Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №2/2005

ШКОЛА УПРАВЛЕНЦА
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского,
Управление образования мэрии г. Ярославля

Сергей КУЗЬМИН

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения

(теория, особенности разработки, практика)

Фото А.Степанова

Методические рекомендации

Введение

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.

Новые подходы к управлению в системе дошкольного образования вызывают изменение спектра функций, принципов, методов и приемов управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений. Эти изменения объективны и вызваны следующими основными факторами:

— становлением рыночных отношений, в том числе и в социальной сфере, и, как следствие, конкуренцией образовательных учреждений;
— становлением альтернативной системы сопровождения детей дошкольного возраста в форме гувернерства и частных образовательных учреждений;
— отходом от единой программы в области дошкольного воспитания и наличием веера общеобразовательных (учебных) программ, пособий, дидактических материалов;
— недостаточностью нормативного финансирования дошкольных образовательных учреждений;
— широкими возможностями для привлечения в учреждения внебюджетных финансовых средств;
— повышением заинтересованности родителей как основных социальных заказчиков в продуктивной деятельности конкретного образовательного учреждения;
— стремлением общественности влиять на воспитательно-образовательный процесс в учреждении и др.

Таким образом, объективно к учреждениям образования предъявляются новые требования к обеспечению их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошкольного образовательного учреждения по разработке и реализации своей образовательной программы.

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения разрабатывается в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Закона Российской Федерации «Об образовании» и Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с временными государственными стандартами в области дошкольного воспитания и образования и является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым, согласно п. 5, ст. 14 Закона РФ «Об образовании», «каждым образовательным учреждением самостоятельно».

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность. Она наряду с Уставом служит основой для лицензирования, аттестации, аккредитации, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей).

Практика работы дошкольных образовательных учреждений, анализ литературы по этому вопросу позволили обозначить проблему неоднозначного понимания назначения, структуры и содержания данного документа. Наиболее распространенное заблуждение заключается в том, что образовательную программу зачастую отождествляют с учебной программой, реализуемой в том или ином дошкольном учреждении. В то же время существует реальный опыт разработки образовательных программ по аналогии со школьной моделью или исходя из собственной логики понимания данного документа. Таким образом, можно зафиксировать еще одно явное противоречие между требованием Закона РФ «Об образовании» и других нормативных документов о разработке и реализации каждым учреждением своей образовательной программы и отсутствием единого понимания ее назначения, структуры и содержания.

Практическая значимость данного вопроса, его актуальность дают нам основание в настоящих методических рекомендациях более подробно остановиться на назначении, структуре и содержании данного документа.

Опыт практической деятельности Управления образования мэрии г. Ярославля, опыт разработки и реализации образовательных программ в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Ярославля и Некрасовского муниципального округа Ярославской области послужили основой для разработки методических рекомендаций.

Автор выражает благодарность и признательность руководителям дошкольных образовательных учреждений г. Ярославля В.М. Каревой, Н.М. Шурыгиной, В.А. Сумеркиной, М.В. Михайловой, Т.И. Петриченко, Н.Ю. Мельниковой, О.В. Галстян и ведущему специалисту Отдела образования администрации Некрасовского муниципального округа Ярославской области О.А. Марявиной, проявившим высокую активность и творчество в поиске путей, форм и способов организации деятельности по разработке образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.

Общие положения

Понятие «образовательная программа» вошло в педагогическую практику после принятия Закона РФ «Об образовании». Согласно статье 14 данного Закона «содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно». В последующем анализ статей Закона показал наличие явных противоречий и возможность неоднозначного толкования данного понятия. В научно-педагогической литературе данный термин используется активно, но иногда почти в противоположных смыслах. Специальных исследований, посвященных образовательным программам, очень мало, а требования образовательного права поставили каждое образовательное учреждение (в том числе и дошкольное) перед обязательностью их реализации.

Данные положения послужили основанием для формулировки следующего определения: образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается нами как нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении.

Назначение образовательной программы определяется исходя из того, что это внутренний (для данного учреждения) образовательный стандарт, обусловленный муниципальной программой развития образования, логикой развития самого образовательного учреждения, его возможностями, образовательными запросами основных социальных заказчиков — родителей (законных представителей).

Назначение образовательной программы — мотивированное обоснование содержания воспитательно-образовательного процесса, выбора общеобразовательной программы в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении.

Разработка и реализация образовательной программы как внутреннего стандарта дошкольного образовательного учреждения определяют ее назначение для руководителя и педагогического коллектива, органов управления образования, родителей (законных представителей), для средних общеобразовательных учреждений.

Для руководителей и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения ценность представляет как процесс создания образовательной программы, так и совместная деятельность по ее реализации. В этом случае деятельность приобретает осмысленный и упорядоченный характер. В то же время образовательная программа позволяет увидеть перспективы своего развития, как личностного, так и коллективного; оценить свои сильные и слабые стороны; качественно подготовиться к процедурам лицензирования, государственной аттестации и аккредитации; более осознанно и целенаправленно управлять образовательным учреждением.

Образовательная программа позволяет показать конкурентоспособность образовательного учреждения, определяет взаимодополняемость предоставляемых образовательных услуг. Поскольку образовательная программа является описанием объекта управления, она может являться основой для разработки и совершенствования структуры и технологии управления воспитательно-образовательным процессом, позволяет повысить эффективность таких функций управления, как планирование, организация, анализ и контроль.

Для руководителей органов управления образованием образовательная программа является механизмом внешнего контроля за деятельностью дошкольного образовательного учреждения, причем, отмечаем это особо, механизмом демократическим, так как контролю и проверке подлежат именно то содержание воспитательно-образовательного процесса и те формы его организации, которые выбирают и обосновывают сами образовательные учреждения.

