Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №6/2005

ДЕТСКИЙ САД СТО ЛЕТ НАЗАД

Дътскiе сады въ Америкъ

 

Фребелевский «детский сад», занимающий у нас в России самое скромное место, столь незаметное, что о нем даже нередко забывают, в Соединенных Штатах стал фундаментом строгой системы американского воспитания. ««Детский сад» является одним из факторов, повлиявших на реформу американского воспитания», — так утверждает Нина Вандуокер, автор интересного труда по истории педагогики: «The Kindergarten in American edication».

Историю детских садов в Америке можно разделить на три периода: 1-й, введения, — с открытия первого детского сада (в 1855 г.) до Филадельфийской всемирной выставки (в 1876 г.). На ней впервые были выставлены детские работы по рисованию и ручному труду образцового детского сада. Введение рисования было знамением нового направления в педагогике.

В восьмидесятых годах начинают быстро множиться детские сады, старые школьные взгляды уступают в неравной борьбе с прогрессивной школой.

С 1890 г. начинается критическое отношение к теории и практике детского сада, строятся новые теории, на смену прежним выступают новые методы.

Одновременно с распространением детских садов в 1880 г. обращается внимание на заброшенных детей, на детей улицы, на детей преступных. Основываются впервые общества защиты детей от жестокого обращения, проводятся законы, запрещающие детский труд, вырабатываются различные меры для ограничения детской преступности. Криминалисты указывают на важность предупредительных мер, законодатели устанавливают кары за вред, причиняемый беззащитным детям; впервые удостаиваются признания права ребенка.

Филантропы начинают заботиться и об уличных детях: устраивают им площадки для игр, летние колонии, сеттльменты, клубы; двери библиотек широко распахиваются для детворы. Входят в обычай экскурсии на чистый воздух для детей городской бедноты.

Пробудившаяся воспитательная мысль подымается от дошкольного воспитания к следующим степеням: возникают новые методы преподавания истории, литературы и т.д., американские университеты заводят кафедры педагогики.

В истории педагогики велики заслуги детского сада. В школах былого времени учитель и учительница стояли далеко от детей, боялись подойти к ним, чтобы не уронить своего авторитета. В детском саду им пришлось водить хоровод, изображать из себя бабочку, прыгать лягушкой, скакать как лошадка. Вольные игры и тому подобные гимнастические упражнения вошли отныне в обиход школы.

Прежние голые классные стены также исчезли. Украшение стен ученическими работами, ярко раскрашенные пособия — стенные картины и т.п., это все перенято современной школой из детского сада. Оттуда же пошло и искусство рассказывать сказки — одно из непременных достоинств, требуемых от современного американского учителя начальной школы.

Нынче каждый американский школьник принимает участие в садовых и огородных работах, ухаживает за цветами, копается в грядках, кормит голубей или воспитывает каких-либо других ручных животных: кроликов, белок и т.п., посредством аквариума и террариума знакомится с жизнью рыб, лягушек, насекомых и т.д. Наблюдения за живыми существами, за их жизнью заменило сухое изучение их строения, которое прежде составляло всю школьную науку естествознания.

Современные педагоги пришли к заключению, что школьная программа должна быть построена на психологическом, а не на логическом, отвечать истинным запросам и нуждам ребенка и вырастать из присущих ребенку форм деятельности.

Каждая ступень воспитания есть особая жизненная фаза, а не одно лишь представление к жизни, каким раньше считали детский возраст.

По примеру детского сада школа стала миниатюрным обществом, в котором законы права изучаются на практике; общественные инстинкты прививаются с детства. С течением времени среди американских педагогов укрепилось сознание, что высшая цель воспитания не столько интеллектуальная, сколько социальная.

Появились педагоги, признающие, что учитель несет нравственную ответственность за времяпрепровождение учеников вне школьных стен и учебных часов. И даже более того, именно, что учитель несет нравственную ответственность за возрождение той темной среды, в соседстве с которой проходит его работа. В самом деле, новая атмосфера, воцарившаяся в школьных садах, а затем и в других школах, оказала влияние не только на детей, но и на их родителей, на их соседей.

Первая «материнская» конференция была созвана в 1894 г. в Чикаго под эгидой местного ведомства детских садов; а спустя три года после нескольких подобных съездов в Вашингтоне созывается уже конгресс, объединивший в общей работе родителей и учителей и усиливший интерес к школьному воспитанию.

Многие состоятельные женщины, ознакомившись теперь впервые с бедными детьми, увлеклись новизной и интересом работы. Союзы, возникавшие для устройства горячих школьных завтраков, для попечения о недостаточных учениках, стали зародышем обществ «сеттльментов», столь развившихся за последнее время. Сеттльменты — это те же детские сады, только для подростков.

Большую роль в упрочении детских садов сыграли женские клубы; последние нередко поддерживали их на свой счет до тех пор, пока местные школьные советы убеждались в их важном значении и принимали на себя их содержание.

Билль о включении детских садов в школьную систему был внесен и проведен в обеих палатах конгресса женскими клубами.

В Нью-Йорке детские сады были заведены при 45 церквях, в Филадельфии — при 27 и т.д., точной статистики их пока нет. Существуют они при разных церквях: и методистов, и баптистов, и католиков, и лютеран, и унитарианцев, и др. сект.

В пухлой ручке дитяти находится ключ к трудной задаче — обратить город к жизни по Евангелию, эту истину одинаково сознали представители различных вероисповеданий.

В миссионерской работе также было оценено значение детского сада. Возникли учреждения подобного рода для индейцев, метисов, негров, китайцев. В детских садах быстро исчезает детская застенчивость и пугливость индейских малюток; они выучиваются по-английски скорее, чем в училищах.

Не лишены интереса следующие цифры, иллюстрирующие работу американских миссионеров — на поприще устройства детских садов в Турции и Японии.

В 1896 году, например, в Азиатской Турции было 28 детских садов, учрежденных одной только женской организацией при церковной конгрегации, а было много еще и других. Все это выросло из школки на 7 детей, открывшейся в 1859 г. в Смирне.

Еще более интенсивна миссионерская деятельность детских садов в Японии, начавшихся с 1876 г.; в 1904 году там насчитывалось уже 182 публичных и 98 частных детских садов. На японский язык переведены сочинения Фребеля, и его принципы привились в Стране восходящего солнца не хуже, чем в Германии.

Женский христианский союз трезвости и однородные с ним учреждения также работают на этом поприще.

Многочисленны школы, подготовляющие детских садовниц: одна из них, Песталоцци — Фребелевская, находится при Чикагском университете.

Коммерческие учреждения, промышленные фирмы также немало заботятся о просвещении народных масс, также вводят детские сады в свою школьную сеть.

За последнюю четверть века, под влиянием различных факторов, сильно изменился строй детского сада, значительно уклонившись от принципов Фребеля.

Журнал «Воспитание и обучение», 1914 г.

 

Рейтинг@Mail.ru