Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №19/2005

РАБОЧИЙ СТОЛ

Обзорная экскурсия по музею Космонавтики

ХОД ЭКСКУРСИИ

Мы с вами находимся в Музее космонавтики. Кто знает, как называется необъятный мир, который находится за пределами Земли? Космос называют и другим словом — «Вселенная». Космосу, или Вселенной, нет конца и предела. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд, планет, комет и других небесных тел. В Космосе носятся тучи космической пыли и газа.
В этой межзвездной пустыне царит космический холод и мрак. В Космосе нет воздуха.

Карта «Солнечная система».

В этой бесконечной и вечной Вселенной Солнце — обычная звезда, самая близкая к Земле. Она — центр Солнечной системы. Послушайте сказку Космоса.
Живет во Вселенной дружная семейка — Солнечная система. Маму зовут Солнцем, а ее детей — планетами. Как цыплята вокруг курицы, кружатся планеты вокруг Солнца, и всех оно любит, согревает. Самого быстрого сыночка зовут Меркурий, самую красивую дочку — Венерой, а самую добрую — Землей. Самый драчливый сын носит имя Марс. Самого большого и толстого зовут Юпитер. Уран и Нептун отличаются силой и спокойным характером. Сатурн считается весельчаком, и только маленький Нептун всегда плаксивый и мрачный. У планет есть друзья — спутники. Например, у Земли подружку зовут Луной. Никогда не разлучаются они, так и вертится Луна в желтом сарафанчике вокруг Земли, заглядывает ей в глаза. Нельзя в Космосе без дружбы!

Экскурсовод подводит детей к макету «Модель Солнечной системы».
А теперь проверим, внимательно ли вы меня слушали. Огненный конец нашей пирамиды — это Солнце. Вокруг него по своим дорожкам — орбитам вращаются планеты.
Как называется самая близкая от Солнца планета? (Меркурий.)
Самая красивая планета? (Венера.)
Дальше наша планета. Как она называется? (Земля.)
Следующую планету мы видим ночью красным шаром. Поэтому считаем ее воинственной. Это — ... (Марс.)
Как называется самая большая планета? (Юпитер.)
Следующие две планеты... (Уран и Нептун.)
Планета, окруженная кольцом спутников, — это... (Сатурн.)
Как называется самая дальняя планета? (Плутон.)

Экскурсовод обращает внимание детей на модель Земли.
Скажите, в каком городе мы живем?
В какой стране? Наша страна — одна из множества других стран на нашей планете. Как называется наша планета? Кто знает, какую форму имеет наша планета? (Шар.) Это мы теперь знаем, что наша Земля имеет форму шара. А в древности люди думали, что Земля плоская и вокруг нее вращается Солнце. Некоторые даже пытались добраться до края Земли. Кто-то доходил до моря и думал, что дальше ничего нет. А отважный моряк-путешественник Магеллан решил на корабле объехать всю Землю. Три года плыли корабли вперед и вперед, не меняя направления и сверяя свой путь со звездами. Но приплыли не к краю Земли, а в свой порт, только с другой стороны. Тут-то люди поняли, что Земля похожа на шар и ее можно объехать кругом. Из Космоса наша планета выглядит светящимся шаром прекрасного голубого цвета. Как вы думаете: почему голубой? (Ответы детей, их предположения.)

Экскурсовод обращает внимание детей на модель спутника.
Издавна люди смотрели на небо и мечтали побывать в далеком Космосе. И вот они придумали и построили летательный аппарат, который смог облететь вокруг Земли. Такой аппарат называется искусственным спутником Земли. Первый спутник был запущен в Космос нашими учеными. Он был величиной с большой надувной мяч и пробыл на орбите двадцать один день. А современные спутники достигают размеров двухэтажного дома и могут работать на орбите десять лет. Вокруг Земли сейчас летает очень много спутников. Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры, спутники помогают капитанам вести корабли по водам океана. Кружась вокруг Земли, спутники наблюдают за нашей планетой. Свои наблюдения спутник передает на Землю, и по ним метеорологи составляют прогноз погоды. Помогают спутники и в изучении Солнца, звезд и других планет.