Для родителей (законных представителей) воспитанников образовательная программа дает возможность принять участие в организации воспитательно-образовательного процесса, выборе и корректировке его содержания. Это позволяет учесть мнения и предложения основных «заказчиков» деятельности дошкольных образовательных учреждений. В таком плане привлечение родителей и представителей ближайшего социального окружения к разработке и реализации образовательной программы является необходимым условием для стабильного функционирования и развития каждого дошкольного образовательного учреждения. Это будет способствовать обеспечению реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг, права на гарантию их получения.

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения представляет интерес и для средних общеобразовательных учреждений, куда пойдут в дальнейшем воспитанники конкретного детского сада. В связи с этим считаем целесообразным налаживание деловых отношений с ближайшими образовательными учреждениями и также учреждениями дополнительного образования детей. Их (особенно учителей начальной ступени образования, членов администрации ближайших школ, курирующих вопросы начального общего образования) уместно привлекать на этапе разработки образовательной программы. Это дает надежду на возможное, в перспективе, решение вопроса о преемственности дошкольного и начального общего образования. Именно поэтому настоящие рекомендации и предлагаемая ниже структура образовательной программы разработаны на основе имеющихся рекомендаций для руководителей общеобразовательных школ по разработке образовательных программ, подготовленных Управлением образования мэрии г. Ярославля.

Для того чтобы более четко была ясна содержательная суть и формальные границы образовательной программы, целесообразно сравнить ее с некоторыми нормативными документами и процедурами.

Образовательная программа и Устав два обязательных документа, которые составляют нормативную базу деятельности каждого дошкольного образовательного учреждения. Устав — это правовой документ, своеобразная конституция образовательного учреждения. Он определяет особенности функционирования всего образовательного учреждения в целом. Образовательная программа определяет содержание воспитательно-образовательного процесса, подробно стандартизируя его компоненты.

Образовательная программа и образовательные стандарты. Временные стандарты дошкольного образования определяют обязательную часть дошкольного образования и требования к уровню усвоения этого содержания. Средством реализации стандарта является комбинация основных и парциальных программ, составляемая каждым образовательным учреждением индивидуально и зафиксированная в образовательной программе.

Образовательная программа и программа развития. Программа развития является разновидностью целевых программ. В отличие от образовательной программы она не является обязательным нормативным документом для образовательного учреждения и направлена прежде всего на решение наиболее актуальных проблем всего образовательного учреждения в целом, затрагивая при этом все стороны его жизнедеятельности: хозяйственную, нормативно-правовую, материально-техническую и др. Образовательная программа направлена на реализацию целей воспитания, развития и обучения детей, то есть на успешную реализацию и развитие непосредственно педагогической составляющей образовательного учреждения.

Образовательная программа и концепция образовательного учреждения. Концепция — это составная, необходимая часть программы развития. Она представляет собой систему ценностей и норм, которые избирает для себя педагогический коллектив образовательного учреждения и которым он намерен пользоваться в своей профессиональной деятельности. Образовательная программа выступает в этом случае как комплексное условие реализации концепции.

Образовательная программа и программа экспериментальной работы. Если дошкольное образовательное учреждение является экспериментальной площадкой какого-либо уровня, то оно совместно с научным руководителем разрабатывает программу эксперимента, включающую в себя обоснование проблемы, гипотезу исследования, определение объекта и предмета работы, теоретический анализ основных понятий, а также методическую часть. В целом она направлена на определение эффективности тех или иных нововведений. Образовательная программа в данном случае является одним из вариантов организационного оформления экспериментальной работы.

Образовательная программа и процедуры государственной аттестации и аккредитации. По результатам государственной аккредитации определяется статус образовательного учреждения, то есть его тип и вид. Если статус уже определен и дошкольное образовательное учреждение не желает или не имеет возможности его изменить, то данной процедуры оно может избежать, то есть не участвовать в ней. В этом случае вполне достаточно лицензии на право образовательной деятельности. Другое дело, если в результате своего планового развития образовательное учреждение хочет изменить свой статус. Тогда на основе разработанной и реализуемой образовательной программы, в которой должен быть уже указан искомый статус (тип и вид), оно, в соответствии с утвержденным порядком, проходит вначале процедуру государственной аттестации и в последующем по ее результатам получает тот или иной статус. В этом случае образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является основой и основанием для качественного и успешного прохождения обозначенных процедур.

Таким образом, процесс разработки и реализации образовательной программы можно рассматривать, как считает О.Е. Лебедев, в качестве процесса согласования государственных образовательных стандартов, социального заказа конкретному образовательному учреждению и его педагогических возможностей.

Поскольку в настоящее время существуют различные точки зрения на сущность образовательной программы и различные подходы к определению ее содержания, мы предлагаем рассматривать приводимую нами «модель» структуры образовательной программы дошкольного образовательного учреждения как примерную.

Рекомендуемая структура образовательной программы дошкольного образовательного учреждения

Раздел 1. Предназначение дошкольного образовательного учреждения и средства его реализации.

Раздел 2. Описание «модели» выпускника дошкольного образовательного учреждения.

Раздел 3. Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса.

Раздел 4. Общеобразовательные программы дошкольного образовательного учреждения и их методическое обеспечение.

Раздел 5. Особенности организации воспитательно-образовательного процесса.

Раздел 6. Критерии и показатели реализации образовательной программы.

Приложения к образовательной программе.

В предлагаемой структуре образовательной программы важно помнить, что каждый ее раздел имеет свое назначение, дополняет своим содержанием другие разделы и делает этот нормативно-управленческий документ целостным.

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения — это своеобразная «визитная карточка» заведения, в которой четко, доступно и достаточно конкретно обозначаются особенности его воспитательно-образовательной системы, образовательные услуги, которые могут представлять интерес для воспитанников и их родителей (законных представителей).

Предлагаемую структуру образовательной программы следует рассматривать как обязательную, то есть инвариантную, часть. Руководитель и педагогический коллектив конкретного дошкольного учреждения вправе дополнить данную структуру своими компонентами (разделами), которые, на их взгляд, дополнили бы обоснованность выбора тех или иных учебных программ или предоставление тех или иных дополнительных, в том числе и платных, образовательных услуг.

