Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №2/2005

ДЕТСКИЙ САД КАК ДОМ

Дело в шляпе

Для стимулирования творческой активности участников группы, решающих общую задачу, французский психолог Эдвард дэ Боно придумал метод разноцветных шляп. В его коллекции существовали белая, желтая, черная, синяя, зеленая и красная шляпы.

Участники должны были разделиться на группы по «принадлежности» к цветным шляпам. Члены группы «Белая шляпа» должны были собирать все возможные факты и статистику, связанную с означенной проблемой. Группа «Желтой шляпы» вычленяла все позитивные моменты, связанные с поставленной задачей и ее возможными решениями. А приверженцы «Черной шляпы», напротив, — «коллекционировали» негатив. Принадлежащие группе «Зеленой шляпы» выдвигали все возможные идеи, так или иначе связанные с задачей, — в том числе и абсолютно бредовые. А деятели «Красной шляпы» выражали эмоции, возникающие в ходе решения задачи. В итоге шляпные группы создавали некий целостный продукт, позволяющий видеть проблемную ситуацию с самых разных точек зрения.

Вряд ли педагоги детского сада «Теремок» из г. Новоалтайска знали о методе французского исследователя. Скорее, они действовали по наитию, доверяясь творческому чутью. И счастливому случаю, что часто одно и то же.

Все началось с того дня, когда кукле Барби к какому-то важному кукольному событию понадобилась новая шляпка. Желающих помочь ей оказалось столько, что пришлось срочно организовать шляпную мастерскую. Кукольный праздник кончился, а мастерская — осталась. Не простаивать же «мастерам»? Что бы такое для них придумать… А вот и работа: мамам подарки к Женскому дню делать надо. Что если и их жизнь украсит новая шляпка? Не настоящая, конечно, — для этого пока опыта не хватит. Зато игольница в виде мини-шляпки в качестве подарка подойдет самым замечательным образом. Сказано — сделано. После изготовления подарков и педагоги, и дети вошли во вкус. Шляпы стали появляться по всем возможным и невозможным случаям и заполнили собою весь детский сад. Но на дела сумасшедшего Шляпника это не походило: шляпы везде оказывались к месту.

Вот, к примеру, Проблемная Шляпа. Каждый, у кого появился вопрос, может с помощью взрослого написать его на бумажке и положить в шляпу. Педагог в свободную минутку дня знакомит детей с вопросом, «вынесенным на шляпу». Дети размышляют над этим некоторое время, обсуждают дома с родителями и по желанию отвечают. Ответы подвешиваются к полям шляпы. С вариантами ответов педагог тоже знакомит детей. Ответы могут обсуждаться коллективно или в индивидуальной беседе. Потом сердечки с ответами собираются и вручаются «вопрошавшему».

Специальная шляпа может изготавливаться для именинника. Такая шляпа — выражение образа ребенка, каким его видят (или хотят видеть) окружающие — дети и взрослые.

Ну и, конечно, шляпы — обязательный элемент любого театрального костюма. Однако они так хороши, что нельзя отвести им место исключительно бутафорского предмета.

И вот перед спектаклем по сказкам К.Чуковского маленькие актеры, прежде чем играть роль, поднимаются на сцену для демонстрации «шляпной моды»: захватывающий пролог к музыкально-драматическому действу.

Технология изготовления шляп

В преддверии праздника или важного события в жизни детского сада ребенок может принять решение сделать новую шляпу — кому-нибудь в подарок, в качестве элемента костюма или декорации.

1. Первый шаг — нарисовать предполагаемую шляпу.

2. Затем выбирается материал, из которого нарисованную шляпу лучше всего изготовить.

3. С помощью взрослого «шляпника» разрабатывается выкройка.

4. Выкройка переносится на материал.

5. Шляпа кроится и собирается из деталей.

6. Готовое изделие украшается декоративными элементами.

По рассказу Натальи БРАТАНОВОЙ, заведующей детским садом № 5
«Теремок» г. Новоалтайска, и Светланы МИРИНОЙ, педагога детского сада

 

Рейтинг@Mail.ru