Экскурсионная группа разглядывает модель ракеты.
Но люди хотели сами отправиться в Космос, и они построили ракету. Как летает ракета?
(Опыт.) Возьмем воздушный шарик, надуем его и отпустим, не завязывая. Шарик быстро и беспорядочно заметается по комнате, и из него со свистом вырвется струя воздуха.
Почему шарик летит, когда из него выходит воздух? Потому что его толкает сила воздуха, которым наполнен надутый шарик.
Ракета летит в Космос по той же причине. Ее толкает вверх струя газа, которая с грохотом вырывается из хвоста ракеты.
Откуда газ появляется в ракете? Он образуется от сгорания жидкого топлива, которым заполнена ракета. Топливо сгорает и превращается в мощную струю газа. Она и мчит ракету вперед.

Все рассматривают изображение космонавта.
Кто отправляется в далекий Космос? Космонавты. Космонавт — это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в Космосе. Первым космонавтом Земли был Юрий Алексеевич Гагарин. Он вернулся на Землю живым и здоровым, и ученые решили, что человек может жить и работать в Космосе. Сейчас космонавты по многу месяцев, а некоторые больше года проводят на космических научных станциях. Космонавты — мужественные люди. Они живут и работают в необычных условиях — в невесомости, в безмолвном и опасном Космосе.

Группа останавливается у модели орбитальной станции.
Особый вид искусственных спутников — орбитальные станции. Они тоже вращаются вокруг Земли, однако на них есть экипаж, жилые отсеки и научные лаборатории. Они летают и работают на околоземной орбите не один год. Один экипаж космонавтов сменяется другим. Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Космонавты наблюдают за звездами, планетами и Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много научных опытов.

Экскурсовод демонстрирует детям экспонаты, изображающие тюбики с питанием и одежду космонавтов.
Жизнь в Космосе отличается от жизни на Земле. Но космонавты и в Космосе должны питаться. Космическая пища должна быть вкусной и питательной. Блюда могут долго оставаться свежими благодаря особому приготовлению и хранению в консервных банках, упаковке из фольги или пластика. Одни продукты, например, печенье хранят так же, как на Земле. Другие сначала высушивают — чтобы они не испортились, а перед тем, как есть, смачивают водой.

Космонавты во время полета много работают. Им приходится выполнять работу и в открытом Космосе. Для этого они надевают специальный костюм и специальный головной убор. Одежда космонавтов снабжена специальными приспособлениями и приборами. Вот одно из таких приспособлений — баллоны с кислородом.
Люди обязательно должны дышать. В Космосе нет воздуха. Воздух, которым можно дышать, находится в кислородных баллонах, которые надеваются на спину, как рюкзаки. Это очень важная часть снаряжения. Ведь космонавт может находиться в открытом Космосе столько времени, насколько хватит запаса кислорода в баллонах.

Когда космонавтам пора возвращаться на Землю, они садятся в специальный спускаемый аппарат, который отделяется от станции и летит к Земле. При приближении к Земле открываются парашюты, и аппарат мягко опускается на воду или на сушу.

Вот и подошла к концу наша экскурсия по музею. Надеюсь, что вы узнали много нового и интересного. Кто запомнил что-то интересное? В истории космонавтики еще много белых страниц. И, может, кому-то из вас предстоит их заполнить.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Yota». На сайте компании, расположенном по адресу http://www.yota-system.ru/uslugi/podkluchenie-4g/, Вы можете в считанные минуты заказать и подключить интернет. Йота предлагает высокоскоростной интернет последнего поколения (3G/4G), безроуминговое пространство и постоянно расширяющуюся зону покрытия сигнала.

Подготовлено с использованием литературы:

1. Левитан Е. «Малышам о звездах и планетах», М., 1986.

2. Попова Т.И. «Мир вокруг нас». М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 1998.

3. Скоролупова О.А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение Космоса». «Скрипторий-2000», 2003.

Рейтинг@Mail.ru