Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №17/2004

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Чтобы правильно играть,
все программы надо знать

Фото Александра Степанова

Утверждение, что ребенок развивается в игре, давно ни у кого не вызывает сомнений. Известный детский врач и педагог Е.А. Аркин называл этот вид деятельности «психическим витамином», а психолог С.Л. Рубинштейн отмечал, что в игре формируются все стороны психической жизни личности. Свободная, естественная, инициируемая самим ребенком игра — это показатель его зрелости и культуры.
Однако современные исследователи игры и практикующие педагоги отмечают, что сегодня сюжетно-ролевая игра уходит из жизни дошкольников. Причин этого явления много. В детском саду воспитатели излишне увлечены различными формами обучения и используют игру лишь как «довесок» к дидактическому процессу получения знаний (Концепция дошкольного воспитания). Нынешние родители чаще всего не умеют играть с детьми или просто не хотят, объясняя это отсутствием времени и желания (по итогам анкетирования). Кроме того, исчезли неформальные дворовые игровые объединения, в которые входили дети разных возрастов и где происходила естественная передача игровых традиций.
В итоге сегодня ребенку просто неоткуда черпать игровой опыт. Выход один — с детьми дошкольного возраста должен играть воспитатель, изменив при этом стереотипные позиции при руководстве игровой деятельностью.
Современные подходы к организации игры детей изложены в новых программах и методических рекомендациях. Их изучение помогает сделать игру подлинным средством творческой самореализации дошкольников.
Большинство педагогов нашего детского сада работают на основе программы «Развитие». В период овладения искусством руководства детской игрой важно было правильно организовать методическую работу. С целью повышения профессионального мастерства воспитателей в детском саду была организована школа педагогического мастерства «Играем вместе с детьми». Среди других мероприятий наиболее результативно прошел «круглый стол» по обсуждению проблем руководства сюжетно-ролевой игрой в группах старшего дошкольного возраста. Возможно, особенности организации данной формы работы будут интересны нашим коллегам.

Тема «круглого стола»: «Чтобы правильно играть, все программы надо знать».

Цель: помочь воспитателям овладеть школой руководства сюжетно-ролевой игрой на основе сравнения консервативных и современных подходов к ее организации.

Предшествующая работа:

— повторить Концепцию дошкольного воспитания;
— вспомнить программные задачи раздела «Игра» в программе под редакцией М.А. Васильевой;
— познакомиться с методическими рекомендациями к разделу «Игра» в программе «Развитие»;
— изучить пособие «Организация сюжетной игры в детском саду» (авторы: Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова);
— прочитать книгу Е.Кравцовой «Разбуди в ребенке волшебника» (издательство «Просвещение», 1996);
— подобрать высказывания ученых, педагогов и психологов о значении игры в развитии дошкольника.

Вводная часть

Старший воспитатель: «Сегодня мы поговорим о различных подходах к организации сюжетно-ролевой игры старших дошкольников. Перед началом работы я предлагаю вам познакомиться с различными высказываниями выдающихся людей, в которых отражена роль игры в развитии дошкольника».

Воспитатели зачитывают подготовленные в ходе самостоятельной работы цитаты, комментируют их, опираясь на свой практический опыт и наблюдения за играми детей.

Варианты:

  • «Игра — модель реальной жизни. Отражая подлинность взаимоотношений людей, она в то же время полна чудес и волшебных превращений» (А.С. Спиваковский).

  • «Игра — окно в мир взрослой жизни» (Ж.Фабру).

  • «Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский).

  • «Игра — это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» (Л.С. Выготский).

  • «Игра — свободная самостоятельная деятельности детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом» (Концепция дошкольного воспитания).