В то же время считаем нецелесообразным включать в структуру образовательной программы информацию, непосредственно не затрагивающую воспитательно-образовательный процесс.

Различные аналитические, методические, дидактические и иные материалы, которые, по мнению руководителя и педагогического коллектива конкретного образовательного учреждения, являются необходимыми в образовательной программе, но не вписываются в ее разделы, рекомендуем оформить отдельно в виде приложений к ней.

Важнейшим условием реализации образовательной программы каждым дошкольным образовательным учреждением является коллективный характер деятельности по ее разработке и реализации. В этом плане она рассматривается в качестве конкретного и реального управленческого механизма как относительно руководителя дошкольного учреждения (его умение организовывать совместную деятельность воспитателей, специалистов, родителей, отбор содержания и организационных форм, умение принимать компромиссные решения и т.п.), так и относительно органов управления образованием, оценивающих деятельность образовательного учреждения в соответствии с выбранным им содержанием воспитательно-образовательного процесса и разработанности критериев и показателей его результативности.

Срок действия образовательной программы может быть самый разный. Невозможно установить его единым для всех дошкольных учреждений, но очевидным является факт, что основная содержательная часть образовательной программы должна соответствовать времени пребывания ребенка (или группы) в конкретном образовательном учреждении. В то же время некоторые разделы образовательной программы, такие, например, как 3 и 4, могут в определенной степени изменяться, дополняться, уточняться на каждый учебный или календарный год.

В содержание разделов образовательной программы вносятся коррективы и изменения в том случае, если произошли изменения в воспитательно-образовательном процессе, например, детский сад выбрал другую общеобразовательную программу, изменилась видовая структура групп, учреждение претендует на изменение своего статуса — типа и вида и готовится к процедуре государственной аттестации и аккредитации.

Считаем уместным обозначить перспективные направления разработки и совершенствования структуры и содержания образовательной программы.

На начальном этапе рекомендуем разработать образовательную программу для всего дошкольного образовательного учреждения в целом.

В последующем она может быть конкретизирована в образовательные программы, разрабатываемые для отдельных групп воспитанников и, в идеальном варианте, для каждого воспитанника в отдельности, то есть в индивидуальные образовательные программы.

Данное направление в современных условиях мы считаем самым перспективным для деятельности дошкольных образовательных учреждений. Исследования в этой области служат подтверждением наших рекомендаций. Так, по мнению А.П. Тряпицыной, «смысл (целевое назначение) образовательной программы заключается в определении содержательного и технологического обеспечения индивидуального образовательного маршрута». Таким образом, образовательная программа понимается как индивидуальный образовательный маршрут воспитанника, проектируется с учетом его склонностей и индивидуальных возможностей и представляет собой реализацию принципа личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.

Большой вклад в понимание сущности и предназначения образовательных программ внесла С.В. Воробьева, которая считает образовательную программу «механизмом реализации принципа личностной ориентации образования на основе учета индивидуальных особенностей, склонностей и образовательных потребностей личности средствами индивидуализации и дифференциации».

И.С. Якиманская определяет образовательную программу как «основу индивидуализации воспитания и обучения воспитанников».

Таким образом, указанное направление разработки образовательной программы в каждом дошкольном образовательном учреждении будет способствовать росту и профессионализму воспитателей, специалистов и руководителей дошкольных образовательных учреждений, обеспечит более осознанный выбор каждым образовательным учреждением основных, парциальных и коррекционных программ, будет способствовать преемственности в организации и содержании воспитательно-образовательного процесса как внутри образовательного учреждения, так и вне его, обеспечит вовлечение в воспитательно-образовательный процесс дополнительных специалистов из числа родителей и ближайшего социального окружения.

Рекомендации по разработке содержания разделов образовательной программы

Раздел 1. Предназначение дошкольного образовательного учреждения и средства его реализации

В данном разделе необходимо сформулировать предназначение конкретного дошкольного образовательного учреждения. Оно формулируется в соответствии с п. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации «Об образовании» и п. 19 «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», исходя из статуса, вида (для какой категории детей), государственного и муниципального заказа, обосновывается возможностями конкретного образовательного учреждения и запросами семьи.

Формулировка предназначения должна быть краткой и понятной как педагогическому коллективу, так и ближайшему социальному окружению дошкольного образовательного учреждения и в первую очередь семье.

Например, дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № __» является звеном муниципальной системы образования г. Ярославля, обеспечивающим помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития.

Предназначение ДОУ № __ определяется его местом в муниципальной системе образования: это дошкольное образовательное учреждение, обеспечивающее право семьи на оказание ей помощи в воспитании и образовании детей дошкольного возраста с нарушениями зрения на основе реализации комплекса мер лечебно-оздоровительного характера и усвоения детьми обязательного минимума содержания учебных программ, реализуемых в образовательном учреждении.

Далее необходимо указать, какими основными средствами достигается реализация предназначения. Например, основными средствами реализации предназначения детского сада комбинированного вида № __ являются:

— устав детского сада (дата регистрации — 25.11.93 г., № 337, с последующими изменениями и дополнениями от 01.03.99 г., № 476—544; 17.04.01 г., № 476—398);
— лицензированная образовательная деятельность (лицензия № В 568575 от 25.12.2000 г., Департамент образования администрации Ярославской области); лицензированная медицинская деятельность по следующим видам: первичная (доврачебная) медицинская помощь: сестринское дело, физиотерапия; амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь: офтальмология, педиатрия; традиционная медицина: медицинский массаж (лицензия № В 573238, регистрационный № 663 от 12 июля 2002 г., Департамент здравоохранения и фармации администрации Ярославской области);
— лечебно-профилактическая помощь в постановке диагноза и коррекции выявленных нарушений зрения;
— освоение воспитанниками «Обязательного минимума содержания дошкольного образования»;
— освоение воспитанниками основной общеобразовательной (учебной) программы «Радуга» и комплекса парциальных программ;
— предоставление воспитанникам возможности апробировать себя в различных видах деятельности: игровой, учебной, организаторской и трудовой;
— предоставление родителям (законным представителям) воспитанников возможности выбора режима пребывания в дошкольном образовательном учреждении; обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ, развитие и совершенствование предметно-развивающей среды;
— высокий профессионализм педагогов, медицинских работников.

