Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2005

ДЕТСКИЙ МИР

Приходите в наш Театр!

У разных детей разный темперамент, разные характеры, интересы и склонности. Но в театрализованной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности, чувства и эмоции, передать свое отношение к персонажам и сказочным событиям.
Для детей театр — игра, для родителей — праздник, для воспитателей — работа. Эта работа совершается ради того, чтобы театр мог стать игрой и праздником. В течение последних двенадцати лет театр «живет» в нашем детском саду, им «заражены» и взрослые, и дети.

Выбираем сказку

Подготовка к спектаклю начинается с выбора литературного произведения — как в самом настоящем театре. Мы, как правило, выбираем сказки. В них стремительно развиваются события, действуют привлекательные для детей персонажи, совершаются чудеса, добро всегда побеждает зло.

При выборе сказки важно иметь в виду, какая «половина» — «мужская» или «женская» — доминирует в группе. Если в группе больше девочек, будем выбирать сказки, в которых больше женских ролей. Если преобладают мальчики, предпочтем сказки с обилием мужских персонажей. И всегда нужно выбирать сказку, где много действующих лиц. Это позволит всем детям группы участвовать в спектакле.

Мы — сценаристы

Сказка выбрана. Можно взять готовый сценарий, но это — не наш стиль. В нашем детском саду педагоги пишут сценарии сами или вносят в уже готовый сценарий изменения, продиктованные педагогическими правилами нашего театра.

А правила такие.

  • Каждый ребенок имеет право на роль.

  • Все роли главные.

  • Роль подчеркивает все достоинства и способности ребенка.

  • Если в сказке недостаточно персонажей, чтобы занять в спектакле всех детей, мы придумываем новые роли.

Например, мы придумали сценарий по мотивам русских народных сказок — «Как царевичи счастье искали». Главными ролями в этом спектакле считались царь Берендей, царица Апраксия, царевичи Иван, Василий, Степан, царевны Василиса, Варвара, Елена. Остальные роли хоть и не могли претендовать на главные, но были выразительными и запоминающимися для зрителей. Скоморохи сопровождали спектакль рассказом. У девочек, исполнявших роли Утра, Дня и Вечера, были сольные танцевальные номера. Актеры, занятые в сценах с участием царской дружины, показывали зрителям целую литературно-танцевальную композицию.

В нашем спектакле «Золушка» главной героине подарки преподносит не одна фея, а целых четыре — Зима, Весна, Лето, Осень. В сказку «Дюймовочка» мы ввели роль сказочницы.

Роли придумываются и прописываются для конкретных детей.

У нас, к примеру, есть девочка Эльвина, которая не могла согласованно выполнять движения вместе с другими детьми, медленно включалась в сценический диалог. Для нее была придумана роль Вечера в сказке «Как царевичи счастье искали». Благодаря этой роли Эльвина могла продемонстрировать свою способность к выразительным движениям. У Жени имеются некоторые нарушения речи, но у него хороший слух, сильный голос и выраженные артистические способности. Для него мы вводили в сценарии роли, в которых есть вокальное соло и минимум слов. Во время исполнения песни речевые нарушения мальчика были не так заметны.

Статья опубликована при поддержке «Московского института по повышению квалификации и профессиональной переподготовке специалистов». Дистанционное обучение на воспитателя детей дошкольного возраста, тренера-преподавателя, учителя начальных классов, специалиста по социальной работе, психолога и другие программы переподготовки. Институт проводит дистанционное обучение во всех регионах РФ, выдача диплома по итогу обучения. Оставить онлайн-заявку на обучение Вы сможете на сайте: http://professional-education.ru/.

В нашем театре играют не только все дети, но и все взрослые детского сада. В разработке сценария принимают активное участие музыкальный руководитель, хореограф, преподаватель английского языка, тренер по художественной гимнастике, преподаватель изодеятельности. Вместе со специалистами мы продумываем, какими художественными средствами подчеркнуть выразительные возможности детей. Органично включаются в постановку и номера с элементами художественной гимнастики. В сценарии по сказке «Волк и козлята» в сцене «Ярмарка» были придуманы сольные номера для Медведя (песня), для Барана и Овечки (танец), для белочек (гимнастическая композиция с лентами), для зайцев (гимнастическая композиция с обручем), для ласточек (композиция с элементами балета). В спектаклях «Спящая красавица» и «Свинопас» по сценарию на бал прибывали принцы из Английского королевства. Принцы говорили по-английски, а переводчики переводили их речь на русский язык. Вместе с музыкальным руководителем и преподавателем английского языка в сценарий были включены песни на английском языке.

