Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2005

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Наши друзья — подземные жители
дождевые черви

Экологический проект

Идея проекта, о котором мы хотим рассказать, возникла в процессе занятий по теме «Как устроена волшебная кладовая» (почва). Во время исследования почвы мы повстречались с дождевыми червями и увидели, что разговор о них у многих детей вызывает отрицательные эмоции, чувство брезгливости. Мы решили: важно заронить в сознании наших детей мысль о том, что все живое имеет право жить, и что «противными» этих обитателей почвы может назвать лишь тот, кто ничего о них не знает. Так возникла идея воплотить в жизнь проект «Наши друзья — подземные жители дождевые черви».

Сначала мы сказали детям, будто бы к ним в гости хочет прийти дождевой червяк, но боится людей, потому что многие люди после дождя неосторожно ходят по асфальтовым дорожкам и могут на него наступить. Дождевой червяк прислал нам письмо.

Письмо дождевого червя

Здравствуйте!

Я бы очень хотел сказать: «Здравствуйте, дорогие друзья!», но боюсь, вам это не понравится: ведь не всем хочется дружить с обыкновенным подземным червяком! А мне очень хочется найти друзей. Смею вас заверить: мы, дождевые черви, заслуживаем если не любви, то глубокого уважения за свой неустанный труд. Мы помогаем вам, людям, вырастить урожай, рыхлим почву, съедаем старые листья.
Некоторые говорят, что им не нравится наш внешний вид: «Скользкий, как червяк»; «Извивается, как червяк». А что тут плохого? Мы скользкие и длинные, потому что это помогает нам ползать под землей. Не можем же мы летать! Если бы мы не извивались, мы не смогли бы ползать.
Дорогие дети! Если вы хотите со мной дружить, то я приду к вам в гости.
С уважением, подземный житель — дождевой червяк.

Затем мы спросили детей, хотят ли они дружить с дождевым червяком. Дети обрадовались: «Да!» Для того чтобы с червяком подружиться, необходимо как можно больше узнать о нем.

Дети создали группу исследователей, изучающих дождевых червей, и наметили с помощью взрослых план работы группы:

1) узнать как можно больше сведений о дождевом черве: расспросить взрослых о дождевых червях, найти материал в энциклопедиях, спросить в библиотеке, есть ли какие-нибудь стихи, сказки и пословицы о червях; понаблюдать за живыми дождевыми червями;

2) организовать службу спасения дождевых червяков после дождя;

3) обустроить компостную яму, где могли бы жить дождевые черви, и приносить им «лакомства»;

4) результатами своих исследований поделиться с взрослыми и малышами.

На следующей встрече дети сообщили много интересных сведений о жизни дождевых червей, об их внешнем виде, особенностях строения, питании и даже размножении. Мы решили, что сведений очень много: надо их как-то зафиксировать. У детей уже имелся опыт оформления результатов своих исследований, и они решили составить альбом о дождевых червях и украсить его своими рисунками.

Вместе дети отобрали сведения, которые решили поместить в альбом. К следующему заседанию в группе дети вместе с воспитателями и родителями оформили альбом «Мои друзья — подземные жители дождевые черви».

В дождливую осеннюю погоду дети собирали дождевых червей с асфальтовых дорожек и «поселяли» их в компостную яму, куда в дальнейшем приносили любимые червями лакомства: лук, капустные листья, картофель, морковь.

Для того чтобы охранять домик дождевых червей, дети придумали запрещающий знак.

Поздней осенью в экологической комнате поселили несколько дождевых червей. Дети наблюдали, как они перемешивают различные слои земли и перерабатывают сухие листья. Наши малыши собственными глазами увидели, как дождевые черви создают почву, плодородную землю.

Во время наблюдений дети внимательно рассмотрели дождевого червя: как он выглядит, как передвигается, что есть у него на тельце. Несложные и безболезненные для червя эксперименты помогли убедиться в правильности сведений, полученных из различных источников.

Можно:

  • положить червя на бумагу и понаблюдать, как он движется: вот медленно вытягивается вперед головной конец. К нему подтягивается середина, а задний конец пока неподвижен. Он служит упором, расслабляется, а затем подтягивается. Так червь продвигается вперед;

  • положить червя на мокрое стекло: здесь он никак не может продвинуться вперед. В чем дело?

Для того чтобы это выяснить, нужно переложить червя на бумагу с тонким слоем песка или осторожно погладить его от головного конца к заднему, а потом наоборот. Дети почувствуют, что тельце покажется сначала гладким, а затем слегка шероховатым. На самом деле по телу проходят щетинки. Получается, что дети гладили червя сначала «по шерстке», а потом «против шерстки». Так обнаруживается приспособление, с помощью которого дождевые черви передвигаются, проникают вглубь земли. Подтвердить предположение поможет след, который оставляет после себя дождевой червь на тонком слое мокрого песка, и рассматривание дождевого червя под увеличительным стеклом.

А такой опыт позволит детям выяснить, почему дождевые черви выползают из своих норок в дождливую погоду. Для этого необходимо налить воду в стакан с камешками, пока их не скроет вода. Дети решают проблему: откуда берутся пузырьки воздуха и почему они потом перестают появляться?

Во время наблюдений дети выбирали имя для «своего» дождевого червя, рисовали ему рисунки, сочиняли о нем сказки, рассказы, загадки, стихотворения, пословицы, поговорки, записывали их в альбом, который затем показали своим друзьям, взрослым, малышам.

Во время заключительного этапа проекта дети рассказали о полученных знаниях малышам и взрослым, которые, в свою очередь, поздравили детей с окончанием работы над проектом, задали вопросы о дальнейших планах и вручили каждому ребенку свидетельство.

 

Рейтинг@Mail.ru