Хотим подчеркнуть особо, что каждое дошкольное образовательное учреждение располагает своими индивидуальными, свойственными только ему средствами реализации своего предназначения. Именно их и необходимо обозначить.

Раздел 2. Описание «модели» выпускника дошкольного образовательного учреждения

Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения. Модель выпускника разрабатывается в соответствии с требованиями Государственного стандарта дошкольного образования, выбранным содержанием образования (реализуемой основной и парциальными общеобразовательными программами), спецификой и предназначением конкретного дошкольного образовательного учреждения.

Модель выпускника имеет большое значение. Во-первых, она выполняет интегрирующую роль по отношению к другим составляющим образам дошкольного учреждения, во-вторых, является основой для разработки целевых ориентиров воспитательно-образовательного процесса, позволяющих максимально учитывать особенности окружающей среды, специфику учреждения, своеобразие педагогического коллектива. В-третьих, модель выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности воспитательно-образовательного процесса, благодаря которому можно соотнести полученные результаты с мнением педагогов, медицинских работников ДОУ и родителей о желаемых результатах.

Существует несколько подходов к разработке модели выпускника. Главное, что их объединяет, — это исключительно творческий коллективный результат совместной деятельности педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения, согласованный с родителями воспитанников. По утверждению Н.Е. Щурковой, основу этой модели может составить система отношений личности к таким ценностям, как Человек, Труд, Общество, Знание, Искусство, Природа и Мир.

Согласно точке зрения М.С. Кагана, структура личности детерминируется влиянием пяти основных видов человеческой деятельности (познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, преобразовательной, художественной) и может быть представлена как единая совокупность взаимосвязанных пяти потенциалов, формирующихся под воздействием видов деятельности. В соответствии с этим мы полагаем, что модель выпускника может складываться из описания пяти основных потенциалов личности ребенка:

— познавательного,
— нравственного (ценностного),
— коммуникативного,
— художественного,
— физического.

Данный подход в целом не противоречит существующему проекту «Обязательного минимума содержания дошкольного образования», дифференцированного по следующим направлениям развития (которые также могут быть взяты за основу разработки модели выпускника):

— физическое,
— познавательно-речевое,
— социально-личностное,
— художественно-эстетическое.

В описание «модели» выпускника можно также включить:

— уровень состояния здоровья и физического развития;
— уровень закаленности;
— сформированность ценных гигиенических навыков и привычек;
— успешность в освоении основных видов движения;
— уровень работоспособности;
— уровень сформированности интеллектуальных предпосылок для начала систематического школьного обучения;
— приобретение ряда познавательных умений;
— сформированность познавательной активности, интереса к миру, желание узнать новое;
— сформированность интереса к творчеству;
— уровень развития воображения;
— уровень стремления к самостоятельности;
— сформированность предпосылок вхождения выпускника в более широкий социум;
— уровень усвоения основ культуры поведения;
— сформированность способностей принять общую цель и условия согласованных действий;
— выражение интереса к общему результату;
— сформированность гуманистической направленности в поведении;
— сформированность осознания своих возможностей и достижений;
— сформированность умений оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей и т.д.

Приведенные в качестве примера составляющие «модели» выпускника могут быть дополнены в соответствии со спецификой содержания образования в каждом дошкольном образовательном учреждении. В этом случае необходима иерархия качеств выпускника в зависимости от вида и предназначения образовательного учреждения.

Наполнение структурных компонентов «модели» выпускника конкретным содержанием обуславливается взглядами членов педагогического коллектива на процесс развития личности ребенка и его результаты, спецификой воспитательно-образовательного процесса в данном учреждении, особенностями окружающей социокультурной среды.

Один из возможных вариантов совместной деятельности членов педагогического коллектива по разработке «модели» выпускника своего дошкольного образовательного учреждения приводится нами в Приложении 1.

В ходе совместной деятельности членов педагогического коллектива по разработке «модели» выпускника образовательного учреждения рекомендуем воспользоваться следующими рекомендациями известных отечественных ученых М.М. Поташника и A.M. Моисеева.

1. Проектируемый образ выпускника полезно соотнести с государственным образовательным стандартом, предыдущими достижениями педагогического коллектива данного образовательного учреждения, результатами работы образовательных учреждений аналогичного типа и вида.

2. В образ выпускника необходимо включить как качественные, так и количественные параметры развития личности воспитанника.

3. Основные параметры подготовленности выпускника следует излагать, исходя из приоритетности функций данного образовательного учреждения, его предназначения.

4. Образ выпускника — это программа-минимум, позволяющая членам педагогического коллектива сосредоточить свои усилия не только на формировании общих качеств, но и на поддержке и развитии уникальных черт личности ребенка.

5. Полезно проектировать образ выпускника конкретного дошкольного образовательного учреждения с учетом мнений ближайших образовательных учреждений, в которых выпускники продолжат свое образование. Это будет способствовать укреплению связей преемственности в воспитании и развитии воспитанников на разных ступенях обучения.

Раздел 3. Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса

Под целью обычно понимается образ желаемого результата. Но не всякий такой образ является целью. Как отмечают некоторые исследователи, цель не просто образ желаемого результата (в этом она совпадает с мечтаниями, прожектами и т.п.), а образ результата, во-первых, с фиксированным временем его получения; во-вторых, соответствующего потребностям и возможностям конкретного образовательного учреждения; в-третьих, мотивирующего субъекта (педагогический коллектив) действовать в направлении его достижения; в-четвертых, операционально определенного, то есть контролируемого.

