Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №23/2004

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

40. Вы даете ребенку сладости:

а) регулярно,
б) каждый день,
в) изредка.

41. Кто в вашей семье больший лакомка?

а) муж,
б) жена,
в) все любят сладкое.

42. Как часто члены вашей семьи, исключая детей, болеют гриппом и ОРЗ?

а) не более одного раза в год,
б) один-два раза в год,
в) часто.

43. Вы ложитесь спать:

а) после одиннадцати,
б) до одиннадцати,
в) раньше.

44. В вашей семье все ложатся спать одновременно?

а) чаще всего так,
б) не всегда,
в) все ложатся в разное время.

45. Вы укладываете ребенка в одно и то же время?

а) да,
б) бывает по-разному.

46. Ваш ребенок засыпает:

а) под звуки музыки,
б) прослушав вечернюю сказку,
в) в абсолютной тишине.

47. Ваш ребенок спит:

а) не просыпаясь,
б) беспокойно, но не просыпается,
в) просыпается.

48. У вас дома есть спортивный инвентарь (лыжи, мячи, коньки и пр.)?

а) да,
б) нет.

49. Кто-нибудь из членов вашей семьи занимается спортом?

а) да,
б) нет.

50. Вы делаете генеральную уборку:

а) по будням,
б) в выходные,
в) когда как придется.

51. Вы считаете, что в детском саду следует приучать ребенка к хозяйственному труду?

а) да, следует,
б) нет, пусть это делают родители.

52. Вы довольны физическим развитием своего ребенка?

а) да,
б) нет,
в) затрудняюсь ответить.

53. Вы знаете возрастные стандарты развития детей?

а) да,
б) имею приблизительное представление,
в) не знаю.

54. Ваш ребенок болеет чаще:

а) простудными заболеваниями,
б) соматическими,
в) инфекционными.

55. В своем питании вы придерживаетесь преимущественно:

а) растительно-молочной пищи,
б) белковой пищи (мясо, рыба),
в) смешанной.

56. Сколько человек в вашей семье?

а) двое,
б) трое,
в) больше.

57. Вы используете для укрепления и профилактики здоровья народные средства?

а) в системе,
б) в периоды межсезонья и гриппа,
в) когда болеем.

Анализ результатов опроса проводится следующим образом:

1) Со знаком «плюс» оценивается:

— Ответ а) в вопросах 7, 8, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 25, 26, 27, 34, 39, 44, 45, 47, 49, 50, 51, 53, 57, 58 оценивается в 3 балла. Максимально возможное число баллов — 66.

— Ответ б) в вопросах 1, 4, 5, 11, 13, 21, 24, 25, 31, 35, 42, 43, 57 оценивается в
2 балла. Максимально возможное число баллов — 26.

— Ответ в) в вопросах 1, 35, 36, 37, 39, 40, 43, 46 оценивается в 1 балл. Максимально возможное число баллов — 8.

Все ответы с положительным значением суммируются.

2) Со знаком «минус» оценивается:

— Ответ а) в вопросах 1, 4, 5, 10, 11, 13, 14, 17, 21, 23, 31, 32, 35, 57, 59 оценивается в 1 балл. Максимально возможное количество баллов — 15.

— Ответ б) в вопросах 2, 8, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 22, 23, 26, 32, 34, 40, 41, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 53, 55 оценивается в 1 балл. Максимально возможное количество баллов — 25.

— Ответ в) в вопросах 15, 17, 18, 23, 25, 28, 31, 39, 41, 42, 44, 47, 50, 53, 54, 57.

Примечание: некоторые вопросы не оцениваются. В опроснике подчеркнуты ответы только для примера и последующей интерпретации.

Порядок работы с опросным листом:

1. Подсчитать общее количество баллов с положительным значением.
2. Подсчитать общее количество баллов с отрицательным значением.
3. Из суммы баллов с положительным значением вычесть сумму баллов с отрицательным значением.
4. Дать интерпретацию (объяснение) социально-гигиенических условий семьи, пользуясь ключами к опроснику.
5. Чтобы получить общее представление об условиях и образе жизни семьи группы, следует суммировать баллы всех опросных листов и полученный результат разделить на их количество. Мы получим «групповой портрет» семьи.
6. Чтобы получить общее представление об условиях и образе жизни семей всех воспитанников дошкольного учреждения, нужно суммировать средние значения по группам и полученный результат разделить на количество групп.

