Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2004

ДЕТСКИЙ САД СТО ЛЕТ НАЗАД

Роль семьи в борьбе с алкоголизмом

Чтобы иметь ясное представление о той роли, какую может сыграть семья в борьбе с величайшим бичом современного человечества — алкоголизмом, необходимо правильно оценить и с должной полнотою учесть существеннейшее значение некоторых психологических факторов, как наиболее распространенной, выдающейся причины алкоголизма вообще.

Общепризнан несомненный факт, что алкоголизация находит себе неисчислимые жертвы всюду, во всех слоях общества, невзирая на различие экономическое, социальное, политическое, правовое и т.д. Тот факт, очевидно, указывает на существование какой-то причины алкоголизма, коренящейся в самом потребителе алкоголя. Таковую причину следует искать в психологических свойствах потребителя.

Современные научные данные установили бесспорно, что спиртные напитки в каких бы то ни было количествах, безусловно, не являются необходимой физиологической потребностью для организма и что, наоборот, без алкоголя все функции его выполняются лучше и в количественном, и в особенности в качественном отношениях. Резче же всего это обнаруживается на высших, наиболее ценных функциях центральной нервной системы, обнимающих собою волевую, этическую, интеллектуальную сферы.

Между тем не только в народных массах, но даже и среди высокообразованных, интеллигентных людей, даже (должно признать это) среди врачей найдутся сравнительно немногие, должным образом научно обоснованно оценивающие влияние алкоголя на организм и — что наиболее важно — всеобъемлющее значение социальных зол алкоголизма как мощного тормоза прогресса вообще. На почве именно неведения всюду распространено глубоко внедрившееся ложное воззрение, что спиртные напитки служат для удовлетворения необходимой будто бы физиологической в них потребности; они обладают разнообразнейшими благодетельными будто бы свойствами, укрепляющими и сохраняющими здоровье человека или по меньшей мере являются источником безвредного будто бы при питье «в меру» удовольствия и наслаждения.

Такое ложное воззрение служит исходным пунктом употребления (нередко ведущего и к злоупотреблению) алкоголя в неисчислимо частых и разнообразных случаях — так называемый «столовый, буржуазный» алкоголизм, по терминологии д-ра Wlassak’а.

Неведение об алкоголе и вековые предрассудки о благодетельных будто бы свойствах спиртных напитков являются коренной основой бессмысленных с точки зрения современной медицинской науки питейных обычаев, которые властно повелевают всевозможные торжества, празднества семейные и общественные, юбилеи и всяческие случаи взаимообщения связывать с возлиянием, и нередко обильным, Бахусу. Едва ли возможно допустить сознательное усердствование в угощении различными алкогольными напитками своих семейных, добрых знакомых, друзей, товарищей и добродушно-снисходительное отношение к употреблению алкоголя даже своими детьми — у человека, имеющего истинное представление о влиянии алкоголя, как оно в настоящее время выяснено многочисленными исследованиями в медицинской и социальной области.

Чрезвычайно интересен и поучителен в психологическом отношении факт обычного отрицания неведения об алкоголе. Вы всегда можете услышать: «да ведь всякий знает, что пить вредно, а все-таки пьет!» Это искренне высказываемое мнение о ничтожном будто бы значении знания, что пить вредно, на самом-то деле исходит именно из незнания, потому что в таких случаях всегда само собою уже подразумевается лишь пить «сверх меры», злоупотреблять спиртными напитками, а злоупотребление, мол, даже и самыми полезными веществами, как хлеб, мясо и т.п., приносит вред.

Вот здесь-то и заключается корень зла! Ходячее автоматически повторяемое ложное мнение, что вредно лишь злоупотребление спиртными напитками, а не употребление обычное их вообще, искренне принимается по неведению за истинное знание. Между тем высокоавторитетные исследователи алкоголизма придают особо важное значение именно тлетворному влиянию ложного взгляда на безвредность будто бы регулярного умеренного винопития в семье и в обществе. Такое винопитие в действительности является одним из существенных препятствий успешной борьбе с алкоголизмом.