В данном разделе рекомендуется сформулировать только ту цель и определить только те задачи, которые решаются через воспитательно-образовательный процесс, а именно содержанием воспитания и образования.

Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении должны быть определены в соответствии с разработанной «моделью» выпускника и определением места каждого дошкольного образовательного учреждения в образовательном пространстве города и ближайшем социальном окружении.

Цель предполагает описание идеального конечного результата совместной деятельности. Она должна быть сформулирована конкретно, быть понятна, доступна и принята участниками деятельности — членами педагогического коллектива и родителями как основными социальными заказчиками и партнерами.

В науке установлено, что в совместной работе наличие общих, всеми принятых согласованных целей является необходимым условием организованности, сплоченности, интегрированности общей деятельности, умножения индивидуальных потенциалов ее отдельных участников, то есть цель выступает как мощный координатор и интегратор. Отсутствие же четко определенных желаемых результатов приводит к множеству дефектов, непроизводительных затрат, к низкому качеству работы и неудовлетворенности ее участников.

Задачи — это, как правило, конкретизированные или более частные цели, это главный путь, способ достижения цели. Цель, подобно вееру, развертывается в комплекс взаимосвязанных задач. Разграничение целей и задач всегда относительно, то есть в одном случае это может быть цель, а применимо к другой ситуации — задача. Цель, как правило, ставится на несколько лет, но на каждый год будут свои реализуемые задачи.

Формулировку целей и задач целесообразней начать с глаголов неопределенной формы: выяснить, выявить, обеспечить, сформировать, обосновать, провести, определить, создать, построить и т.п.

Пример 1. Цель:

— создать комплексную систему по физическому воспитанию и оздоровлению детей.

Задачи:

— обеспечить рациональную организацию двигательной деятельности детей;
— создать условия для оздоровительных режимов детей;
— усилить внимание к формированию правильной осанки;
— способствовать формированию здорового образа жизни у детей в постоянном взаимодействии с семьей.

Пример 2. Цель:

— осуществлять личностно-дифференцированный подход к коррекции и развитию речи детей.

Задачи по реализации этой цели вытекают из анализа речевых нарушений, а также сохранных и компенсаторных возможностей детей, например:

— устранить речевой дефект, предупредить возможные трудности в усвоении школьных знаний, обусловленных речевыми нарушениями.

В теории управления выделяют следующие требования к целям:

— они должны быть конкретными и измеримыми (верифицируемыми);
— они должны быть четко ориентированы во времени, то есть иметь конкретный горизонт прогнозирования.

Цель должна быть достижимой, чтобы служить повышению эффективности организации. Установление цели, которая превышает возможности организации либо из-за недостаточности ресурсов, либо из-за внешних факторов, может привести к катастрофическим последствиям.

Чтобы быть эффективными, множественные цели организации должны быть взаимно поддерживающими, то есть действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей.

Раздел 4. Общеобразовательные программы и их методическое обеспечение

В этом разделе необходимо обосновать выбор дошкольным образовательным учреждением тех или иных учебных общеобразовательных (комплексной, парциальных) и коррекционных программ, реализация которых приведет к достижению заявленной цели и задач воспитательно-образовательного процесса и разработанной «модели» выпускника данного образовательного учреждения.

После обоснования выбора программ рекомендуется обозначить их направленность.

Основная и парциальные общеобразовательные (учебные) программы, реализуемые в образовательном учреждении, в зависимости от специфики выбранного содержания могут быть направлены, например:

— на коррекцию нарушений и отклонений в развитии у детей;
— на формирование у них представлений об окружающем мире и самих себя в нем;
— на воспитание трудолюбия, любви к окружающей природе;
— на успешную адаптацию к жизни в обществе;
— на формирование и развитие социальной, коммуникативной и интеллектуальной компетентности воспитанников;
— на формирование готовности к обучению на начальной ступени образования и т.п.

Направленность программы (или программ) должна в целом соответствовать предназначению дошкольного образовательного учреждения, обозначенному в разделе № 1.

В этом же разделе необходимо пояснить, каким методическим и дидактическим материалом обеспечивается реализация содержания выбранных дошкольным образовательным учреждением основной, коррекционной и дополнительных (парциальных) учебных программ и достижение им прогнозируемого результата.

Целесообразно вначале дать краткую информацию о том, какая основная и какие парциальные программы используются в образовательном учреждении, и в дальнейшем оформить данный раздел в форме таблицы, например:

Содержание воспитательно-образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детском саде компенсирующего вида № __» определяется:

1. Комплексной программой дошкольного образования «Радуга».

2. Парциальными программами:

— «Наш дом — природа» (Н.Рыжова);
— «Старт» (Л.Яковлева, Р.Родина) и др.

Парциальные программы должны быть выбраны с целью «усиления» каких-либо наименее разработанных разделов комплексной программы.

3. Коррекционной программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-го вида (для детей с нарушением зрения) под ред. Л.И. Плаксиной.

4. Методическими разработками:

Таблица 1

Таблица 1

5. Научно-методическими материалами, обосновывающими содержание коррекционной работы в детском саду, например:

— А.В. Гришвина, Е.Я. Пузыревская, Е.В. Сочеванова. «Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития»;
— Н.Д. Шматко. «Дети с отклонениями в развитии» и т.п.

Раздел 5. Особенности организации воспитательно-образовательного процесса

В разделе описываются особенности организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, которые обеспечивают достижение им запланированных результатов совместной деятельности, например:

— в режиме работы дошкольного образовательного учреждения;
— в ведущих формах проведения занятий;
— в организации предметно-развивающей среды;
— в подборе кадров;
— в особенностях организации и проведения различных мероприятий;
— в установлении социального партнерства;
— во взаимодействии с семьей;
— в традициях дошкольного образовательного учреждения и др.

Особо стоит отметить механизмы, позволяющие обеспечить преемственность в организации и содержании воспитательно-образовательного процесса как групп, так и отдельных воспитанников.

