Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2005

РАБОЧИЙ СТОЛ

Птичья столовая

Экологический проект для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Уважаемые коллеги! В № 7 «Дошкольного образования» за 2005 год мы знакомили вас с проектом «Наши друзья — подземные жители дождевые черви», разработанным педагогами детского сада № 100 г. Астрахани. Сегодня мы представляем еще один проект этого коллектива.

Цель: Познакомить детей с жизнью птиц, зимующих в Астраханской области; способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами; развивать представления о действенной заботе о животных.

Первый этап.  Целеполагание

В один из дней воспитательница приносит в группу письмо и сообщает, что она его нашла. Письмо упало ей прямо под ноги, когда она шла на работу. Кто же мог его написать? Письмо зачитывается:

Здравствуйте, дорогие ребята!
Пишут зимующие в вашем крае птицы.
Мы знаем, что вы, юные экологи, все знаете, все умеете, у вас доброе сердце. Очень просим разрешить наши сомнения:
— Куда нам лететь, когда наступят холода?
— Поможете ли вы нам, пичугам, пережить эту холодную зиму?

Так у ребят возникает интерес к зимующим птицам. Обсуждение письма подводит детей к цели: надо помочь птицам, зимующим в городе.

Второй этап.  Разработка проекта

Для осуществления поставленной цели создается команда спасателей «Друзья птиц», выбирается командир. Девиз спасателей — «Пусть зима будет доброй для пернатых друзей!». Дети придумывают себе эмблему. А затем продумывают план деятельности:

— Узнать как можно больше сведений о зимующих птицах у взрослых, друзей, из энциклопедий, справочников, художественной литературы, из копилки народной мудрости (пословицы, поговорки, приметы, загадки, сказки).

— Изготовить кормушки и развесить их на участке детского сада, возле домов, где живут дети. Для этого нужно выяснить, какие кормушки нужны для зимующих птиц, как изготовить, какие материалы для этого нужны. Затем с помощью плана участка детского сада продумать размещение кормушек. Для того чтобы они были развешены не только в детском саду, провести ярмарку птичьих кормушек.

— Подобрать корм, любимый зимующими птицами. Собрать его как можно больше. Для этого организуется акция «Хлебные крошки».

Для выполнения плана проводятся следующие мероприятия:

Из художественной литературы, энциклопедий, справочников, из общения с родителями и другими взрослыми дети выясняют, какие птицы зимуют в городе, узнают об их повадках, о предпочтениях в еде и в образе жизни.

Полученные сведения обсуждаются. Так как материала очень много, для памяти составляются альбомы, которые дети иллюстрируют своими рисунками. Затем отдельно изучается литература о кормушках, используемых для кормления разных видов птиц, составляется альбом с образцами изготовления кормушек. Подбираются материал и инструменты для изготовления кормушек.

Кормушки могут изготавливаться в детском саду или дома — с помощью пап. Проводится большой праздник — «Ярмарка птичьих кормушек». Главная задача ярмарки — сделать так, чтобы как можно больше людей имели кормушки и могли развесить их для зимующих птиц возле своего дома, на окнах.

После ярмарки дети приступают к решению следующего этапа — составляют «рецептурную книгу» кормов для птиц, собирают коллекцию птичьего корма и заготавливают корма.

Важным этапом является акция «Хлебные крошки». Дети берут за правило, что хлебные крошки, которые остаются на столе, в хлебнице, на доске, где нарезается хлеб, нужно не выбрасывать, а подсушивать на листке бумаги и складывать в «хлебную копилку». Каждый из детей придумывает своей копилке интересное название. Собранные крошки идут на подкормку птицам. Эта акция не имеет конца: пусть в каждом доме будет хлебная копилка.

В назначенный день кормушки торжественно вывешиваются на улице. Дети наполняют их кормом.

После вывешивания кормушек важно не забывать подкармливать птиц. Заодно за птицами у кормушек можно наблюдать. Свои впечатления и наблюдения дети зарисовывают.

Итоговый сюжет — составление ответа на письмо зимующим в Астраханском крае птицам.

 Третий этап.  Подведение итогов проекта

На этом этапе, весной, проводится праздник птиц — своеобразный отчет детей перед взрослыми и младшими о том, что они сделали для того, чтобы птицы пережили зиму, что получилось, какие возникли проблемы, что они хотели бы осуществить в дальнейшем. Взрослые вручают детям диплом помощников птиц.

Рейтинг@Mail.ru