«Искренне сожалеющий его несчастных жертв никак не может понять, — пишет проф. Kraepelin в своем очерке «Психология алкогольного отравления», — что то радостное возбуждение, ради которого он пьет свой стакан вина в приятной компании, есть уже первая ступень отвратительного для него самого пьянства и что то удовольствие, которое он себе разрешает, является поддержкой столь гибельных питейных обычаев».

Алкогольные предрассудки и питейные обычаи своею универсальностью и стойкостью обязаны наркотическому влиянию алкоголя на центральную нервную систему. Даже от незначительных количеств его ослабляется прежде всего драгоценное свойство организма правильно воспринимать и отдавать себе точный, ясный отчет как обо всех внешних воздействиях, так и о беспрерывно совершающихся внутри самого организма процессах жизнедеятельности.

Вследствие ослабления именно этой драгоценной способности возникает ложная самооценка, иллюзия, самообман и связанное с ним ложное, вопреки действительности, самочувствие, самоощущение. При таком самочувствии ощущается повышенное благосостояние организма, повышенная работоспособность и физическая и духовная, между тем как в действительности-то точное, объективное научное определение указывает на совершенно противоположное.

К несчастью, ощущающий как бы повышенное от небольших доз алкоголя благосостояние организма не только сам подвергается самообману, но и окружающих благодаря их неведению вводит в глубокое заблуждение, так как принимается ими за человека, в действительности получающего будто бы пользу от умеренного винопития.

И вот здесь-то и начинает вступать в свои права необъятно-могучая в общественной жизни роль примера, подражания, внушения. И это внушение действует незаметным образом, автоматически, помимо всякого участия личного, ясного сознания. Сила внушения тем резче, чем большим авторитетом, доверием, симпатией пользуется тот, от кого внушение исходит, и, с другой стороны, самая восприимчивость к внушению тем сильнее, чем меньше действует рассудочный элемент, логика и чем с большей любовью относится подражающий к лицам, невольному внушению которых он подвергается. Отсюда ясно, почему наиболее сильно влияние примера отца, матери, старших братьев, сестер, семейных вообще.

Понятным вполне становится теперь и грозный, ужасающий факт, что при настоящих условиях неведения об алкоголе и господства алкогольных предрассудков семья и школа являются важнейшими источниками детского и юношеского алкоголизма. Благодаря могучему влиянию примера, внушения и подражания умеренное регулярное винопитие в семье и обществе, укореняя прежде всего алкогольные предрассудки, становится в то же время поистине алкогольной провокацией самого опасного свойства, провокацией, вносящей алкогольный соблазн в окружающую среду и прежде всего соблазняющей, конечно, «малых сих».

Если необъятно велико значение обычаев и предрассудков вообще, то в силу уже сущности своего возникновения еще глубже должен внедряться в общественный обиход обычай, связанный с употреблением упоительного, наркотического яда — алкоголя. Искоренению такого обычая может содействовать прежде всего истинное, свободною наукою добытое знание.

Стоит припомнить резко неприятное, иногда отвратительное ощущение, какое вызывается первым отравлением организма даже небольшими количествами спиртных напитков, чтобы ясно представить себе, как энергично организм, следуя законам самозащиты, протестует против чуждого ему ядовитого вещества. Между тем бессмысленные питейные обычаи, тлетворно влияющие в семье, уже с самых ранних лет прививают искусственно столь ненормальное отношение к этому ядовитому веществу, что впоследствии всякий, указывающий на нелепость и огромный вред умеренного обычного потребления наркотического яда-алкоголя, будет считаться оригиналом, чудаком, чуть ли даже не фанатиком. Так велика сила воспитываемых уже с детства в семье и порождаемых ими питейных обычаев.

Понятным поэтому является установленный многочисленными исследованиями грустный факт, что исключительной полосой зарождения и формировки алкоголизма служит юношеский возраст, весна жизни, когда, конечно, не проявляется еще со всею резкостью воздействие социально-экономических факторов; когда не дает еще себя знать вся тяжесть самостоятельной борьбы за существование. Да и по физиологическим особенностям этому возрасту совершенно не свойственно стремление к наркотическим веществам.

