Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №16/2005

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Все на выход!

Еще раз о детской безопасности

Мы хотели бы защитить своих детей. После трагедии в Беслане это уже не риторика. И теперь мы везде и всюду — на митингах, в эфире, на собраниях директоров — повторяем, повторяем, повторяем: «Мы хотели бы защитить своих детей!» Мы выстраиваем планы усиления мер безопасности в школах и детских садах. В них входят именные бирки и памятки о том, как вести себя с террористами.

Но бирки (или «паспорта») лучше всего выполняют свою роль при опознании тел. А с террористами, как показывает ужасный опыт последних переговоров, не умеют себя вести даже взрослые. Чему же могут научиться дети — да еще и из памяток? Если мы действительно хотим сделать для них что-то реальное, надо самим учиться. И не теории — поведению.

* * *

Я веду урок. В самый неподходящий момент в дверь просовываются взлохмаченные кудряшки школьного завхоза. Лицо возбужденное, глаза большие.
— Срочная эвакуация! Через пятнадцать минут всем покинуть школу!
— Какая эвакуация?
— Позвонили… Бомба… Выводите детей!

Телефонный терроризм сидит в печенках. И я не очень верю в бомбу. Но каждый раз звонок удачно попадает в ряд событий. Этот вот — после взрыва жилых домов в Москве…

— На счет «десять» собираем вещи в портфель. На счет «пять» строимся парами. Никто никуда не бежит. В раздевалке не задерживаемся. Берем вещи — и сразу на выход.

Мы много ездим и даже куда-то ходим — в походики по силам восьмилеток. Поэтому мои «вольные» дети проявляют вполне адекватную ситуации дисциплинированность и собранность. Но в коридоре выясняется: все напрасно.

В пространстве первого этажа бушует и гомонит море детских голов. Кто-то из маленьких плачет. Кто-то из больших смеется: дураки! Радуйтесь! Уроки отменили!

В раздевалке форменная свалка. Куртки и мешки вперемежку с ботинками. Аккуратные девочки шнуруют ботиночки. Мелкие первоклашки не могут дотянуться до крючков. Учителя кричат и подгоняют кого-то персонально и всех вместе. Но подгонять совершенно незачем. Восемьсот человек «началки» пытаются протиснуться на выход через половинку двери парадного входа. То есть в цепочку по одному. Вторую половинку охранник сумеет открыть только через десять минут. Она заела. Кроме того, для этого требуется приостановить напирающий поток толкающихся детей.

— Где ключ от запасного выхода?

Ключ от запасного выхода находится еще через пятнадцать минут. Выходим через него мы и еще один класс — четвертый. Те спустились позже всех, потому что успели еще домашнее задание в дневник записать… Их учительница, как и я, тоже не очень верила в бомбу. И ей не хотелось, чтобы дети толкались на выходе…

Это — «декоративные» сценки из жизни. Но все время всплывает вопрос: «А если бы на самом деле?» Если бы бомба была не выдумана злобным пятиклассником в день контрольной работы, а настоящая? С часовым механизмом, отсчитывающим время?

За последние пять лет моей работы в школе мы эвакуировались четыре раза. И каждый раз эвакуация напоминала репетицию смертельного исхода. Оставим в стороне ситуацию с захватом школы. Это невозможно обсуждать. Но вот пожар или возможность взрыва. События, требующие оперативных действий от взрослых и детей.

В каждой школе, в каждом детском саду есть запасные выходы. И их обязательно предъявляют принимающим школу пожарным: пожалуйста, работает! А в нашей знаменитой школе, в типовом «самолетике», входных дверей было аж пять («через двор», «через спортзал», «через кухню»)!

Но ключи от них представляли собой недостижимое сокровище и хранились у вездесущего и потому отсутствующего «здесь и теперь» завхоза и еще у одного школьного персонажа — столяро-слесаре-плотника, не всегда способного принимать вертикальное положение.

Ни один учитель по собственной инициативе запасную дверь не смог бы открыть. Не говоря уж о ребенке. Ни один учитель не посмел бы провести детей на улицу через кухню без разрешения. Пищеблок священен!

Представители образования Москвы собирались учиться организации детской безопасности в Израиле. Это, конечно, не поездка на пикник, и там есть, на что посмотреть.