Ключи к опроснику:

101—80 баллов — ответы недостоверны,

79—40 баллов — семья ведет в целом здоровый образ жизни,

40—33 баллов — семья тяготеет к здоровому образу жизни,

Ниже 32—19 баллов — здоровый образ жизни в семье не сложился,

Ниже 19 баллов — вас игнорируют.

Пример:

Семья Саши М. ответила на все вопросы опросного листа (см. опросный лист).

Баллов с положительным значением набрано — 52.

Баллов с отрицательным значением набрано — 19.

52 — 19 = 33 балла.

Интерпретация. Семья тяготеет к здоровому образу жизни. В отношении ребенка он требует определенной коррекции.

Основные направления взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании у детей потребности здорового образа жизни

Следует отличать воздействие от взаимодействия.

Воздействие — это однонаправленность влияния, различного рода действий одного человека или группы на других или другого с целью их изменения в определенном направлении.

Взаимодействие — это воздействие поведения, мнения, действий родителей, педагогов и детей друг на друга в процессе совместной деятельности по формированию у детей привычек здорового образа жизни, приобщения их к физкультуре и спорту. Взаимодействие предусматривает равную активность и равную степень взаимовлияния. Взаимодействие в этом смысле тождественно взаимной поддержке друг друга в деятельности по достижению поставленной цели.

Основным средством воздействия в дошкольном учреждении является пропаганда здорового образа жизни. Она может проводиться в наглядной форме через оформление различного рода стендов, организацией специальной передвижной библиотечки или в устной форме посредством проведения индивидуальных бесед, родительских собраний, организацией встреч с различными специалистами и т.п.

Эффективным средством воздействия является посещение родителями открытых физкультурных занятий, а также их ознакомление с протоколами контрольно-срезовых занятий. Определенный эффект воздействия наблюдается и при ознакомлении родителей с данными заболеваемости детей группы. Экран заболеваемости, помещенный в родительском уголке, помогает убедить родителей в их собственном недосмотре за детьми, отсутствии у них самих должного внимания к здоровью ребенка. Например, начало болезни ребенка в основном приходится на понедельник или вторник. Это говорит о том, что за ребенком явно не смотрели в выходные дни. Длительное и затяжное течение соматического заболевания, в общем-то не тяжелого, говорит о плохом уходе за ребенком, несоблюдении постельного режима и предписаний. Показательным является и тот факт, когда на фоне нормального состояния здоровья в течение определенного периода болеет один и тот же ребенок, хотя никакой патологии здоровья у него нет. Иногда это говорит о том, что мать сознательно «культивирует» свой имидж матери больного ребенка. Психологу следует разобраться, почему она это делает. Возможно, пошатнулся ее статус жены и женщины в глазах мужа, и она всеми возможными способами, в том числе и «больным» ребенком, пытается спасти свой семейный корабль. Возможно, у нее сложности на работе и др.

К каким бы вы не пришли выводам, анализируя экран заболеваемости, сообщать их родителям не следует. Работать с родителями нужно таким образом, чтобы к соответствующим выводам (пусть и про себя) они пришли самостоятельно. Только в этом случае они станут задавать соответствующие вопросы, прислушиваться к советам и рекомендациям, интересоваться опытом других семей. Деликатность и интимность — ведущие правила ведения разговора с родителями.

Экран заболеваемости помогает выявить семьи, в которых дети практически не болеют. В этом случае необходимо с согласия родителей изучить их опыт семейного воспитания и рассказать о нем другим. Это может быть фотостенд с комментариями, круглый стол, который будет вести эта семья, или видеофильм.

В нашей практике был случай, когда на протяжении всех лет пребывания в дошкольном учреждении ребенок не болел ничем и ни разу. Родители Кати Моденовой шутили, что после того, как о них в три года сняли фильм и показали его в дошкольном учреждении, они старались «держать марку» и были предельно внимательны к своему ребенку. Надо сказать, что другие родители постоянно советовались с ними по поводу своих детей и перенимали их методы воспитания здорового ребенка.

