Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2005

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Поставьте игрушке оценку!

На рубеже ХIХ—ХХ веков, в период становления психологии как науки, в период осмысления детства как особого этапа развития, ребенок был признан «человечком играющим», познающим действительность в особого рода деятельности, реализующимся в ней и «питающимся» ею. Это утверждение, с особой тщательностью исследуемое и разрабатываемое отечественной психологической школой, казалось незыблемым в течение целого столетия — до момента бурного развития видеотехники и внедрения компьютеров в детскую.
Детская игра и детская субкультура в целом за последние пятнадцать лет претерпела настолько существенные изменения, что сегодня мы вправе говорить о ее кризисе. Игра изменилась не только содержательно, на уровне игровых сюжетов, вариантов и правил, но и приобрела совершенно иной пластический рисунок, иные средства для своего существования в виде экрана и мышки.

Более того, поколение детей, выросших перед телевизором и воспитанных на компьютерных стрелялках-догонялках — т.е. недоигравшее, с точки зрения классических представлений об игре, — уже достигло родительского возраста. Новые родители (и новые молодые педагоги), в силу отсутствия собственного полноценного игрового опыта, плохо понимают, за счет чего ребенок становится, попросту говоря, нормальным и способным к продуктивной и активной деятельности. Родители стремятся «заниматься» с ребенком, но не умеют с ним играть. От детских дворовых сообществ остались одни воспоминания. Детский сад — «школу общения» — посещает лишь половина дошкольников.
В результате сегодняшняя семья оказалась без важнейших «педагогических средств к существованию». А игровая культура прошлого обернулась «ускользающим бытием». Ускользающим стало и само умение играть в режиссерские и сюжетно-ролевые игры в их классическом понимании.

10.jpg (10584 bytes)Но одну позицию игра сохранила и по сей день. Эта позиция связана с игрушкой. Если родители (и даже педагоги) не очень разбираются в сути детской игры, они все же твердо знают: у ребенка должны быть игрушки.
Игрушка — предмет. А в обществе «развитого потребления» предмет не теряет, а приобретает в своем весе.
Поэтому игрушка сегодня становится не только источником игровой деятельности малышей, но и открывает возможности для воздействия на взрослых. К такому выводу пришла доктор психологических наук, профессор Московского психолого-педагогического университета Елена Смирнова. По ее инициативе в университете был создан учебно-методический «Центр игры и игрушки». Одна из его главных задач — «развитие игровой компетентности педагогов и родителей».
Сердцевиной Центра является специальный музей. Здесь коллекционируют игрушки. Однако, в отличие от музеев с историческими задачами, коллекционную ценность для сотрудников университетского музея представляют не столько старинные или редкие игрушки (хотя и такие тоже имеются), сколько наиболее яркие и наглядные образцы современного игрушечного производства. В музее их изучают. Здесь они проходят экспертизу.

Экспертиза игрушек — дело непростое и неоднозначное.
Проводится она не с точки зрения санитарно-гигиенической (это дело государственных чиновников, ответственных за жизнь и здоровье детей) и не с точки зрения эстетической (такую позицию могли бы занять искусствоведы, рассматривающие игрушку как предмет украшения или как произведение художественного творчества). И тем более не с точки зрения коммерческой — для выяснения запросов потребителей или с целью регуляции деятельности производителей. Не используются при экспертизе и «моральные критерии» вроде того, что та или иная игрушка «развращает ребенка и пробуждает в нем агрессию». Подобные параметры слишком субъективны, слишком идеологичны и потому опасны.

Эксперты музея дают игрушкам психолого-педагогическую оценку* — как предметам игры. Главным критерием для такой оценки является возможность с той или иной игрушкой играть, действовать с нею в игровом пространстве. На первый взгляд это может показаться странным: что еще можно делать с игрушкой? Оказывается, некоторые продукты игрушечного производства — и отечественного, и зарубежного — для игры совершенно не годятся.

Согласно концепции музея, все игрушки условно делятся на две группы.
Игрушки первой группы способствуют развитию того, что психологи называют мотивационно-потребностной сферой. Это куклы, мягкие игрушки, персонажи сказок и историй — все, что несет в себе некий образ.
Вторая группа игрушек способствует развитию интеллектуальных, моторных, сенсорных способностей ребенка. Это всевозможные конструкторы, дидактические игрушки, «центры» для малышей.
Как понять, какие из игрушек хорошие, а какие — плохие?

