Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №17/2004

МАСТЕРСКАЯ

Лепим из разных материалов

ОВОЩИ И ФРУКТЫ

Материал: опилочная масса, сухие веточки, блюдо с овощами (фруктами).

Предварительная работа: накопление разнообразных представлений об овощах (условия произрастания, внешний вид, вкус, разные виды употребления в пищу).

Игровое пространство: поднос (блюдо или корзинка), на котором будут располагаться работы детей.

Детям предлагаются различные игры:

«Найди отгадку»

Загадывание загадок про овощи (фрукты), лежащие на блюде (помидор, свекла, морковь, перец, огурец, картофель; яблоко, вишни, абрикос, груша, банан).

Превращения «колбаски»

Показать, как опилочную «колбаску» можно превратить в огурец, морковь, картофель (грушу, банан).

Превращение «колобка»

Показать, как опилочный «колобок» превратить в помидор, свеклу (яблоко, вишни, абрикос).

Затем педагог предлагает детям вылепить понравившийся овощ (фрукт). Сухие веточки можно использовать для «хвостиков». Из кусочков зеленой накрахмаленной ткани вырезать листочки для свеклы и помидора, закрепить в отверстии с помощью клея. Готовые изделия красиво разместить на блюде. Вспомнить загадку про свой овощ (фрукт).

После высыхания изделий (10—12 дней) можно покрасить их акварелью или гуашью, разведенной молоком (в таком виде гуашь не осыпается); эстетично выглядят изделия после окраски акриловыми красками.

КТО ЖИВЕТ В ТРАВЕ

Материал: соленое тесто, пластмассовый ножичек, вилка, чайная ложечка разового пользования, крупа (гречка, пшено), семена клена, сухие веточки, тарелочка с водой.

Предварительная работа: обратить внимание на то, каково разнообразие живых существ (жуки, червячки, гусеницы и другие насекомые) в траве, по которой мы ходим. Рассмотреть внешний вид насекомых, понаблюдать за их передвижением.

Игровое пространство: для готовых изделий использовать крышку из-под конфет, дно которой окрашено в зеленый цвет. На зеленом пространстве можно поместить кустик (закрепить на пластилине сухую веточку), цветочек (сплющенный шарик закрепить на сухой палочке, серединку цветка украсить крупой).

Педагог предлагает детям вспомнить насекомых, которых они рассматривали.

Игра «Кто летает, а кто ползает»

Показать детям, как вылепить насекомых, у которых туловище состоит из множества частей (гусеница, стрекоза, муха, пчела): надо раскатать из теста «колбаску», наметить линии деления, разделить. Каждую отдельную часть раскатывать в колобок, затем сплющивать. Слегка смачивать водой места соединения деталей. Украсить насекомых крупой, крылья стрекозы — семенами клена (для мухи и пчелы их надо немного обрезать ножницами).

 ДЕКОРАТИВНАЯ ПТИЧКА

Материал: соленое тесто, тарелочки с водой.

Предварительная работа: накопление представлений о птицах: дикие и домашние; перелетные и зимующие; сухопутные и водоплавающие; внешний вид (туловище, голова, клюв, хвост, оперение); разнообразия во внешнем виде (разные клювы, шеи, хвосты, разное оперение).

Игровое пространство: красивый поднос для размещения готовых изделий.

Игра «Каких я знаю птиц»

Задание: назвать птицу и рассказать все, что о ней известно.

Лепить можно не только известных птиц, но и придуманных. Такая декоративная птичка может быть украшением, подарком.

Лепка декоративной птички:

1. Раскатать из теста «колбаску».
2. Один край завернуть вверх и в сторону (голова и шея).
3. Противоположный край «колбаски» защипнуть веером.
4. Раскатать «колобок», сплющить, разрезать пополам; на каждой половинке сделать два надреза, прикрепить по обе стороны туловища; еще одну половинку использовать для гребешка (слегка смачивать водой места скрепления деталей).

Готовое изделие высушить или запечь в духовке. Для раскрашивания предложить простые элементы декоративной росписи.

 ЗИМНЯЯ СКАЗКА

Материал: соленое тесто; кусочки черных ниток, цветных для вязания; мелкие семена для глаз, пуговички.

Предварительная работа: при чтении сказок обратить внимание на часто встречающихся в них персонажей (заяц, медведь, кот, снеговик и др.).

Игровое пространство: крышка из-под конфет с имитацией леса (вырезанные силуэты елок, деревья — сухие веточки на пластилиновых подставках, пенечки из теста и др.).

Игра «Из какой я сказки?»

Задание: узнать по описанию внешнего вида или отрывка из сказки, о ком идет речь (заяц, медведь, кот, снеговик и др.). Предложить вылепить понравившегося сказочного героя (зайца, кота, медведя, снеговика).

Последовательность лепки: раскатать «колбаски» и «колобки», соединить их (использовать для соединения кусочек спички), разместив между ними тонкую «колбаску» (лапки).

Расположить готовые работы на игровом пространстве, придумать с ними сказку.

 КАКТУСНИК

Материал: шамот (огнеупорная глина), стеки, тарелки с водой, кактусники.