Хотя и не пристало бы автору этих строк презентоваться, но не могу не сказать о том, что мой собственный сын ни в детском саду, ни в школе, ни в последующем не болел, за исключением двух случаев: в 9 лет — гепатит (сильная инфекция в школе) и в 15 лет — ветрянка. И дело не в его крепком здоровье (родился он как раз очень слабеньким), а в том, что мною было усвоено положение, что у хорошей матери ребенок до трех лет болеть не должен, поскольку он природой запрограммирован на здоровье. Поэтому с рождения он спал на фанерном листе, покрытом только байковым одеялом, и только в теплых ползунках. Форточки в доме были постоянно открыты. Воздушные ванны и холодные обтирания проводились не менее трех раз в день. А с трех лет его стали приучать к ежедневным утренним пробежкам, полосканию горла прохладной водой, систематическим занятиям физкультурой под постоянным контролем медиков.

Взаимодействие родителей и педагогов в формировании у детей здорового образа жизни сложнее. Его эффективность во многом зависит от организационно-педагогической культуры дошкольного учреждения, степени доверия к нему родителей, их удовлетворенностью пребыванием ребенка в нем. Практика показала, что родители готовы к взаимодействию, если физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении курируется специалистами-медиками, мастерами физического воспитания, а не доморощенными (как это нередко бывает) методами.

Программа физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения должна иметь не только четко структурированные мероприятия, но и продуманную концепцию. Идеология здоровья, являющаяся стержнем этой концепции, совместная миссия дошкольного учреждения и родителей должна быть близка и понятна родителям. Но самое главное, родители должны иметь представление о том, каких результатов следует ожидать от реализации программы. Обозначение возрастных рубежей физического развития, физической подготовленности, уровня развития физических качеств, техники выполнения движений, отсутствие вредных привычек и объяснение прямой зависимости готовности к школьному обучению от этих показателей значительно активизирует интерес родителей к совершенствованию и обогащению возможностей своего ребенка.

Вклад родителей в осуществление оздоровительной программы должен быть посильным как по временным, так и финансовым затратам. Иначе они станут уклоняться от этой деятельности. Если в группе есть четкая программа оздоровительной деятельности, то следует для каждой семьи с ее согласия обозначить определенный участок работы. Эта информация затем должна быть доведена до каждого родителя, а выполнение подобной «нагрузки» должно контролироваться и стимулироваться. Например, можно изготовить стенд «Без их помощи наши дети не были бы столь здоровыми и счастливыми» и поместить на него фотографии родителей с рассказом о их вкладе в оздоровительную программу.

Что можно сделать при участии и с помощью родителей?

1. Организовать жизненную среду дошкольного учреждения в соответствии с понятием «экодом». Фрамуги из оргстекла с микроотверстиями, увлажнители воздуха (хотя бы самодельные фонтанчики), подбор специальных комнатных растений, ароматизация помещения (яблоками, например), аэрация помещения с помощью ламп Чижевского, специальная музыкальная программа и многое другое — посильно для родителей.

2. Оборудовать мини-стадионы в групповых помещениях. Необходимо отказаться от пресловутых «уголков физо», которые по существу являются местом хранения оборудования, а не местом активных действий с ним. Родители могут помочь подвесить к потолку на длинных фалах мячи (их успешно заменяют сетчатые эластичные бинты), изготовить мягкие бесшумные мишени для метания или «тест-дорожки» (иди, как «написано»). С их помощью можно стилизовать бегущие дорожки под «такси», а над батутами повесить символические парашюты. Физкультурный комплекс может превратиться в «цирк», или пиратский корабль, или джунгли.

3. Оборудовать природные дорожки здоровья на участке и в помещении. Галька, песок, спилы деревьев и многое другое может послужить материалом для их оборудования.

4. Сделать сенсорное освещение в спальной. Детям очень нравится, когда в зашторенной комнате постепенно гаснет свет.

5. Оформить летний и зимний стадионы на участке детского сада.

6. Органгизовать прогулки-походы.

7. Изготовить тренажеры для стоп. На кусок клеенки, например, нашить плоские пуговички с овальными краями. Такие тренажеры, сделанные руками мамы, дети очень любят и берегут.

8. Помочь в приобретении трав, меда, клюквы, брусники и т.п. для организации
фитобара.

9. Систематически принимать участие в спортивных досугах и праздниках, организуемых дошкольным учреждением в роли игроков, судей, организаторов показательных выступлений.

10. Проверять решения педагогических советов в отношении родителей, медперсонала и воспитателей.

11. Контролировать организацию питания.

12. Оказывать помощь в создании пульсирующего микроклимата.

Задание

Проведите социально-гигиенический скрининг условий и образа жизни семей одной из возрастных групп. Выполнение этого задания понадобится вам для итоговой работы. Отнеситесь серьезно.

Рейтинг@Mail.ru