Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2005

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ АССОРТИ

Инвалидности можно избежать

По оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют 10% населения земного шара. В России численность инвалидов постоянно растет. По предварительным оценкам, к 2010 году количество людей с инвалидностью увеличится на 1 000 000. Одна из тяжелейших причин — увеличение количества детей-инвалидов и их доли в инвалидизации страны.
Согласно статистике, из 100% российских новорожденных 75—80% выписываются из роддома с медицинской картой, помеченной грифом «Группа риска». Как правило, это дети, получившие родовую травму и имеющие неврологические нарушения.
Детская поликлиника не в состоянии полноценно контролировать развитие таких детей. А родители, в особенности молодые, как показывают исследования, имеют весьма приблизительные представления о развитии ребенка в первый год жизни. Наиболее частыми трудностями младенческого периода молодые родители считают отклонения в весе, росте, проблемы вскармливания, диатез, нарушение стула и прорезывание зубов. Нервно-психическое развитие ребенка их, как правило, не беспокоит. Они не проявляют настороженности к симптомам нервно-психических заболеваний, не видят первых симптомов развития заболевания нервной системы, не обращаются с жалобами к участковому педиатру и не просят направить их к специалисту.
Между тем 10% детей, относящихся к группе риска, к году получают инвалидность. Если же детям, находящимся под угрозой получения инвалидности, своевременно оказывается медико-психолого-педагогическая помощь, развитие инвалидности можно предотвратить в 80% случаев.
Одна из превентивных мер по преодолению инвалидизации детского населения — просвещение родителей, ожидающих детей.
Показателен пример одной мамы, побывавшей на лекции по развитию младенцев. Узнав от лектора, что младенец, достигший двух месяцев, слышит, видит и практически готов к воспитанию и «обучению», она расплакалась от избытка чувств. Эта мама не представляла себе, что ее двухмесячный малыш — уже настолько «сознательное» существо.

По материалам сборника
«Повышение роли государственных структур,
семьи и общественности в ранней профилактике детской инвалидности»
под редакцией Нины БУХАНОВОЙ,
г. Нижнекамск

Детей с болезнью Дауна можно успешно социализировать

Одна из лекций известного немецкого психотерапевта Кристель Манцке, в мае 2005 года посетившей Москву, была посвящена детям с диагнозом «тризомия-21». Так сегодня в цивилизованных странах называют болезнь Дауна. Исследования Кристель Манцке показывают, что вред от отсутствия психолого-педагогической помощи на первом году жизни, который наносится детям с подобным диагнозом, во много раз превосходит вред, нанесенный им природой. При обучении с рождения по специальным программам, направленным на развитие восприятия, мышечной системы, моторики, пациенты гамбургского профессора достигают такого уровня, что могут учиться в обычной школе и успешно контактировать с другими детьми.

По материалам беседы с
Яковом ОБУХОВЫМ, вице-президентом
Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги

Ищем ясельную группу

Детские сады сегодня переживают новый бум наполняемости.
Резко вырос спрос на «ясельные» группы. Современные родители стараются отдать своего малыша в детский сад как можно раньше — в возрасте 1,5—2 лет. Но 90% детей, поступающих в группы раннего возраста, как правило, имеют в анамнезе ту или иную патологию или относятся к группе риска по развитию. При этом родители не испытывают волнений по этому поводу и не задумываются над несоответствием поведения детей, их умений и навыков средним возрастным нормативам. Они не хотят смотреть в глаза реальности, не хотят принимать своих детей такими, какие они есть. Они рассуждают так: «Вот пойдет ребенок в детский сад, его там всему научат».
Детский сад для ребенка редко выбирается с учетом индивидуальных особенностей малыша и его подготовленности к жизни в коллективе. Главный критерий выбора — близость к дому и наличие свободного места в учреждении, а не создание условий для коррекции отклонения.
Необходимо изменить порядок оформления малышей в детские сады.
Обязательным условием поступления ребенка в детский сад должно стать посещение родителями цикла лекций по воспитанию детей раннего возраста и по подготовке их к посещению дошкольного учреждения (3—4 лекции).
Если анамнез развития ребенка настораживает администрацию дошкольного сада, медицинского работника или психолога, требуется вмешательство специалистов для оценки возможности ребенка посещать данный детский сад. Лучше всего, если в городе или поселке создан психолого-медико-педагогический консилиум при управлении дошкольными образовательными учреждениями, который может вынести грамотное решение по этому вопросу.