Репетируем играя

Когда сценарий готов, можно приступить к подготовке спектакля. Для того чтобы у каждого маленького артиста роль получилась запоминающейся, яркой, выразительной, мы используем разнообразные средства. Сначала знакомим детей с литературным произведением: читаем сказку, обсуждаем с ними ее содержание, оцениваем персонажей, их характеры, поступки.

По опыту мы знаем, что входить в роль детям помогает просмотр видеофильмов или мультфильмов по выбранному произведению и прослушивание аудиозаписей. При неоднократном чтении литературного произведения и просмотра видеофильма, во время прослушивания аудиозаписи дети непроизвольно запоминают текст.

Во время таких просмотров мы обращаем внимание детей на интонации героев сказки, на их жесты, мимику. Можно фильм остановить, используя кнопку «стоп-кадр», и внимательно рассмотреть эпизод сказки.

Во время просмотра фильма дети начинают выбирать для себя роль: «Я буду играть Козу!», «А я хочу быть Медведем!». Однако без сложностей при выборе ролей не бывает.

Дети спорят, подходит им эта роль или нет. Дима, например, хотел исполнять в спектакле «Волк и козлята» роль смелого, но непослушного козленка Митяя. Но ребята возмутились: «Ты все время плачешь. Тебе нужно играть самого младшего козленка». Полина выбрала для себя роль мамы-Козы. Но другие дети с этим не согласились: «Ты обижаешь детей, а мама-Коза добрая и заботливая», — и предложили эту роль Кате. Катя, по их мнению, ни с кем не ссорится и обо всем умеет договариваться. Запомнить текст и примериться к спектаклю помогает проигрывание эпизодов сказки по ролям, когда одни и те же роли играют разные дети. У детей появляется возможность «примерить» роль на себя и выбрать ту, которая больше всего нравится и лучше всего удается.

Работе над выразительностью исполнения роли очень помогает свободная игра-драматизация. В игре дошкольники чувствуют себя свободно и непринужденно. Здесь не нужно произносить слова точно по тексту, не нужно совершать заученных движений и следить за своими позами. Можно быть раскованным и сживаться с ролью без напряжения.

Для разучивания ролей мы используем раздевалку, где есть удобный диванчик и большое зеркало. Здесь тихо, уютно, детей никто не отвлекает и не смущает. Кроме того, детям очень нравится проигрывать свою роль перед большим зеркалом, что позволяет видеть свои жесты и мимику. Сначала педагог и ребенок сидят на диване и «читают» пьесу: ребенок (с помощью воспитателя) проговаривает свою роль, а воспитатель произносит реплики за всех героев. Затем в комнату приглашаются партнеры ребенка по эпизоду сказки. Дети могут самостоятельно уйти в раздевалку и поработать над ролью.

Вырабатывая выразительность актерской интонации, мы используем и диктофон. Ребенок записывает свои реплики на пленку, затем прослушивает запись и анализирует вместе со взрослым: соответствует ли голос ребенка герою, которого он исполняет? Удалось ли с помощью речи выразить характер персонажа? С какой интонацией или громкостью лучше произносить слова, в каком темпе?

Чтобы сжиться с ролью, дети на занятиях по изодеятельности рисуют себя в своей роли. Затем работы дошкольников выставляются в группе, и каждый ребенок может продемонстрировать свою работу родителям, педагогам, детям других групп и гостям детского сада: «Это я нарисовал, я буду играть этого героя». Часто изобразительные работы детей мы используем в качестве декораций спектакля: в сказке «Волк и козлята» портреты Козы и козлят украшали козий домик. В спектаклях «Золушка» и «Бал сказок» зал был украшен портретами сказочных героев.