Основная часть

Старший воспитатель: «Одна из современных тенденций развития дошкольного образования заключается в гуманизации целей и принципов образовательной работы. Позиция педагога при организации любого вида детской деятельности должна исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Поскольку сюжетно-ролевая игра имеет исключительное значение в педагогическом процессе, каждый воспитатель должен знать сущность современных подходов к организации игры и при необходимости пересмотреть приемы руководства игровой деятельностью.
Следует отметить, что в настоящее время многие педагоги продолжают придерживаться устаревших подходов в руководстве игрой. Таких воспитателей можно назвать «консерваторами». Другие работают по программам нового поколения. Они считают игру основой развития дошкольников и занимают в руководстве игрой позицию играющего партнера. Это педагоги-«новаторы». Сегодня за нашим «круглым столом» собрались представители от «консерваторов» и «новаторов». Каждая команда будет раскрывать сущность своих подходов к организации детской игры».
Старший воспитатель предлагает участникам «круглого стола» познакомить слушателей с задачами разделов «Игра» в программе М.А. Васильевой и в программе «Развитие». После выступлений педагогов информация обобщается: «Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой является знаньевой. Соответственно, в основе игры лежат знания об окружающем мире. Программа «Развитие» — развивающая программа. Работа по ней обеспечивает формирование игры дошкольников на основе развития игровых умений.
Рассматриваемые нами программы предполагают разные приемы руководства игровой деятельностью. Поговорим сначала о консервативных подходах: в чем их недостатки и преимущества. Все желающие могут задать «консерваторам» любые интересующие вопросы по организации игры».

Вопрос: Как решается проблема обогащения детской игры?

Ответ представителя «консерваторов»: В нашей программе много внимания уделяется обогащению содержания детской игры. Для расширения представлений о социальных ролях взрослых мы используем общеизвестные приемы: проводим экскурсии, специальные занятия по ознакомлению с окружающим, читаем художественную литературу, беседуем о просмотренных фильмах; много внимания уделяем созданию специализированных игровых зон. После предварительной работы организуем игру.

Вопрос: Кто определяет тему игры?

Ответ: Ее может предложить воспитатель, но игра часто возникает и по инициативе детей. В основе игровых ситуаций обычно лежат яркие жизненные впечатления и сцены из любимых телесериалов.

Вопрос: Когда и кто придумывает сюжет игры?

Ответ: Сюжет можно спланировать перед началом игры. Воспитатель помогает детям выстроить ход игровых событий в соответствии со знаниями, полученными в ходе предшествующей работы, выслушивает предложения детей по развитию сюжета, оценивает их.

Вопрос: Как происходит распределение ролей?

Ответ: Если дети впервые играют в игру, то главные роли отводятся более активным детям. Здесь решающее слово остается за воспитателем. Он мотивированно объясняет, почему тот или иной ребенок лучше справится с данной ролью. При повторении игры роли перераспределяются.

Вопрос: Вы считаете, что взятую на себя роль ребенок должен выполнять до конца игры?

Ответ: Это обязательно.

Вопрос: А если ребенку надоест играть?

Ответ: Такого обычно не бывает, воспитатель следит, чтобы игра дошла до своего логического завершения.

Вопрос: Вы отдаете предпочтение коллективным играм?

Ответ: Да. В программе особое внимание уделяется развитию коллективизма. Но можно организовывать игры и с небольшими группами детей.

Вопрос: Расскажите о месте воспитателя во время самостоятельной игры детей.

Ответ: Воспитатель следит за ходом игры, направляет развитие сюжета, помогает разрешать конфликтные ситуации.

Вопрос: В чем заключаются достоинства используемых вами приемов руководства игровой деятельностью?

Ответ: Возможно, наши подходы к организации детской игры и консервативны, но для практической работы они во многом удобны: разработал план игры, написал конспект, познакомил детей с некоторыми игровыми действиями, и игра в итоге будет иметь великолепный внешний эффект. Такую «идеальную» игровую деятельность удобно демонстрировать для проверяющих, потому что дети всегда знают, как надо играть в ту или иную игру, заранее разученную с воспитателем.

После ответов «консерваторов» на вопросы участников «круглого стола» их позиция обсуждается. Затем слово предоставляется «новаторам». Они отмечают, что такой подход к организации игровой деятельности полностью убивает «свободный дух» игры: сюжет планируется, содержание ролей обговаривается, инициатива детей не приветствуется. Воспитатель является не партнером, а постоянным руководителем — дети выполняют его предложения, подчиняются его командам. Такая игра носит заорганизованный характер и не выполняет свое развивающее значение.
Старший воспитатель, в свою очередь, знакомит присутствующих с историческими корнями тех подходов к организации игры, о которых рассказали «консерваторы»: «Такой подход к руководству игрой сложился еще в 20-е годы. Тогда считалось, что в игре дети должны отражать знания и представления, полученные ими при ознакомлении с окружающим, а игровая деятельность должна носить преимущественно коллективный характер.
На начальном этапе становления дошкольного отечественного воспитания такой подход к организации детской игры был вполне оправдан. В то время перед педагогами стояла задача: приобщить детей из полуграмотных и неграмотных семей к знаниям и культуре, поскольку домашняя обстановка этому способствовала мало.
Сегодня многое изменилось. Жизнь современного дошкольника наполнена информацией. Наши дети растут среди телевизоров, компьютеров, видеомагнитофонов и электронных игрушек; в детских садах проводятся занятия познавательного цикла — все это позволяет игре освободиться от чисто дидактической функции «проработки» знаний.
Теперь давайте познакомимся с альтернативными подходами к руководству игровой деятельностью. Предоставим слово новаторам».
«Безусловно, мы не сможем похвастаться перед проверяющими идеальной организацией игровой деятельности. Ролевая игра детей — интимный и спонтанный процесс. Она не может возникнуть только по желанию педагога и тем более не может быть предметом демонстрации для посторонних людей.
Но мы можем показать организацию работы по формированию игровых умений, необходимых для творческого построения сюжета игры».