От редакции:

Обращение к консилиуму возможно только в том случае, если в населенном пункте существует альтернативное образовательное учреждение, способное обеспечить малышу наиболее эффективное развитие и оказать помощь в преодолении имеющихся проблем.
Принимая решение, консилиум должен исходить из потребностей ребенка и из необходимости ранней коррекции отклонений, а не из нежелания престижного детского сада «связывать» себя различными видами патологий по принципу: «Он нам не подходит!».
Ребенок не может не подходить детскому саду. Детский сад может не подходить ребенку.

По материалам сборника
«Повышение роли государственных структур,
семьи и общественности в ранней профилактике детской инвалидности»
под редакцией Нины БУХАНОВОЙ,
г. Нижнекамск

Видеомониторинг — средство психотерапии

В психолого-медико-педагогическом центре г. Боровичи Новгородской области при работе с «особыми» детьми в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, в частности, при работе с малышами, имеющими диагноз «ДЦП», широко используют такой метод мониторинга, как видеосъемка.
Ребенка снимают при посещении первого консультативного занятия: что он умел, как справлялся с заданиями, как реагировал на окружающих. Затем ребенок начинает посещать занятия в центре — индивидуальные или групповые. И на занятиях через определенные промежутки времени его снова снимают. Эти видеозаписи показывают родителям, комментируют действия специалиста и ребенка, объясняют особенности поведения малыша, вычленяют проблемы, которые предстоит решать в ближайшее время.
Но, кроме обучающего характера, считают специалисты центра, видеомониторинг имеет для родителей поддерживающее, психотерапевтическое значение. Родители, как правило, центрированы исключительно на том, что их малыш не такой, как другие дети, на его дефектах. Постоянно находясь вместе с ребенком, они не в состоянии заметить позитивные сдвиги в его развитии. Просматривая вместе с педагогом или психологом видеозапись, мама или бабушка могут воочию видеть, насколько продвинулся их малыш, чему он научился в последнее время. Успехи сына или дочери являются для родителей важнейшим стимулом и дальше работать над коррекцией дефекта и помогать малышу социализироваться.

Если ребенок живет далеко от центров помощи

Дети с различными отклонениями в развитии, проживающие в маленьких поселках или отдаленных деревнях, не имеют возможности регулярно посещать консультации и занятия специалистов. Чтобы такие дети не оставались без помощи, Всемирной организацией здравоохранения в рамках программы «Обучение детей в обществе» разработаны специальные пакеты срекомендациями для родителей и людей, курирующих обучение, проблемных детей в данном населенном пункте.
Родители, согласно концепции программы, должны выступать в качестве «тренера» собственного ребенка, а социальный педагог или другой ответственный — в качестве координатора его действий.
Пакет включает набор методических пособий. Туда входят методическое руководство для координатора, методическое руководство для тренера, программа занятий с ребенком, сборник конкретных упражнений и игр. Все обложки пакета разноцветные, цвет ориентирует потребителя на определенное содержание. Сибиапакеты разработаны с учетом распространенных нарушений в развитии. Есть, например, пакет для слепых и слабовидящих детей, пакет для глухих и слабослышащих.
В 2002 году пакеты переведены на русский язык и адаптированы для использования в российских условиях в Санкт-Петербургском институте раннего вмешательства.
Форму методических пакетов при работе с родителями и детьми, живущими в отдаленных районах, уже три года с успехом используют в Психолого-медико-педагогическом центре г. Боровичи.
По мнению специалистов центра, работа родителей по сибиапакетам должна быть поддержана домашним визитированием специалистов, выезжающих в отдаленные районы по приглашению сельских администраций, сельских акушерских пунктов и образовательных учреждений.

  

Рейтинг@Mail.ru