они хотят нарисовать. Предлагает упражнения нескольким детям с тем, чтобы остальные наблюдали, как это выглядит. По ходу выполнения комментирует каждое движение, обращает внимание на положение рук, ног, туловища, головы.

Бросание и ловля мяча вверх, вниз, с хлопками.

Обратить внимание на положение рук, мяч над руками, под руками.

«Тюлень»: подтягивание лежа на животе.

Ребенок лежит на животе, видны спина, бок, половина лица, руки согнуты в локтях, прижаты к телу.

Прыжки со скакалкой.

Обратить внимание на положение рук, ног.

Лазанье по гимнастической стенке.

Ребенок виден только со спины. Сначала руки кладет на перекладину, затем поочередно ставит ноги.

Ходьба по скамейке с перешагиванием через набивные мячи.

Обратить внимание детей, как смотрится ребенок, который выполняет упражнение. Видна часть лица, спина прямая, одна нога высоко поднята, руки в стороны.

Дети увлечены, а Болезнь сидит, дуется.

Воспитатель: Дети, бабушка Болезнь совсем заскучала. Давайте отдохнем, поиграем в игру «Ловля оленей». Болезнь будет охотником, а вы — оленями.

Дети надевают шапочки с оленьими рожками, охотники — охотничьи шапочки.

Игра «Ловля оленей»

Олени бегают в кругу. Охотники за кругом. Вместо охотников могут быть пастухи. По сигналу «раз, два, три, лови» олени бегают по кругу, пастухи бросают мячи в оленей, а те убегают. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным. Бросать мяч можно только в ноги.

Болезнь не может попасть, сердится.

Болезнь: Да, я вижу, что у меня здесь ничего не выходит. Пойти, что ли, других поискать?

Воспитатель: Не огорчайся, бабушка, с первого раза и у детей не получалось. Зато теперь полюбуйся, какие ловкие да умелые!

Болезнь: И не просите, и не уговаривайте, с такими спортсменами мне уж точно не по пути. Пойду-ка я восвояси. (Понурившись, Болезнь уходит.)

Воспитатель: Жалко бабушку, да только там, где дети любят физкультуру, никакие болезни надолго не задержатся. Сейчас давайте отдохнем перед сложным заданием.

Дети ложатся на ковер.

Упражнение на расслабление

Есть у нас игра такая —
Очень легкая, простая.
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье,
И становится понятно:
Расслабление приятно.
Хорошо нам отдыхать,
Но уже пора вставать.
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем,
Потянуться, улыбнуться,
Всем открыть глаза
И встать.

Дети сжимают кулачки. Тянутся, поднимаются, улыбаются, открывают глаза, встают. Садятся в кружок.

Воспитатель: Вы дружно занимались, играли, а сейчас давайте так же дружно нарисуем, что мы сегодня делали. Только сделаем зарядку для наших пальчиков.

Твои помощники, взгляни, —
Десяток дружных пальцев.
Как славно жить, когда они
Работы не боятся.
И как хороший мальчик,
Послушен каждый пальчик.
(Растирание, массаж каждого пальца.)
Мы ими карандаш возьмем
И рисовать сейчас начнем.
(Имитация движений.)

Воспитатель: Теперь выберите себе, чем вы хотите рисовать, на каком месте листа, вспомните, как выполняли это упражнение.

Дети выбирают нужные карандаши, фломастеры, мелки и рисуют на одном большом листе. Воспитатель подходит к каждому ребенку, помогает в случае затруднения, предлагает нарисовать не только себя, но и других детей. Обращает внимание на то, что если ребенок находится далеко, он кажется меньше, а если близко — то больше, на пропорции тела, на расположение на листе, на то, как дети держат карандаш. После того как работа закончена, предлагает отойти от листа и посмотреть, что же получилось.

Воспитатель: Вы все дружно работали и занимались, поэтому у вас получилась такая интересная картина, и тот, кто посмотрит на нее, сразу узнает, чем занимаются дети в нашем зале здоровья.

Нина ШЕВЧУК, инструктор по физкультуре,
детский сад № 131, г. Мурманск

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ...

Из опыта работы по взаимодействию школы и детского сада в области физической культуры

Гуманизация педагогического процесса предполагает то, что в центре всей учебно-воспитательной и оздоровительной деятельности должен стоять ребенок (удовлетворение его потребности в познании, движении, обучении). При этом одной из главных задач дошкольного воспитания остается задача подготовки детей к широкому вхождению в жизнь, и прежде всего к переходу в школу, не насилуя природу ребенка, не подчиняя этому всю его предшествующую жизнь. Необходимо сделать этот переход менее болезненным. Важно подготовить детей к переходу в новый социальный статус и создать условия для такого психофизического развития, которое позволит успешно усваивать учебный материал, развивать и совершенствовать их физические умения и навыки. Поэтому проблема взаимосвязи детского сада и школы как общественных институтов, в которые ребенок последовательно входит, в которых осуществляется его развитие как личности, чрезвычайно важна. А в связи с разработкой «Концепции непрерывного образования» эта проблема приобрела новую актуальность. Но что вкладывается в понятие «преемственность»?