Вопрос: В чем заключается эта работа?

Ответ: Мы играем вместе с детьми в «игры придумывания». Рекомендации по организации таких игр и последовательность их проведения подробно описаны в методическом пособии «Организация сюжетной игры в детском саду». Основной результат от таких игр заключается в том, что дети приобретают умения совместно придумывать новые сюжеты.

Вопрос: Принимает ли воспитатель участие в самостоятельной игре детей?

Ответ: Да, это вполне допустимо, но только как играющий партнер. Необходимость в этом возникает, если педагог замечает, что какая-то группа детей постоянно развертывает один и тот же сюжет, а действия участников доведены до шаблона. Мы подготовили видеоматериал — фрагмент игры, в которой принял участие воспитатель.

Просмотр видеоматериала.
После просмотра видеофильма участники «круглого стола» обмениваются мнениями и задают вопросы «новаторам».

Вопрос: Какие приемы руководства доказывают, что воспитатель — играющий партнер?

Ответ: Тему игры определили сами дети. Они самостоятельно создали игровое пространство и распределили роли. Воспитательница подключилась к деятельности детей с их согласия, а в ходе игры не столько обогащала ее тематическое содержание, сколько помогала разнообразить детский замысел.

Вопрос: Как реализовался в этой игре характерный для старшего дошкольного возраста способ ее построения — совместное сюжетосложение?

Ответ: Ход игры заранее не планировался. Сюжет складывался из предложений участников по ходу игры. Причем эти предложения дети могли как принимать, так и отвергать.

Вопрос: Как вы объясните малое количество участников игры?

Ответ: Исследователями доказано, что старшие дошкольники, если они действительно играют, реализуя свои замыслы, не в состоянии самостоятельно поддерживать игровое взаимодействие с большим количеством детей. Поэтому настоящая творческая игра может развертываться детьми лишь в небольших группах.

Вопрос: С какими трудностями вы сталкивались при организации сюжетно-ролевой игры?

Ответ: Сложно привлекать к играм-придумываниям малоактивных детей, приходится постоянно искать приемы их активизации. Для решения этой задачи мы создали свою методическую копилку. Кроме того, воспитателю необходимо постоянно обновлять способы «расшатывания» знакомых сюжетов. Но главное, нужно любить и уметь играть по-настоящему, а если этого нет, то лучше не вмешиваться в детскую игру и не пытаться ее организовывать.

После выступления «новаторов» участники и гости «круглого стола» вступают в дискуссию, в ходе которой отмечается, что из консервативных приемов руководства нельзя отвергнуть сразу все. Положительно отразятся на развитии игры целенаправленная работа по ознакомлению с окружающим и знакомство с новыми литературными произведениями. С другой стороны, современные подходы к организации сюжетно-ролевой игры детей стимулируют гибкое ролевое поведение и обеспечивают существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности.

Заключительная часть

Старший воспитатель подводит итог встречи: «Сегодня мы обсудили разные подходы к руководству сюжетно-ролевой игрой. Старые программы уходят в прошлое. Но дело не только в программе. Какую программу ни возьми — не приложишь к ней руки, она не будет «работать». Все зависит от конкретного педагога и его личного интереса к этому виду деятельности.

Желаю вам полюбить игру, и тогда дошкольное детство ваших воспитанников наполнится радостью и счастьем».

Наталья ПАУТОВА,
старший воспитатель ДОУ № 33,
г. Зеленодольск

 

Рейтинг@Mail.ru