«Jugend ist Trunkenheit ohne Wien» («Юность — это опьянение без вина»), — справедливо определяет Гете. Здесь, следовательно, с особенной яркостью выступает решающее значение именно алкогольных предрассудков, питейных обычаев алкогольного соблазна. Вполне естественно всесильное влияние их в пору жизни, когда впечатления особенно живы, стремление к подражанию особенно резко и восприимчивость ко всяческим внушениям проявляется с наибольшей интенсивностью.

И, к несчастью, не только лишь примером и бессознательным внушением со стороны умеренно пьющих родителей порождается и укореняется у детей ненормальное отношение к спиртным напиткам! Тяжело констатировать, но это несомненная действительность, что благодаря полнейшему неведению об алкоголе и алкогольным предрассудкам обычно сами родители принимают даже непосредственное, активное участие в приучивании своих детей к спиртным напиткам. Желая, конечно, только блага своим детям, родители, не ведая, что творят, с ранних лет начинают отравлять нежный, столь чувствительный даже к малейшим количествам наркотического яда-алкоголя, развивающийся организм различными алкогольными напитками. И это наблюдается всюду, во всех странах мира — и в более и в менее культурных — и во всех слоях населения.

Как далеко отстоит такая ужасная действительность от указаний, вытекающих из современных научных данных о влиянии алкоголя и значении алкоголизма! «В настоящее время, — высказывается знаменитый русский физиолог И.П. Павлов, — выдвигается на первый план коренной вопрос о совершенном изгнании алкоголя из обихода разумных существ, как изгоняются из него темнота, грязь, невежество и т.п.».

Умеренное обычное винопитие в семье и обществе, в силу решающего значения примера, внушения и подражания, при современном положении вещей становится неизбежно не только противогигиеничным по отношению к самому потреблению и его потомству, но и противообщественным, противокультурным поступком по существу.

С выяснением выдающегося значения психологических моментов в деле развития и распространения алкоголизма является возможность разобраться и во многих крупнейших явлениях из области алкоголизма, совершенно непонятных при игнорировании или даже лишь умалении роли таких психологических факторов, как неведение об алкоголе, алкогольные предрассудки, порождаемые ими питейные обычаи, пример, внушение, подражание.

Из анализа столь существенного значения этих факторов с очевидною ясностью обнаруживается, каким могучим рычагом может послужить семья для того, чтобы произвести сдвиг и положить начало разрушению вековых устоев алкогольного невежества, традиционно унаследованных алкогольных предрассудков и неразрывно связанных с ними диких питейных обычаев. При энергичном участии семьи борьба с алкоголизмом сможет получить глубоко и широко обоснованный характер предупреждения зла.

Правильное в этом отношении семейное воспитание на место алкоголя поставит постоянным, неразлучным спутником жизни активную, сознательную, идейную трезвость.

«Секрет совершенствования человечества заключается в воспитании», — говорит Кант. В семье, оценивающей должным образом всю могучую воспитательную силу именно примера, а не голых наставлений и поучений, часто расходящихся с поступками самого поучающего; в семье, просвещенной относительно тлетворного с социально-гигиенической точки зрения значения именно обычного умеренного винопития, ради блага самих детей, их близких, родины и всего человечества — не будет места алкогольной провокации!

Ясно ведь, что в деле воспитания истинного гражданина своей родины, чутко отзывчивого и к интересам всего человечества, наркотический, ослабляющий прежде всего духовные силы яд-алкоголь будет лишь сильнейшим тормозом и преградой.

Пусть же во имя светлого будущего человечества, на почве знания об алкоголе и глубокого сознания неисчислимых социальных зол быстро растущего алкоголизма, возникнут у родителей и волевые усилия к непреклонному проведению в жизнь принципа: в семье не должно быть места никаким спиртным напиткам!

И особенно ярко выступает все огромное значение и вся могучая роль семьи в борьбе с алкоголизмом при свете неоспоримо установленной истины, что успех в этой борьбе обеспечен лишь тогда, когда молодые подрастающие поколения получат истинное, научно обоснованное представление о влиянии алкоголя и значении алкоголизма и будут воспитаны на началах полного воздержания от каких бы то ни было спиртных напитков!

Д-р медицины И.В.САЖИН
(из журнала «Воспитание и обучение» № 10, 1914, Петроград, октябрь)

 

Рейтинг@Mail.ru