Проблема преемственности дошкольного образования и начальной школы волновала педагогов издавна. Я.А. Коменский, создавая систему школ, охватывающую все периоды становления и развития личности человека, последнюю главу своей книги «Материнская школа» назвал «Как подготовить ребенка к школе». В ней можно выделить две основные идеи: необходимость формирования положительного отношения к школе и учителю и значимость всестороннего развития ребенка.

Одним из первых, кто поставил этот вопрос в России, был В.Ф. Одоевский, написавший книгу «Наука до науки», посвященную воспитанию детей до школы. Необходимость преемственности подчеркивалась советскими педагогами уже в 20-е годы.

Сегодня имеется ряд исследований по вопросу преемственности в укреплении и сохранении здоровья ребенка и развитию его духовных качеств. В периодической печати все чаще появляются статьи известных педагогов, где они излагают свою точку зрения по рассматриваемой проблеме. Среди них: А.Белошистая, Т.Богина, В.Кудрявцев, В.Маханева, Р.Стеркина.

Всероссийское совещание по проблеме преемственности рекомендует согласовывать работу ДОУ и начальной школы, сохраняя достижения дошкольного воспитания, которое «в радости» формирует личностные качества ребенка, что является основой успешного обучения. Школа подхватывает и развивает эти достижения. Жаль, что чаще всего ключевые моменты преемственности остаются задекларированными. Однако в работах наших ведущих педагогов предлагается ряд реальных планов по решению этой проблемы.

В «Дошкольной педагогике» (№ 1, 2002) О.Г. Прикот называет проблему преемственности «острой и нерешаемой», так как в основе ее стоит базовое противоречие между ДОУ и начальной школой. Детский сад видит свою цель в развитии ребенка, школа — в формировании личности хорошего ученика. Изменение подхода к работе с детьми в начальной школе по сравнению с ДОУ перечеркивает работу воспитателей, переделывает менталитет детей, структуру сознания, что приводит к снижению физического и психического здоровья детей.

Пути решения проблемы она, как и Р.Стеркина, видит в изменении содержания и в новых формах организации процесса образования и воспитания. Для того чтобы скоординировать содержание образования в ДОУ и начальной школе, создаются общие программы, такие, как «Развитие» Л.В. Занкова и В.В. Давыдова и сквозная программа «Золотой ключик». Организационное решение проблемы осуществляется в образовании при ДОУ класса шестилеток или прогимназий, где начальная школа находится при ДОУ. И где шестилетки, еще малыши, но уже школьники, легко адаптируются к условиям школьного обучения.

Что же входит в понятие «готовность к школьному обучению»? Прежде всего это психологическая и физическая готовность ребенка к школе.

В данном пособии авторы особое внимание уделяют проблеме физической готовности дошкольников к обучению в школе. Хорошо учиться сможет только здоровый, физически развитый ребенок, поэтому важнейшей задачей в работе по интеграции детского сада и школы является укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости заболеваниям путем организации единого педагогического пространства.

Каждое дошкольное учреждение и каждая начальная школа, работающие в
совместном едином направлении, должны выбрать свою модель преемственности. Наш центр развития — детский сад № 156 активно сотрудничает с начальным звеном образовательной школы № 56. При детском саде работает класс шестилеток. В течение последних пяти лет организация учебно-воспитательного процесса основана на единых требованиях к охране как физического, так и общего здоровья ребенка. Для достижения благоприятных результатов используются следующие принципы:

— интегрирование содержания занятий физической культурой с повседневной самостоятельной деятельностью детей;
— доступность различных видов деятельности восприятию ребенка;
— эмоциональная окрашенность различных форм деятельности детей;
— использование комплексов физических упражнений, направленных на укрепление осанки и профилактику плоскостопия.