Желательно выделить те особенности воспитательно-образовательного процесса детского сада, которые отличают его от других дошкольных образовательных учреждений. Например, организация работы групп раздельно для мальчиков и девочек; кратковременного пребывания и т.п.

Рекомендуется также отметить дополнительные образовательные услуги, предоставляемые учреждением как в рамках бюджетного финансирования, так и на платной основе, которые усиливают выбранное детским садом приоритетное направление деятельности. Например, в детском саду с приоритетным направлением «развитие ребенка в театрализованной деятельности» организуются следующие дополнительные образовательные услуги: работа мастерской по изготовлению декораций и кукол, музыкальный театр, хореографическая студия и др.

Предоставляемые детским садом дополнительные образовательные услуги можно представить в форме следующей таблицы:

Таблица 2

Таблица 2

Раздел 6. Критерии и показатели реализации образовательной программы

Необходимость включения данного раздела объясняется тем, что при отсутствии объективной и достоверной информации о развитии личности воспитанника, о состоянии и результатах воспитательно-образовательного процесса ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей деятельности дошкольного образовательного учреждения.

При разработке диагностического инструментария рекомендуется исходить из того, что эффективность — это действенность, результативность в реализации целей воспитательно-образовательного процесса. Она определяется как «отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату». Мерилом эффективности воспитательно-образовательного процесса являются критерии и соответствующие им показатели, которые в наибольшей степени отражают специфику образовательного учреждения, особенности организации его воспитательно-образовательного процесса, разработанную «модель» выпускника. При этом рекомендуется не использовать большое количество критериев и показателей, а ориентироваться из требований их необходимости и достаточности.

В соответствии с избранными критериями и показателями подбираются или создаются диагностические методики, позволяющие получить достоверную информацию о запланированных результатах воспитательно-образовательного процесса. Рекомендуется наряду с педагогическими использовать психологические и социологические методики, что будет способствовать более объективному анализу запланированных результатов.

Разработанная система критериев и показателей реализации образовательной программы будет способствовать формированию у членов педагогического коллектива и родителей объективной картины воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, будет определять также в дальнейшем конкретные формы и методы достижения запланированных целей и задач.

На уровне каждого конкретного дошкольного образовательного учреждения разрабатывается своя система показателей, которая даст возможность оценить, насколько эффективно реализуется образовательная программа.

Данный раздел возможно, как вариант, оформить в форме табл. 3:

Таблица 3

Таблица 3

Для заполнения в таблице графы «показатели» рекомендуется использовать сборник нормативных и методических материалов по аттестации дошкольных образовательных учреждений, выпущенный Департаментом образования администрации Ярославской области и государственным учреждением Ярославской области «Центр оценки и контроля качества образования» в 2002 г.

Анализ первых результатов разработки образовательных программ

Управлением образования мэрии г. Ярославля в октябре 2002 г. были подготовлены и направлены в отделы образования территориальных администраций и заведующим дошкольными образовательными учреждениями рекомендации по разработке образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Они были подготовлены в целях обеспечения единых подходов к определению их содержания.

В течение 2002—2003 учебного года была проведена определенная работа по подготовке руководителей дошкольных образовательных учреждений к разработке образовательных программ: проводились совещания, обучающие семинары, лекционные и практические занятия на проблемных курсах и курсах повышения квалификации, индивидуальные консультации, экспертиза первых вариантов.

Данные рекомендации были также направлены для ознакомления и в Управления образования муниципальных округов Ярославской области. В некоторых из них были проведены в последующем выездные обучающие семинары. Руководителями многих дошкольных образовательных учреждений города и муниципальных округов за этот период была организована работа по разработке образовательных программ своих образовательных учреждений. Как положительный, следует отметить факт осознания большинством руководителей необходимости разработки и реализации данных программ. В то же время, с учетом того, что данный вид деятельности по разработке одного из обязательных нормативных документов образовательного учреждения является достаточно новым и непривычным для их руководителей и педагогических коллективов, в первых вариантах образовательных программ, которые мы проанализировали, встречается много ошибок и недочетов. Наиболее типичные из них следующие.

Общими проблемами и недостатками является неуверенность руководителей «то ли мы пишем, так ли пишем?»; часты сомнения по содержанию разделов; в формулировке основных употребляемых психолого-педагогических терминов; вначале приводятся информационная справка о детях, анализ воспитательно-образовательного процесса, состояния материально-технической базы; в большинстве случаев нет решения педагогического совета о рассмотрении и утверждении образовательной программы.

Раздел 1. Предназначение дошкольного образовательного учреждения и основные средства его реализации: предназначение отождествляют с целью деятельности всего образовательного учреждения; приводятся обоснования выбранного приоритетного развития воспитанников с анализом работы по данному направлению за последний год; обозначается направленность реализуемых общеобразовательных и коррекционных программ; обозначаются задачи всего образовательного учреждения; перечисляется нормативная база (как федеральная, так и местная), на основе которой осуществляет свою деятельность учреждение; указываются принципы комплектования групп, особенности педагогического коллектива и его штатная численность; обозначаются основные задачи дошкольного образования, которые реализует в своей деятельности конкретное учреждение; в основных средствах реализации предназначения часто указывается «высокий профессионализм педагогов», что в последующем не подтверждается характеристикой педагогического коллектива (ни по квалификационной категории, ни по образованию, ни по стажу работы); не указывается тип и вид образовательного учреждения.

Раздел 2. Описание «модели» выпускника дошкольного образовательного учреждения: приводится большое (до 15) количество характеристик личности воспитанника; они множественны, хаотичны и неупорядочены; характеристика «модели» не соотнесена с типом и видом образовательного учреждения, и, как следствие, с его предназначением; большинство рассматривают «модель» выпускника как конечный результат, а не как условие объединения и координации усилий членов педагогического коллектива.

