Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2005

ЛАБОРАТОРИЯ

В престижных детских садах, имеющих, кроме государственного минимального финансирования, дополнительные средства дохода, пытаются рассказывать детям об основах экономики. Не везде, конечно. Но количество учреждений, практикующих работу по программам «Экономика для малышей», позволяет говорить о некоторой закономерности. Почему? Возможно, взрослые пытаются научить детей тому, что должно в будущем привести их к успеху. Но, может быть, преподавая детям основы экономики, они объясняют что-то самим себе. Ведь не случайно говорят: лучший способ научиться самому — научить другого.

Что такое «экономика»?

Проект для детей старшего дошкольного возраста

Длительность проекта — 2 недели.

Новые слова и понятия: экономика, обмен, деньги, банк, зарплата, монетный двор, кредит, потребности, экономические отношения, договор, управляющий банка, программист, менеджер, бухгалтер-кассир, инкассатор, охранник, продавец-консультант, директор магазина, продуктовый магазин, отдел канцелярских принадлежностей, скидка, продажа оптом, типография, набор услуг, профессия.

Формы работы: утренний круг, беседа, рассказывание историй и сказок, сюжетноролевая игра, игра-драматизация, интервью, экскурсия, интерактивная экскурсия.

Первый этап

Выбор темы

Наблюдая за играми детей в группах, воспитатели видели, что дети привносят в игры свой жизненный опыт общественных, социальных, экономических отношений. У всех детей этот опыт разный, у кого-то более богатый, у кого-то более скудный. Возникла идея: предложить детям исследовать тему «экономика». Мы понимали, что если сами предлагаем ребятам эту сложную тему, то наша задача — заинтересовать детей. И мы придумали следующий ход.

На утреннем круге после игры-приветствия воспитатель сказала:

Ребята! Сегодня я видела сон. Как будто бы я оказалась одна на острове. Тепло, солнце, белый песок, прозрачная голубая вода, пальмы. Сначала я очень обрадовалась. Купалась, загорала. Так прошел день, два, три. А потом моя радость стала почему-то уменьшаться. Как вам кажется — почему?

Ответы детей: скучно стало, людей нет.

Воспитатель: Для чего нам всем нужны другие люди?

Ответы детей (второй воспитатель записывает ответы детей маркером на большом листе ватмана):

  • чтобы было нескучно;

  • помогать друг другу;

  • дружить, общаться;

  • интересно работать;

  • продавать в магазине продукты, одежду;

  • зарабатывать деньги;

  • показать другим то, что у меня получается, гордиться;

  • научиться чему-нибудь.

Воспитатель: Да, действительно, ребята, человеку для того чтобы жить нужны продукты, одежда, общение с другими людьми, работа.

Воспитатель показывает ребятам лист с их ответами и комментирует их:

Все, что вы перечислили в своих ответах, верно, и все это можно назвать одним словом — «потребности» человека (можно показать детям заранее заготовленную табличку потребностей). И вот еще о чем я подумала: летом мне нужна легкая одежда, зимой — теплая; вы растете: из одной одежды вы вырастаете, и вам необходима другая, большего размера. И есть такие люди, которые умеют шить одежду. Какие еще профессии вы знаете? (Воспитатель выслушивает ответы детей, помогая им правильно называть профессии, второй воспитатель записывает названия профессий рядом с теми потребностями, на удовлетворение которых они направлены.)

Ответы детей: продавцы продают в магазине конфеты, молоко, йогурт; яблони выращивают, в детском саду с детьми занимаются и др.

(В старшей группе, учитывая маленький возраст детей, мы предложили им пойти в игровую комнату и переодеться в костюмы, соответствующие разным профессиям. Затем дети рассказывали о той профессии, которую выбрали. Мы продолжили разговор с ребятами этой группы на следующий день.)

Воспитатели обобщают ответы детей, показывают их связь с потребностями человека, а затем ведут беседу дальше:

Есть много разных профессий, кто-то из вас знал все их названия, кто-то узнал только сегодня. А я хочу познакомить вас с еще одним новым и красивым словом. Закройте, пожалуйста, глаза.

Дети закрывают глаза, воспитатель произносит таинственным голосом слово «экономика».

Воспитатель: Правда ведь, красивое слово?

Дети соглашаются.

Воспитатель: А знаете ли вы, что оно обозначает?

Дети не знают.

Воспитатель: А хотели бы узнать? Давайте попробуем вместе его исследовать. Представим себе человека, умеющего выращивать яблони. Чтобы ему одному хватило яблок, сколько ему нужно вырастить яблонь?

Дети: Одну.

Воспитатель: А чтобы свою семью прокормить?

Дети: Целый сад.

Воспитатель: Значит, для семьи нужно вырастить яблонь больше, чем для одного человека. И садовнику или фермеру нужно уметь рассчитывать, сколько именно яблонь необходимо вырастить. И так в каждой профессии: производя (делая) что-то, человек измеряет, рассчитывает, подсчитывает, составляет экономический расчет, экономит. Вот, как вы думаете, столяр рассчитывает что-нибудь? (Хорошо, если дети скажут, что при правильном расчете столяр может сделать большее количество, например, табуреток из одной доски.)