С игрушками второй группы разобраться легче. Требования к их качественности лежат на поверхности. Чтобы из конструктора получилась модель, детали должны стыковаться, крепеж должен быть несложным, а инструменты для крепежа — соответствовать резьбе и т.п. Движущиеся детали развивающего центра для малышей раннего возраста не должны заедать, застревать или ломаться от легкого прикосновения. Колесики различных каталок не должны отскакивать, зато должны легко вращаться.

С образными игрушками дело обстоит сложнее.
Образная игрушка используется ребенком в предметной, режиссерской или (реже) в ролевой игре. Поэтому образ, носителем которого она является, должен внятно читаться. Казалось бы, простое требование.
Но вот мама ищет для своего ребенка какую-нибудь подобную симпатичную игрушку. В магазине ей предлагают купить слоника. С первого взгляда это действительно слоник. Но на боку у него почему-то приделан циферблат с вращающимся телефонным диском. Да еще этот слон на колесиках. И при внимательном рассмотрении теряешься: да слон ли это? Нет, не слон, а гибрид слона с телефоном, да еще и с «паровозными признаками».
Будто производитель выполнял тест «Создай несуществующее животное», и по этому «произведению» ему можно сразу ставить диагноз. Он-то уверен, что, приделывая к слону циферблат, расширял игровые возможности ребенка. А возможности сведены к нулю. С таким слоном в хорошую игру мог бы сыграть разве что Эдуард Успенский, сочинив новую сказку про парателеслоника, к которому «в магазине никто не подойдет». А ребенок трех-четырех лет будет просто дезориентирован. Кстати, многообразие функций, как правило, свидетельствует о том, что все они плохо выполняются: циферблат заедает, телефонная трубка плохо держится между ушами, колесики не крутятся при езде или сразу отваливаются… И слон в целом получается игрушкой весьма сомнительной привлекательности. Что с ним делать, как играть — непонятно. Этот «перенагруженный» слон создан будто бы специально для того, чтобы тормозить работу воображения.

Точно переданный образ — основное экспертное требование к образной игрушке. Следующее важное качество — открытость игрушки для действий ребенка. Куклу или мягкую игрушку малыш по собственной воле наделяет тем или иным характером, собственными чувствами и мыслями. Игрушка должна действовать по плану ребенка, впитывать его голос, его настроения. Однако среди игрушек есть начисто лишенные таких способностей.
Вот, к примеру, кукла — «девушка-красавица». Но руки-ноги у нее не шевелятся: она застыла в позе, которую невозможно изменить. Да к тому же улыбается. А ведь в игре всякое может случиться. Иногда и поплакать нужно. Этой же красотке — хоть Баба Яга, хоть Кощей Бессмертный! Жизнь приятна, как в рекламном ролике. Такая кукла и годится только для рекламного ролика, а не для развернутой событийной детской игры.
Другой вариант — нечто вроде отечественной Барби. В отличие от первой, всегда улыбающейся и застывшей манекенщицы, она может шевелить руками и сидеть. Но при каждом прикосновении начинает верещать дурным голосом. Причем звуки производит весьма членораздельные: то «мама», то «папа», то «уа-уа». А на вид ей, судя по формам, лет пятнадцать-шестнадцать. Тут встает серьезный вопрос об умственной полноценности. И куклы, и производителя. Или об искрометном чувстве юмора последнего, базирующемся на непреодолимом мужском шовинизме и своеобразных представлениях о внутреннем мире особ женского пола.

Куклы, изображающие сказочных персонажей, — казалось бы, беспроигрышный вариант. Но и им может не повезти. В современной ипостаси Красная Шапочка, например, может спокойно и без шапочки обойтись. Шапку, которую, согласно сказке, она носила не снимая, ей заменяют кроваво-красные курчавые волосы («шапка волос»?), а об имени персонажа свидетельствуют этикетка и песня, которую кукла начинает распевать утробным голосом при каждом своем движении. Способ исполнения популярного музыкального произведения отсылает, скорее, к волку с набитым брюхом, чем к милой девочке. Но дело даже не в этом. Такую героиню, по поводу и без повода заводящую: «Если долго-долго-долго», не впустит ни одна сказка и ни одна игра. Вот уж когда оценишь пословицу: «Молчание — золото»! Иными словами, Красная Шапочка с такими музыкальными способностями — не кукла для игры, а шуточный сувенир для любимой девушки — с этаким символическим намеком на суть отношений. И продаваться она должна в соответствующем отделе и с соответствующей аннотацией.