Раздел 3. Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса: отмечаем наличие одновременно двух и более (до пяти) целей; как следствие множественность целей не полностью находит свое отражение в задачах; цели и задачи указываются для каждого направления временного стандарта; указываются девизы реализуемых комплексных программ, например, программы «Детство» — «чувствовать — познавать творить» и т.п.

Раздел 4. Общеобразовательные программы дошкольного образовательного учреждения и их методическое обеспечение: не обозначается основная программа; указываются планы работы образовательного учреждения как основное средство реализации содержания образования; не полностью показывается методическое и дидактическое обеспечение выбранного содержания образования; указываются основополагающие принципы учебных программ; показывается обеспеченность всей учебной литературой, которая имеется в учреждении, включая Трудовой кодекс РФ, книги по аттестации и т.п.; приводятся сведения о материально-технической базе учреждения, включая наличие и состояние земельного участка; приводится просто «Список литературы, используемой для работы с детьми»; в разделах основных направлений стандарта встречаются «собственные разработки» без какого-либо пояснения и детализации; нечетко показано, что дополняют выбранные парциальные программы; отмечаем стремление обозначить как можно большее количество парциальных программ и методических разработок; излишне подробно перечисляется дидактическое обеспечение; путают методики для педагогов и пособия для воспитанников; при указании комплексных программ идет расшифровка предметов и их авторов.

Раздел 5. Особенности организации воспитательно-образовательного процесса: слабо подчеркивается специфика образовательного учреждения; приводится краткая аннотация используемых программ; приводится штат учреждения и статистика по педагогическому персоналу; указываются особенности организации и методики совместной работы с семьей; не показываются и не обосновываются дополнительные образовательные услуги; пофамильно указываются педагоги образовательного учреждения и проблемы, над которыми они работают; излишняя детализация, например, указываются общие задачи, которые педагоги учреждения решают при взаимодействии с семьей, и т.п.

Раздел 6. Критерии и показатели реализации образовательной программы: отсутствуют средства контроля (методики); диагностический материал показывается в графе «Критерии и показатели»; в средствах контроля не расшифровывается, каким именно тестом или анкетой следует пользоваться; не учитывается разработанная «модель» выпускника и обозначенные цели и задачи воспитательно-образовательного процесса.

Отмеченные нами недостатки в первых образовательных программах ни в коем случае не умаляют важности и необходимости работы по их разработке и постоянному совершенствованию. В этом видится основа постоянного осознанного совершенствования муниципальной и региональной системы образования.

Приложения к образовательной программе

В качестве примера приводится примерный перечень необходимых документов, которые составляют данный раздел образовательной программы:

— состав рабочей группы по разработке ОП;
— план работы рабочей группы;
— экспертное заключение на ОП;
— протокол педагогического совета об утверждении ОП;
— приказ по ДОУ о реализации ОП с указанием ответственных за те или иные направления;
— план реализации образовательной программы ДОУ;
— диагностические методики («инструмент») к разделу 6;
— глоссарий основных терминов, используемых членами педагогического коллектива внутри образовательного учреждения;
— результаты диагностик реализации образовательной программы;
— аналитические материалы, обосновывающие содержание разделов образовательной программы;
— аналитические материалы, обосновывающие необходимость внесения изменений и дополнений в разделы образовательной программы.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Сценарный план проведения педагогического совета по разработке модели выпускника дошкольного образовательного учреждения

Цель педагогического совета: формирование образа выпускника и определение возможных путей, форм и способов совместной деятельности педагогов и родителей воспитанников по его воплощению в жизнедеятельности учебного заведения.

Участники педагогического совета: педагоги, воспитатели, специалисты дошкольного образовательного учреждения, учителя начальной ступени образования близлежащих школ, члены администрации этих школ, курирующие начальную школу, родители (законные представители) воспитанников. Участники делятся на игровые группы, в каждой группе количество ее членов не должно превышать 7 человек.

Оборудование и инвентарь: педагогический совет проводится в просторном и уютном помещении; для каждой группы оборудуется игровое место (стол, стулья, бумага, ручки, карандаши); столы располагаются по кругу, чтобы все участники могли видеть и слышать друг друга.

Ход проведения педагогического совета:

1. Ведущий приветствует участников педагогического совета, разъясняет его цель, ориентирует на продуктивный результат совместной деятельности.

2. На первом этапе группам предлагается из общего списка индивидуальных характеристик личности (см. ниже) определить 5 качеств, которыми обладает нормальный ребенок данного образовательного учреждения (продолжительность этапа 5—7 минут).

Индивидуальные характеристики личности

3. Каждая группа информирует о результатах выполнения задания.

4. Формируется временная группа (в нее входят по одному человеку от каждой игровой группы) для создания обобщенного образа нормального ребенка, она удаляется за пределы игровой комнаты для своей работы (ее продолжительность 3—5 минут).

5. Творческая группа представляет разработанный ее членами обобщенный образ нормального ребенка дошкольного образовательного учреждения. Его характеристики фиксируются на доске или на ватмане.

6. На втором этапе предлагается определить 5 качеств идеального ребенка. В дальнейшем работа строится уже по известному алгоритму.

7. На третьем этапе участникам предлагается определить качества ребенка, формирование которых ожидают от образовательного учреждения родители (законные представители).

8. На четвертом этапе определяются те качества ребенка, которые ожидает школа (учителя начальной ступени образования).

9. В итоге получаются 4 разные характеристики, которые нужно согласовать друг с другом.

10. Согласованный вариант, обязательно обозначенный на доске или на ватмане, может служить «моделью» выпускника данного образовательного учреждения.

11. Игровым группам предлагается определить конкретные формы и способы совместной деятельности педагогов, воспитателей, специалистов, родителей, представителей школы, которые будут способствовать формированию желаемых качеств выпускника данного образовательного учреждения.

12. Игровые группы предлагают свои варианты решения задания.

13. Из участников педагогического совета избирается творческая группа, которой поручается на основе анализа и обобщения полученных результатов завершить проектирование образа выпускника дошкольного образовательного учреждения.