Планирование работы

Для успешной реализации этих принципов ежегодно составляем совместные планы работы, которые предусматривают использование как традиционных форм работы, так и новых, придуманных в сотворчестве с детьми. А начиналось все с обычного знакомства: дети подготовительных групп ходили на экскурсии в школу, воспитатели и инструктор по физической культуре посещали уроки учителей, учителя приходили знакомиться с будущими первоклассниками и наблюдали их на занятиях. Эти взаимопосещения оказались очень полезны: багаж и тех и других обогатился новыми приемами в работе; были проанализированы требования и взаимные упреки друг к другу. Школа предъявляла претензии детскому саду в том, что семилетки приходят из ДОУ слабыми, вялыми, не выдерживающими нагрузку как учебную, так и по физической культуре. В результате чего на занятиях по физическому воспитанию в детском саду было увеличено количество упражнений на выносливость, разработана система походов и экскурсий по ровной местности и с использованием возвышенностей и небольших сопок. Самой трудной задачей для инструктора по физическому воспитанию и учителя физкультуры стало создание таких условий, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно как на занятиях в детском саду, так и впоследствии на уроках в школе.

Для этого мы предприняли следующие шаги:

Разнообразие форм проведения занятий, уроков

1. В практике работы инструктора по физическому воспитанию и учителя физкультуры существуют общие традиционные формы, такие, как «Игротека», «Эстафетландия», «Веселые старты».

Традиционные в детском саду занятия «Царь горы» для мальчиков и «Спортивные задоринки» для девочек мы перенесли на совместные занятия школьников и детсадовцев. Такие занятия-уроки стали проводиться в стенах ДОУ. Участвуют в них обычно дети подготовительных групп и один из классов: третий, четвертый или пятый. Школьники с большим удовольствием приходят в детский сад, чтобы посоревноваться с малышами. Мы видим, какие эмоции и воспоминания вызывают у детей совместные соревнования. После таких занятий, которые хочется называть праздниками, гости обычно посещают воспитателей, каждый своих, и отправляются в путешествие по детскому саду. Причем охотно приходят в детский сад дети не только начальной школы, но и среднего звена. Школьники 6—9-х классов с большим желанием выступают в роли судей и наставников дошколят в других формах совместной работы — в Турслете и в игре «Муравейник».

Турслет и «Муравейник» — это чисто школьные виды физкультурных занятий. Совместно мы упростили их, приспособили под физические возможности малышей. Детсадовцы с азартом учатся быть туристами и «муравьями», ибо помогают им в этом школьники — для них люди взрослые и авторитетные. А школьники чувствуют себя гораздо взрослее и ответственно относятся к судейству. Выпускники детского сада, участвуя в таких же мероприятиях, но уже в школе, не теряются, потому что им уже все известно: что нужно выполнять на каждом из этапов игры.

2. Следующий шаг связан с необходимостью выплеснуть накопленные от совместных мероприятий эмоции, реализовать их в художественном творчестве. Так появилась такая форма сотрудничества, как передвижная выставка — конкурс рисунков или поделок из природного материала. Эти выставки проходят обычно осенью, после турслета, который предусматривает совместные туристические походы на природу. Обычно вместе путешествуют подготовительные группы, класс шестилеток детского сада и начальное звено школы. Выставки носят поэтические названия: «Озеро и осень», «И теплый солнца лик», «Лес — точно терем расписной». Одну неделю выставки гостят в школе, а вторую — в детском саду. Посетители выставок выбирают самые понравившиеся картины, поделки. Лучшие работы награждаются грамотами и сладкими призами.

3. Устраиваем совместные концерты с танцами, песнями, стихами и физкультурными упражнениями. В День пожилого человека мы вместе поздравляем дедушек и бабушек в Мурманском Доме-интернате для инвалидов и престарелых. В поздравлениях обычно участвуют старшие группы и первые классы. В концертах, посвященных Дню Победы, вместе со старшеклассниками выступают перед ветеранами и наши малыши.

4. На базе ЦРР — детского сада уже семь лет работает «Клуб выходного дня». В самом начале он был создан для пропаганды здорового образа жизни и для обеспечения родителям 1—1,5 часа свободного времени для домашних дел в форме дополнительных занятий по субботам с дошкольниками. В настоящее время он действительно похож на Клуб, где постоянно собираются активные любители спорта. Причем не только родители и их малыши, но и школьники. Зачастую школьников даже бывает больше, чем детсадовцев. После уроков они с удовольствием идут в детский сад, играют с инструктором в спортивные игры, без ограничений занимаются на всех снарядах, в тренажерной комнате. За последние пять лет работы Клуба его посетили 339 дошкольника, 550 школьников и 232 взрослых. Эти цифры говорят о многом. «Клуб выходного дня» нужен обязательно. К общему сожалению, мы вынуждены ограничивать возраст учащихся для посещения «Клуба выходного дня», так как наши снаряды и тренажеры не всегда подходят для больших детей 7—8-х классов.

Читать продолжение

Рейтинг@Mail.ru