Но аннотации к игрушкам, как выяснили сотрудники музея, ведут свое происхождение «от фонаря». Так как большинство игрушечных фирм-производителей не считает нужным держать в своем штате психолога или педагога, письменные сопровождения пишутся «с опорой на образцы» уже имеющихся аннотаций и подправлены «личным опытом» составителя сопроводительной записки.
В результате этикетка на пупсике советует приобретать его для детей в возрасте от восьми до двенадцати лет, хотя с первого взгляда понятно: преподнести двенадцатилетней девочке такой подарок можно только с намерением ее обидеть.
Кукла должна «расти» вместе с ребенком. Маленькие девочки кукол пеленают, баюкают, укладывают спать. Девочки начальной школы уже сориентированы на подростковые проблемы. Поэтому и кукла, им адресованная, должна быть более взрослой, с длинными ногами, с другим гардеробом — способная «включаться» в более сложные сюжеты.
С адресностью развивающих игрушек тоже бывают проблемы. На конструкторах достаточно высокой сложности пишут: «Рекомендовано для детей от 3 до 5 лет». Как шутил один юморист, в аннотации сказано «от двух до пяти лет», а родителю потребовалось всего три дня, чтобы собрать указанную модель.

Правда, взрослые при покупке игрушек ориентируются не только и не столько на этикетки. В результате анкетирования посетителей игрушечного магазина сотрудники центра выяснили: на покупку той или иной игрушки влияют реклама (в частности, телевизионная популярность образа, представленного куклой); желание ребенка, собственный вкус и нереализованные детские желания взрослого (равноположенные стимулы); ориентация на знакомых и их выбор. На последнем месте — советы психолога. Просто потому, что советов этих как таковых нет и прочитать их толком негде. Да и психологи, как правило, рассуждают об абстрактных игрушках, не очень заботясь о соотнесении своих рекомендаций с игрушечным рынком.

А игрушечный рынок сегодня все-таки достаточно разнообразный. И хорошие игрушки здесь тоже присутствуют.
Куколка, получившая высокий балл при экспертной оценке, удостоилась чести фигурировать на рекламном проспекте музея. Она умеет стоять, сидеть, тельце у нее мягкое, выражение лица оставляет возможности для фантазирования. Единственный недостаток — очень большие ступни.
«Победителем» же среди последних пополнений в коллекции стал деревянный бычок — трогательный и «самостоятельный», с таким мастерством и точностью описанный в хрестоматийном стишке Агнии Барто.
Баллы, которыми музей «наделяет» свои экспонаты, оказываются небезразличными для некоторых производителей игрушек. Или, лучше сказать, мастеров. Тех, кто вкладывает в игрушки не только финансовый расчет, но и некоторое количество души, и мысли о ребенке. Такие производители сегодня самостоятельно обращаются в музей с просьбой дать оценку готовому изделию или проекту.
Благодаря этому сегодняшний игрушечный мир, как и во времена Андерсена и Гофмана, по-прежнему чреват неожиданностями и тайнами. И по-прежнему волшебен — и для детей, и для взрослых.

Марина АРОМШТАМ

Аннотация Центра

В Центре игры и игрушки работают ведущие специалисты в области детской психологии и педагогики, доктора и кандидаты наук.
Центр игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического института проводит обучение психологов, педагогов и родителей по программе «Игра и игрушка».
Программа:
— познакомит вас с игровыми потребностями и возможностями детей всех возрастов — от младенчества до 15 лет;
— позволит использовать игры и игрушки для психологической диагностики и для преодоления проблем в отношениях с ребенком;
— даст возможность овладеть методикой психолого-педагогической экспертизы игрушек;
— поможет овладеть методикой организации всех видов детских игр и повысит вашу игровую компетентность.

Адрес: Москва, ул. Сретенка, д. 29,
Тел.: 923-11-35,
E-mail: toy_museum@mail.ru ,
Адрес сайта: www.psytoys.ru .

 

Рейтинг@Mail.ru