Предварительная работа: накопление представлений об эстетичности, функциональности, разнообразии емкостей (величина, объем, форма, украшения), используемых для посадки комнатных растений.

Педагог предлагает детям рассмотреть разные по форме горшки для посадки кактусов. Затем он предлагает детям стать «гончарами». Вылепить горшочки можно на основе шамотового «колобка» или «колбаски».

Последовательность лепки: пальцем сделать отверстие, затем большими пальцами обеих рук осторожно расширить его. При равномерно расширенном отверстии горшок будет иметь форму стаканчика. Расширенный верх и оттянутые края придадут форму вазочки и т. д. Готовые изделия можно украсить вертикальными или горизонтальными линиями, налепами в виде цветов и кружочков; можно также отпечатать узор рельефной металлической пуговицей и др. Подсушить на воздухе, затем запечь в разогретой духовке.

Приготовить небольшие отростки кактусов и посадить в кактусниках.

 ПОДСВЕЧНИК

Материал: шамот, стеки, карандаши для продавливания отверстия, тарелки с водой, бусинки для украшения, подсвечники из различных материалов.

Предварительная работа: рассматривание подсвечников, накопление представлений об их составных частях (цилиндр и подставка-тарелочка), разнообразии используемых материалов и функциональности, эстетичности изделий.

Педагог предлагает детям рассмотреть подсвечники и затем описать понравившийся (величина цилиндра, форма подставки, характер украшений, для какой свечи предназначен).

Последовательность лепки: приготовить из шамота «колбаску» и «колобок»; придать «колбаске» форму цилиндра, карандашом сделать в нем отверстие; сплющить «колобок» и закрепить на нем цилиндр. На цилиндре можно сделать небольшую ручку. Подставку-тарелочку украсить налепами, бусинками, рисунком.

Подсушить на воздухе и запечь вылепленные изделия.

Закрепить в подсвечниках свечи, зажечь в торжественном случае.

СТАКАН ДЛЯ КАРАНДАШЕЙ

Материал: шамот, стеки, тарелки с водой.

Предварительная работа: накопление представлений о приборах для хранения канцелярских товаров, их внешнем виде, составных частях, функциональности, эстетичности.

Педагог предлагает детям провести эксперимент, с целью убедить их в том, что удобнее всего пользоваться карандашами, которые находятся в стакане, — такая форма емкости устойчива и удобна в пользовании. Затем педагог предлагает детям вылепить карандашницы. Для этого понадобятся шамотовый «колобок» и «колбаска».

Последовательность выполнения: сплющить «колобок» для подставки; раскатать «колбаску» в виде прямоугольной пластины; стекой на верхнем крае сделать узор, соединить края и закрепить на подставке. Украсить готовое изделие налепами, бусинками, узорами.

Готовые изделия подарить или использовать на занятиях по рисованию.

ВЕСЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ

Материал: пластилин, бросовый материал (кусочки ткани, фантики, цветная бумага).

Предварительная работа: игры с использованием пантомимы, отгадывание придуманных поз, описание характерного расположения туловища, рук, ног при определенной позе.

Игровое пространство: пластиковая поверхность, где будут «веселиться» человечки (поляна, парк, детский сад и др.). Дети определяют характер пространства. Соответствующим образом имитируется окружение (деревья, кустики, цветы, скамеечка и др.).

Педагог «знакомит» детей с человечком из пластилиновой страны, показывает, что он умеет делать (здороваться, махать рукой, делать зарядку, сидеть, играть в футбол и др.). Затем предлагает вылепить ему друзей и придумать, что они умеют делать.

Последовательность лепки: раскатать две одинаковые «колбаски»; от одной отрезать одну третью часть; самую длинную свернуть в виде буквы «Л»; среднюю свернуть так же и расположить сверху; самую короткую раскатать в «колобок» (голова). Украшение: сплющить небольшой «колобок», сделать по кругу небольшие надрезы — это волосы; из кусочка ткани или фантика сделать юбочку; из небольшого кружочка можно сделать шапочку или короткую юбку. Вылепленному человечку придумать движение и украшения. Задание: расположить своего человечка на игровом пространстве и рассказать, что он умеет делать.

ПУТЕШЕСТВИЕ НА МОРСКОЕ ДНО

Материал: пластилин, природный материал (желуди, каштаны, сухие веточки, ивовые листочки, камушки, ракушки).

Предварительная работа: беседы о путешествиях; накопление представлений о том, куда можно отправиться в путешествие и на чем.

Игровое пространство: крышка из-под конфет, на дне которой песок, камушки и ракушки, водоросли (ивовые листочки на пластилине).

Педагог предлагает детям отправиться в путешествие на морское дно. Представить, что мы можем там увидеть (подводные скалы, рыб, осьминогов, крабов, морских черепах и др.). Рассмотреть желуди и каштаны и угадать, кого из обитателей моря они напоминают. Вылепить обитателей морских глубин и расположить на игровом пространстве. Основной элемент лепки на основе природного материала — «колбаска».

Надежда КОМОЕД,
г. Минск

 

Рейтинг@Mail.ru