Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2005

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Интеллектуалы, не ешьте сладкого!

«Путь к успеху связан с высоким интеллектом!» — возвестил научному психологическому сообществу Альфред Бине в начале ХХ века. Ему же принадлежат первые тесты на измерение интеллекта детей (тесты на уровень IQ), которые должны были сыграть роль главного прогнозирующего средства развития ребенка. Однако бешеной первоначальной популярности тестов Бине несколько повредило несоответствие прогнозов действительному результату. Не все «сверхумные» дети достигали предсказанных вершин. Некоторые и вовсе ничего не достигали. А те, что не казались изначально очень умными, в расцвете сил совершали невиданные открытия и создавали художественные шедевры. «Видимо, ума недостаточно для свершений, — решили психологи. — В человеке есть еще нечто — плохо уловимое, но определяющее его возможности. Это креативность, или способность к творчеству».

Новая идея показалась очень интересной. Начались поиски соответствия между интеллектом и креативностью и исследования их «взаимоотношений». По мнению одних, творческие способности не зависели от интеллекта, по мнению других — полностью им определялись. Промежуточная, «мягкая» позиция была сформулирована Е.Торренсом: интеллект не полностью определяет способность к творчеству, но при интеллекте ниже определенного уровня творчество невозможно вообще.

Однако в психологии до сих пор существует тенденция противопоставления «интеллектуалов» и «креативов». Интеллектуалы, как правило, показывают высокий уровень обучаемости и академической успеваемости, легко справляются с трудными задачами в рамках отведенного времени и потому часто оказываются победителями различных олимпиад. Креативы могут плохо учиться и получать низкие оценки, т.к. личностные качества «творческого человека» прямо противоположны качествам «идеального отличника». Последний ориентирован на образцы и на требования преподавателей. Первый все желает делать по-своему и только тогда, когда желает, т.е. под влиянием внутренней мотивации. Он может показывать очень низкие результаты решения задач, если ограничен жесткими временными рамками и жесткими инструкциями. Но стоит освободить его от ограничений во времени и включить задания в игровой контекст, как степень его продуктивности резко возрастает, а решения поражают новизной и неординарностью.

Креативы представляют для общества величайшую ценность, т.к. именно они способны при помощи обнаруженной ими точки опоры «перевернуть мир». Но и они не всегда достигают успеха и не всегда могут развернуть свои возможности в полной мере.

В начале 90-х годов минувшего столетия американские психологи выдвинули новую идею. Знания, интеллект, креативность — все это важно. Но жизненная состоятельность обеспечивается совсем не этим, а так называемым уровнем «эмоционального интеллекта».

Успеха достигает лишь тот, кто умеет управлять своими эмоциями и работать головой в условиях стресса. Жизнь в постиндустриальном обществе основана на конкуренции. Человеку везде и всюду нужно держать экзамен: выпускной, вступительный, во время конкурсного приема на работу, в ситуации борьбы за грант… Конечно же, стресс вызывает в нашем организме биологические изменения. У части людей он блокирует отделы, ответственные за интеллектуальную и творческую работу. А выигрывает тот, кто в условиях стресса способен мобилизоваться и «сделаться умнее».

Согласно исследованиям, абстрактный интеллект мужчин достигает пика к 20—25 годам. Креативность, то есть творческость, — к 30—35 годам. (Психологи так и не нашли объяснений этому явлению. Зато биологи с ответом не затруднились.) Далее начинается спад интеллектуальных и креативных показателей. Но этот спад не совпадает с кривой успешности. А все потому, что после 30 лет усиленно развивается эмоциональный интеллект. Он и обеспечивает достижение успеха и карьерный рост своих обладателей.

Психологические эксперименты, проводимые с дошкольниками, обнаружили новые аргументы в пользу высказанной гипотезы.

Участвующие в эксперименте четырехлетки сидят за столиками. Экспериментатор вносит в комнату коробку с зефиром и спрашивает: «Кто любит зефир? Ты, мальчик, любишь зефир? А ты? Все любят зефир». Далее экспериментатор кладет перед каждым ребенком зефирину и говорит: «Я сейчас уйду и вернусь через некоторое время. Кто за время моего отсутствия не съест свой зефир, получит десять конфет». Затем он возвращается и фиксирует результаты: кто-то съел сладкое, кто-то удержался от соблазна. Через два года этих малышей, уже ставших первоклассниками, смотрят снова. Один в дошкольном детстве был «эрудитом», другой претендовал на звание креатива. А хорошим учеником стал тот, кто не съел зефирину.

Выходит, жизненная успешность определяется «зефирным эффектом» гораздо в большей степени, чем другими причинами.

Так что — не ешьте сладкого, интеллектуалы!

Подготовлено по материалам беседы с Александром САВЕНКОВЫМ
и с использованием работы В.Н. ДРУЖИНИНА
«Диагностика общих познавательных способностей»

 

Рейтинг@Mail.ru