Костюмы — это важно!

Наблюдая за поведением детей на репетициях и в спектаклях, слушая их высказывания о том, чем им нравится тот или иной герой, мы пришли к выводу, что костюмы для детей гораздо важнее, чем декорации. Мы обходимся минимумом декораций, а основные усилия направляем на тщательную подготовку костюмов. В спектаклях по мотивам волшебных русских сказок декорацией служит штора — задник «Терем» с аппликацией из ткани. В других волшебных сказках мы используем шторы и «колонны» из легких тканей, а трон царя или короля изображается при помощи большого пуфа. Для спектакля по сказке «Волк и козлята» используется задник с изображением лесной полянки. В сказке «Спящая красавица» декорацией служит колыбелька, а деревья, сквозь которые пробирается принц, — это дети с веточками в руках, исполняющие песню деревьев. Мимо девочек-березок едут царевичи в спектакле «Как царевичи счастье искали», а дети в костюмах «Утро», «День», «Вечер» символизируют смену частей суток.

При изготовлении костюмов мы сначала просматриваем всю возможную литературу: сказки с иллюстрациями разных художников, специальные книги по истории костюмов, книги с изображением костюмов к различным театральным сказочным постановкам; смотрим фильмы и мультфильмы по этим сказкам. К совместному творчеству приглашаем всех, у кого есть идеи и минимум способностей. Здесь важными помощниками являются и родители.

Примерка костюмов помогает дошкольникам в работе над ролью. Когда ребенок в первый раз примеряет костюм, ему предлагают войти в образ, то есть почувствовать костюм: «Полетай, как ласточка!», «Пройдись, как царевна!». Сразу заметно, что костюм помогает ребенку найти выразительные движения, придает ему особую стать, помогает почувствовать себя значимым. В костюмах детей не узнать: это больше не робкий Рома, а мудрый Профессор, не «маленький» Женя, а важный царь Берендей, не тихая Ира, а прекрасная царевна Василиса.

К каждому спектаклю мы печатаем программку. Когда ребенок видит свое имя в программе, это стимулирует его еще более серьезно отнестись к исполнению своей роли.

Внимание, премьера!

И вот наступает день премьеры. В музыкальном зале или в театральной студии гостей встречают дети и раздают программки. Начинается праздник для всех: для маленьких артистов, для педагогов, для родителей, для гостей детского сада. Когда спектакль заканчивается, звучат крики «Браво!» и нескончаемые аплодисменты, как в настоящем театре.

На спектакль мы приглашаем фотографа и видеооператора. Фотограф снимает наиболее удачные моменты спектакля. Затем мы делаем фотовыставку в детском саду и оформляем памятные фотоальбомы. Маленькие артисты рассматривают себя, родители показывают фотографии друзьям и знакомым.

Видеофильм по сказке, показанный детям, помогает им увидеть себя и свою работу со стороны. Очень интересно наблюдать за детьми во время первого просмотра фильма после спектакля: одни дети начинают неестественно смеяться, увидев себя на экране, другие отворачиваются, кто-то подходит ближе к экрану и пристально смотрит. Есть дети, которые весь фильм смотрят молча и сосредоточенно, другие, наоборот, кричат и жестикулируют, привлекая к себе внимание. Каждый проживает свое выступление еще раз. Кто-то радуется, кто-то смущается. Но равнодушных нет.

Традиция нашего детского сада — выпускной спектакль.

За участие в спектакле на выпускном балу каждый ребенок получает памятный диплом. Это награда за наиболее удавшуюся роль, в которой ребенок продемонстрировал свои способности и в которую он вложил свою душу.

Размышления после спектакля

Грамотный, думающий педагог способен научиться деятельности, которой раньше не занимался. Были в нашем детском саду воспитатели, которые не интересовались театром, считали себя не способными поставить спектакль. Но наш театр заразил всех.

Каждый воспитатель может стать режиссером.

Ольга ФИЛАТОВА, воспитатель
детского сада № 63, г. Ижевск,
Республика Удмуртия
В оформлении использованы фигуры и маски Дома детского творчества г. Тобольска

Рейтинг@Mail.ru