Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №12/2005

ЛАБОРАТОРИЯ

Не запрещать, а объяснять

Нетрадиционные пути экологического воспитания дошкольников

Слово «Экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному.

Я провела небольшой эксперимент с детьми. Спросила их: «Как правильно вести себя в лесу?». В ответ услышала множество «нельзя».

«Нельзя ломать ветки», — сказал один.
«Нельзя рвать цветы», — предложил второй.
«Нельзя разводить костры», — вспомнил третий...

Я прислушалась к себе: после названных детьми запретов возросло ли у меня желание прогуляться с ними по лесу? А у самих ребят? Или, может быть, лучше вообще в лес не ходить, чтобы не причинять природе вреда?

Что нельзя делать в природе? От каких действий мы обычно предупреждаем ребят? От тех, что обычно делают они? Или, может быть, от тех, что обычно делаем мы, взрослые?

Почему же мы, взрослые, думаем о детях столь плохо, почему же считаем их столь жестокими, что в разряд наиболее распространенных «ошибок в поведении» (!) включаем «не убивай, не разоряй, не ломай, не рви?...». Не ранят ли детскую душу подобные запреты?

Я задумалась: отзовется ли детская душа нам, взрослым, так плохо думающим о ребенке?

Ведь детям так хочется быть «хорошими», знать, что взрослые им доверяют, слышать похвалу.

В другой группе я провела с детьми игру «Говорящий стул». Вопрос был такой: «За что лес может рассердиться на тебя, а за что поблагодарить?». Вот результат: только два человека дали ответ позитивного характера. Например: «Лес рассердится, если я не уберу мусор», «Лес рассердится, если я не покормлю птиц», остальные отвечали так: «Лес рассердится, если я буду ломать, рвать, сорить и т.п.» (при этом негативный перечень во много раз превосходит перечень добрых дел). Из этого следует, что подавляющее большинство детей усвоили негативные примеры и в лучшем случае заняли пассивную позицию «так не поступать». Подобная позиция соответствует низкому уровню экологической культуры.

Очень беден позитивом опыт взаимодействия ребят с окружающей средой. В поле их зрения постоянно находятся мусорные свалки, загрязненные водоемы и т.д. Экологическое бескультурье становится «нормой».

Нужно учить детей правильно вести себя и в природе, и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей.

Но как это сделать?

Когда речь идет о технологии воспитания дошкольников, то конечно же мы обращаемся к игре.

Во-первых, я отказалась от «запрещающих» экологических знаков, заменив их на «объясняющие знаки».

Во-вторых, я стала тщательно планировать, как и во что играть, чтобы развивать у детей экологическую культуру.

Очень нравится детям игра-эстафета «Спасатели». Ребята, преодолевая препятствие, спасают игрушечных зверей от «огня», «наводнения» и прочих «бедствий».

Соревнуются, чья команда быстрее расставит знаки на экологической тропе.

В игре «Ложный знак» знаки уже расставлены на тропе, часть из них ложные, дети объясняют ошибочность снятых ими знаков...

Игра в воспитательном процессе — это сама жизнь, образная модель жизненных ситуаций. Играя, ребенок выполняет вполне конкретную природоохранную работу; играя, он усваивает правила поведения в окружающей среде; играя, он становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду. Игра насыщена образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти, а завоеванные «звания» или присвоенные роли влияют на самосознание ребенка и помогают ответить на вопрос: «Какой Я?».

Светлана КОПЫЛОВА,
воспитатель детского сада № 28 «Аленький цветочек»,
г. Минусинск

«Загрязненный водоем»

«Загрязненный водоем»

Предупреждение для любителей купания, рыбной ловли или неосторожных туристов, готовых взять воду для питья из открытого водоема

«Костровище»

«Костровище»

Знак указывает туристам на специально оборудованное костровище, где можно развести костер, не нанося вреда лесу и избегая угрозы пожара

«Птичья столовая»

«Птичья столовая»

Знак призывает: «Не проходите мимо! Покормите птиц!»

«Лесная аптека»

«Лесная аптека»

Знак подсказывает: в этом районе леса (парка) находятся лекарственные растения, которые можно собирать для лечения

«Место для уборки мусора»

«Место для уборки мусора»

«Молодняк»

«Молодняк»

Знак обращает внимание на новые посадки деревьев, кустарников, предупреждает о необходимости обойти данный участок либо пройти аккуратно, чтобы не причинить вреда молодняку

 

Рейтинг@Mail.ru