А еще я подумала: один человек вырастил большой урожай яблок. Но ведь ему не только яблоки нужны, но и другие продукты, вещи, одежда. А другой человек умеет шить одежду, но не умеет выращивать яблоки. Как сделать так, чтобы у них было и то и другое? (Дети предлагают им поменяться яблоками и одеждой.) Да, вы нашли верный способ. И уже давным-давно люди стали договариваться об обменах. Так зародилась торговля. Сначала люди обменивали один товар на другой, затем появились деньги. И деньги, и торговля (обмен товарами) тоже относятся к области «экономики».

Мы с вами об очень многом поговорили: о потребностях человека, о профессиях, о том, что в каждом деле человеку важно уметь делать экономический расчет, об обмене, о торговых путях, о деньгах, начали исследовать понятие «экономика». И это только начало разговора. А хотели бы вы поизучать эту тему поглубже? (Дети откликаются с интересом.)

Второй этап

Планирование реализации проекта

Совместное составление плана

На следующий день беседа была продолжена. В подготовительной группе она велась на утреннем круге, а в старшей группе у детей брали интервью на прогулке, задавая им три вопроса: Что они знают об «экономике»? Что бы хотели узнать? Как это сделать?

В подготовительной группе беседа строилась тоже на основе этих вопросов, но на последние вопросы дети отвечали письменно, складывая в «Банку идей» свои вопросы и предложения. По нашим наблюдениям, эта форма вызвала у ребят большой интерес: банка пополнялась в течение целого дня, и к этой работе подключились даже те дети, которые принимали пассивное участие в утренней беседе.

Подготовительная работа команды педагогов

По вопросам и заявленным интересам детей были составлены план-«солнышко» и двухнедельный план реализации проекта.

Вопросы детей:

  • Для чего нужно экономить деньги?

  • Как появились деньги и зачем? Как их печатают?

  • Почему люди обмениваются?

  • Откуда в городе взялся банк?

  • Кто придумал слово «экономика»? Почему ее назвали именно так?

  • Откуда берутся заводы?

  • С помощью кого работает экономист?

Ответы детей на вопросы

«Что мы знаем об экономике?»

  • Деньги экономят.

  • Деньги можно копить.

  • Нужно экономить свет.

  • Экономят бумагу и деревья.

  • Экономить надо все, деньги в копилке для помощи маме и папе.

  • Экономить надо на еду, на машину.

  • Экономят газ.

  • Экономят электричество и электроприборы.

«Что хотим узнать?»

  • «Почему и зачем это слово так назвали?»

  • «Почему экономят электроэнергию?»

  • «Откуда берутся деньги? Как их печатают?»

  • «Для чего нужны деньги?»

  • «Для чего нужны доллары? Ведь можно самому напечатать денег столько, сколько надо?»

«Как мы будем это узнавать?»

  • «Надо спросить у папы», «пойти на экскурсию в банк».

  • «Прочитать в книге».

  • «Сходить на фабрику».

  • «Понаблюдать за разгрузкой машин с продуктами в магазине».

  • «Поиграть искусственными деньгами», «придумать банк в группе и оттуда взять деньги, перевозить».

  • «Сделать платную дискотеку».

  • «Сделать платную стоянку», «построить цирк и показывать представления».

  • «Открыть кафе».

  • «Сделать деньги».

  • «Поиграть старыми деньгами».

 Третий этап

Реализация проекта

В подготовительной группе были организованы:

— занятия, на которых изучалось появление денежных единиц, какие предметы использовались вместо денег в разных странах, как экономить природные ресурсы: воду, электроэнергию и др.;

— экскурсии в банк и книжный магазин. Обе экскурсии были интерактивными. Дети распределились на группы, составили вопросы и искали ответы на них во время экскурсии; ответы они записывали в блокноты и на диктофон;

— сюжетно-ролевая игра «Город»: работал банк, кафе, магазин с тремя отделами (продукты, канцелярские принадлежности, игрушки), типография (производила тетради, блокноты, открытки, альбомы, файлы, ценники, бумажные кошельки), монетный двор;

— выставка денежных единиц разных стран и времен.

В старшей группе детей больше заинтересовала тема обмена и древних торговых путей (шелковый путь, путь из варяг в греки), поэтому с ними была организована сюжетно-ролевая игра «Древний торговый путь». Часть ребят играла роль древних славян, другая — древних торговцев, приехавших на Русь со своими заморскими товарами. К игре подключились родители, которые приготовили детям ролевые костюмы, собрали продукты и вещи, которыми издавна богата русская земля (мед, караваи, льняные изделия, дерево, оружие). В процессе игры «древние торговцы» учились путешествовать, экономить запасы, рассчитывать путь и время, а «русичи» узнавали древние славянские обычаи и правила гостеприимства, учились обустраивать торговые ряды. И те и другие учились обмениваться товарами, отвечать на вопросы покупателей, принимать решение об обмене или покупке какого-либо товара.

Четвертый этап

Анализ деятельности

Воспитатели беседовали с детьми индивидуально и наблюдали за детскими играми. Дети стали самостоятельно организовывать игры, которым они обучились в ходе проекта, в играх они стали активно использовать экономические понятия и термины. Возможности этой темы достаточно большие, и мы видим возможность организации более длительного проекта.

По материалам педагогов СШ № 5 «Обыкновенное чудо», г. Йошкар-Ола

Рейтинг@Mail.ru