Приложение 2

Правила формулирования целей (по Дж. Моррисею)

Хорошая формулировка целей отвечает следующим признакам:

1. Она начинается с глагола в неопределенной форме, характеризующего выполняемые действия;
2. Конкретизирует требуемый конечный результат;
3. Конкретизирует заданный срок достижения цели;
4. Конкретизирует максимальную величину допустимых затрат;
5. Дает количественную характеристику требуемого результата работ, необходимую для подтверждения факта достижения цели;
6. Оговаривает только «когда» и «что» должно быть сделано, не вдаваясь в детали — «почему» и «как» это должно быть сделано;
7. Непосредственно отвечает целевому назначению и функциональным обязанностям данного руководителя;
8. Понятна всем, кто будет работать для ее достижения;
9. Реальна и достижима, но не легка;
10. Обеспечивает большую отдачу от затрат времени и ресурсов по сравнению с другими возможными целями;
11. Реализуема в пределах наличного или гарантированного объема ресурсов;
12. Исключает или минимизирует возможность двойной ответственности за результаты совместной работы;
13. Соответствует основным принципам и методам работы подразделения и организации в целом;
14. Совпадает с интересами исполнителей и не вызывает серьезных конфликтов в организации;
15. Зафиксирована письменно, копии хранятся для справок у начальника и подчиненных;
16. Согласована руководителем в личной беседе с подчиненными.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ ЦЕЛЕЙ

1. Правильно ли составлена структура формулировки цели (начинается ли она с глагола неопределенной формы повелительного наклонения, определен ли конечный результат, оговорены ли сроки его достижения и допустимый объем затрат)?
2. Можно ли измерить и подтвердить факт достижения цели?
3. Отвечает ли она целевому назначению и функциональным обязанностям самого руководителя?
4. Понятна ли она всем, кто будет работать для ее достижения?
5. Насколько она реальна, достижима и сложна для руководителя и всей организации?
6. Оправдают ли достигнутые результаты затраты времени и ресурсов на их достижение?
7. Соответствует ли цель основным принципам и методам работы организации в целом?
8. Четко ли определена личная ответственность субъектов управления за достижение конечного результата?

Приложение 3

Критерии, показатели и методы изучения, анализа и оценки результатов реализации образовательной программы ДОУ

Для изучения эффективности функционирования образовательной программы ДОУ возможно использовать следующую совокупность критериев, показателей и методов изучения.

При изучении развивающего влияния образовательной программы на личность ребенка дошкольного возраста исследуются дети подготовительной группы (6, 7 лет), то есть выпускники.

Приложение 4

Основные этапы подготовки образовательной программы
дошкольного образовательного учреждения

I этап — подготовительный, включает в себя проработку основных нормативных документов, основополагающих для разработки образовательной программы и общей концепции развития дошкольного образовательного учреждения.

Цель: изучить литературу и официальные нормативные документы, необходимые для разработки программы, и подготовить педагогический коллектив к пониманию необходимости создания образовательной программы своего образовательного учреждения.

II этап — разработка проекта образовательной программы, ее экспертная оценка.

Цель: разработать проект образовательной программы и критерии оценки ее реализации; представить его для обсуждения на педагогическом коллективе.

III этап — внедренческий, в ходе его осуществляется внедрение проектов в практику, их апробация, внесение корректив, экспертиза результатов внедрения.

Цель: реализация образовательной программы.

Ожидаемый результат: повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, выбор оптимального варианта модели образовательной программы.

Приложение 5

Алгоритм организации деятельности дошкольных образовательных учреждений по разработке, реализации и совершенствованию образовательных программ

1. Создание рабочей группы по разработке образовательной программы — приказ по ДОУ.
2. План деятельности рабочей группы, утвержденный руководителем ДОУ.
3. Внешняя экспертиза образовательной программы (1—2 экспертных заключения).
4. Протокол педагогического совета, на котором утверждена образовательная программа.
5. Приказ по ДОУ о реализации образовательной программы с указанием ответственных за те или иные направления.
6. План ДОУ по реализации образовательной программы.

Изменения и дополнения в образовательную программу

1. Аналитическая справка (обоснование) о необходимости изменений и дополнений.
2. Протокол педагогического совета о принятии изменений и дополнений в образовательную программу.
3. Приказ по ДОУ о реализации принятых изменений и дополнений.

Данные виды деятельности можно оформить, к примеру, в форме следующей таблицы:

Примечание: Все обозначенные документы составляют необходимую часть приложений к образовательной программе, так как показывают механизм ее разработки в конкретном образовательном учреждении.

Приложение 6

Рекомендации по экспертизе образовательной программы дошкольного образовательного учреждения

Экспертиза — это оценочное состояние, выявляющее образовательную значимость и реализационный потенциал образовательной программы. Это исследование специалистом (экспертом) каких-либо процессов и явлений, не поддающихся непосредственному измерению, требующее специальных познаний в какой-либо сфере.

Необходимость в экспертизе обычно возникает в неясной (с точки зрения существующих знаний и представлений) ситуации. Неясность в ситуации в образовательной программе ДОУ определяется двумя основными причинами: наличием разных, несводимых точек зрения на данное явление и отсутствием необходимых данных и систематизированных знаний по данной проблеме.

Объектом экспертизы выступает как сама образовательная программа (ее содержание), так и процесс ее создания, запуска и действия (если они уже имеются) по ее реализации.

Цель экспертизы — понять, выделить и соотнести реальные характеристики воспитательно-образовательного процесса и его результатов с содержанием разделов образовательной программы данного дошкольного образовательного учреждения.

Результатом экспертизы является экспертная оценка. Это мотивированное мнение, суждение специалиста (эксперта) как о процессе подготовки, разработки и реализации образовательной программы конкретного ДОУ, так и о содержании данной образовательной программы.

Требования к образовательной программе дошкольного образовательного учреждения

Материал разработан на основе идей кандидата педагогических наук A.M. Моисеева.

Рейтинг@Mail.ru