Но надо ли далеко ехать, чтобы понять: система оповещения о заложенной в школе бомбе, или о возникшем пожаре, или просто о том, что надо бежать из школы через все возможные щели и отверстия, никуда не годится, если она реализуется через техничку, страдающую ревматизмом? Пусть это даже будет не одна техничка, а две. И пусть они будут молоды и здоровы, с разрядом по бегу на короткие дистанции. Но ведь нужно оповестить три, четыре, пять этажей школы. Нужно заглянуть в каждый класс и дать объяснения учителю, всплывающему навстречу реальности из глубин своего урока! Сколько времени на это уйдет?

А чего стоят решетки на окнах! Слегка поднакопившие видеотехники школы в середине девяностых стали защищаться от воровства, и окна всех аудиторий первого этажа сегодня, как правило, частью забиты (чтобы не открывались) и полностью зарешечены: чтобы никто не влез! Так ведь и вылезти невозможно! Это вам не последние модели с раздвигающимися «ставнями» и интеллигентными замочками изнутри. Самые обычные, сплошные решетки, которые ставили за счет спонсорских пожертвований, экономя средства. Так что в случае необходимости учителям пришлось бы выкидывать детей из окон второго этажа. И стекла, между прочим, не пластиковые, как в Беслане, а самые обычные: уж порежет, так порежет!

Внутренняя сигнализация, и способность каждого работающего в образовательном учреждении взрослого организовать эвакуацию детей через запасные выходы, и современная, а не средневековая защита окон первых этажей, и правильное устройство школьных гардеробов с учетом роста первоклашек — задачи не запредельные и вполне решаемые силами каждой школы.

Но есть проблемы, требующие подключения «внешних» сил. Вот восемьсот школьников 1—4-х классов вывели на улицу. Что дальше? Многие из них должны были находиться в школе до шести часов вечера. А сейчас только 11 утра. Куда деваться? Даже старших детей не всегда возможно распустить по домам. В Москве, например, путь многих детей до школы занимает около часа, предполагает пересадки. А с родителями как связываться?

Пережив две эвакуации, учителя нашей школы приспособились перед выходом забежать в кабинет директора и сделать звонок активной маме из родительского комитета. В нарушение указаний срочно покинуть школу. Теперь, при наличии сотовых телефонов, эту задачу решить легче. Но где-то, в какой-то конторе (на почте, в магазине, в салоне сотовой связи) — в той, что недалеко от школы, — можно же хранить список родительских телефонов — домашних и рабочих номеров? И инструкции на тему «Куда деваться педагогам с детьми?» должны же быть разработаны на этот случай?

Единственным достижением культуры безопасности в современной школе является охранник у дверей. Но его «охранные» функции весьма сомнительны. Возможно, он представляет собой препятствие для мелких воришек «извне». Но что он может сделать против вооруженных людей?

Был же случай в московской школе, когда офицер одной военной части в сопровождении нескольких своих «гвардейцев» ворвался в здание для выяснения отношений с директором по поводу поставленной дочке двойки. И кто тогда сумел его остановить?

Школьный охранник должен препятствовать проникновению посторонних в здание. Это так. Но на практике его грозные полномочия распространяются в основном на родителей, склонных опекать своих детей. Родители для школы и есть главные посторонние. Поэтому на каждой второй школе весит вывеска: «Родителям вход запрещен!». И вот семидесятилетние бабушки первоклассников ожидают конца уроков стоя, на школьном дворе, закаляются на ветру и под дождиком. (Хотя они, эти бабушки и няни, с точки зрения родителей, представляют собой немаловажный элемент безопасности ребенка.) А чтобы попасть внутрь школы на беседу с учителем, маме или папе приходится самым настоящим образом «воевать» с охранником. Может, эту проблему можно решить по-человечески? Бабушкам, к примеру, лавочки поставить. Пусть во дворе, но под навесом. А родителям пропуска завести, чтобы они все-таки чувствовали себя вправе как-то участвовать в школьной жизни ребенка?

Что касается посторонних, то останавливать их надо не у дверей школы, а у ворот школьного двора, огороженного настоящим высоким забором. Чтобы у охранника было время нажать эти самые кнопки безопасности и подать сигнал внутренней тревоги. Забор же вокруг школьной территории (с запасными выходами!) пригодился бы не только на случай появления террористов, но и сильно бы скрасил обыденную школьную или детско-садовскую жизнь, предохраняя футбольное поле и песочницы от какающих собачек, а детские беседки — от неправильно развлекающихся по вечерам подростков.

Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru