Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №1/2006

ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ

Мифы и реалии

О планах министерства в области дошкольного образования в 2006 году

С деятельностью федерального министерства, определяющего жизнь российского образования, связаны мифы, слухи и страхи. Развеять их и поделиться с газетой планами министерства на 2006 год мы попросили Игоря РЕМОРЕНКО, заместителя директора Департамента образования Минобразования и науки РФ.

Самый страшный миф-2005

Я хотел бы начать с самого главного мифа, под знаком которого педагогическая общественность жила в 2005 году: будто бы министерство в ближайшем будущем намерено насильно загнать в школы пяти-шестилетних детей. Об этом даже речи не было. Но, видимо, некоторым из оппонентов нынешнего министра выгодно толковать нашу образовательную политику в области дошкольного образования именно таким образом.

Нам постоянно стремятся приписать стратегию тотальных решений, да еще и обвиняют в аморфности их реализации.

На самом деле нынешняя политика министерства определяется гуманитарным подходом к развитию образования. И связан этот подход не с продавливанием решений сверху, не с навязыванием их местным властям, а с попыткой постепенной демократизации управления образованием.

Это означает, что федеральные чиновники не должны брать на себя функции разработки единообразных для всех инструкций в стиле авторитарной образовательной политики времен советской власти.

Окончательные решения, определяющие траекторию развития образования, должны последовательно передаваться институтам гражданского влияния — научным, экспертным, педагогическим сообществам, общественности в лице попечительских и родительских советов.

Дошкольное образование в этом смысле — не исключение. То, как оно будет развиваться, во многом зависит от понимания связанных с ним проблем на местах и от готовности общественных структур влиять на политику местных властей. Это, конечно, не просто: гражданские институты у нас в стране еще плохо развиты. Но в их создании и развитии и состоит одна из важнейших задач строительства гражданского общества.

Министерству в предшествующий период было важно указать на острейшую проблему — на неравномерный охват детей дошкольным образованием в различных регионах страны. В одних — 90%, в других — и до 20% не дотягивает. Такая неравномерность свидетельствует о прямых нарушениях конституционного права детей не только на получение дошкольного образования, но и на получение среднего образования: дети, не прошедшие предшкольную подготовку, как правило, отстают от своих сверстников уже на старте — к моменту поступления в первый класс.

Эту проблему министерство считало необходимым поставить в центр внимания и чиновников, принимающих ответственные решения, и общественности. Теперь нужно искать пути для ее решения.

 Детский сад утратит монополию на дошкольное образование

Как и следовало ожидать, мнения разделились. Одни считают, что за предшкольную подготовку должна, наконец, серьезно взяться школа. Эту позицию, как правило, отстаивают представители школы. Другие, в большинстве своем педагоги дошкольных учреждений и дошкольные психологи, считают, что маленькие дети должны получать образование в детских садах и только в детских садах.

Но детских садов сегодня у нас в стране не хватает. Они не могут обеспечить образование всем желающим и нуждающимся. И надо понимать, что восстановить десять тысяч дошкольных учреждений, закрытых в послеперестроечные годы, невозможно. Никакого стабилизационного фонда не хватит. Подобные призывы — не более чем популистские лозунги в рамках предвыборных кампаний. Требуется искать новые решения, соответствующие сегодняшним условиям в стране.

Видимо, детский сад должен перестать быть монополистом в сфере дошкольного образования. Круг организаций, способных оказывать подобные образовательные услуги, должен быть расширен. Не просто так, не механически, а на основе конкурса, или, как сейчас говорят, тендера. Управление образования какого-то города, к примеру, формирует заказ на образование десяти тысяч проживающих в городе дошкольников. Но детские сады способны принять только 6 тысяч дошкольников в группы полного дня и 1 тысячу дошкольников — в группы кратковременного пребывания. Значит, управление может предложить другим организациям участие в конкурсе на работу с оставшимися тремя тысячами детей. Это могут быть школы и учреждения дополнительного образования. Теоретически — детские театры и библиотеки. В принципе в конкурсе на право оказывать услуги в сфере дошкольного образования может принять участие любая организация, если она способна выполнить определенные условия: обеспечить детям помещение, соответствующее санитарным и противопожарным требованиям; обеспечить педагогическую команду, обученную заниматься и играть с детьми; предоставить образовательную программу, соответствующую требованиям стандарта, и необходимый набор игровых и методических пособий. Выполнив все условия на надлежащем уровне, организация имеет шанс выиграть конкурс на обеспечение определенного количества детей требующейся образовательной услугой и получить на свою деятельность государственное финансирование. Вот так мы видим пути увеличения количества детей, получающих дошкольное образование.

 Образовательный стандарт: элемент строевой подготовки или ориентир?

Но в какой бы форме ни решалась проблема образования детей дошкольного возраста в том или ином регионе, эта форма должна быть качественной и качественным должно быть ее содержательное наполнение. Значит, необходимо выработать общие правила педагогической «игры» для всех учреждений и организаций, задействованных в сфере дошкольного образования. Иными словами, необходим стандарт дошкольного образования, который мог бы служить ориентиром на местах для окончательного оформления своих авторских идей.

Здесь я должен сразу оговориться: стандарт не должен быть набором единообразных требований, требующих уровнять всех и вся. Стандарт не обязывает всех и везде работать по одной-единственной программе в соответствии с единственно возможным расписанием, читать детям строго определенные книжки и учить с ними строго определенные стихи, как это было при советской власти или в странах с фашистским режимом. Это диктатор Муссолини в свое время хвастался, что знает, на какой странице в данный момент времени открыты учебники во всех школах Италии. Это в советских детских садах во всех групповых комнатах ленинские уголки были оформлены в строго определенном углу, и портрет дедушки Ленина висел на строго определенной высоте.

Время, когда министерство могло диктовать каждому учебному заведению, что делать в каждый конкретный момент, ушло.

Стандарт — это не инструкция. Это ориентир, позволяющий вырабатывать общую точку зрения на те или иные проблемы.
И касается он в первую очередь условий образовательной деятельности. Кроме того, стандарт нужен, чтобы сформулировать критерии для образовательных программ предшкольной подготовки. Это не означает, что однажды утром все ныне действующие программы, по которым работают детские сады, вдруг окажутся «недействительными».
В большинстве детских садов сегодня используются замечательные программы. Но поскольку мы планируем выйти за рамки детского сада, поскольку мы планируем появление самых разных форм кратковременного пребывания детей в самых разных организациях, нужно четко определить хотя бы то, что делать нельзя. Нельзя, например, вводить в программы работы с дошкольниками элементы школьного обучения, натаскивания детей. До сих пор помню, как в соседнем со школой, где я работал, детском саду изучали додекаэдры и оксокаэдры — из курса геометрии 9-го класса.

Поэтому выработка такого рамочного образовательного стандарта для дошкольного образования — одна из главных задач, поставленных министерством на ближайшие годы.

 Повысят ли зарплату педагогам?

Поиск новых механизмов финансирования и ресурсного обеспечения качественного дошкольного образования — третья важнейшая задача 2006 года. В частности, экспериментальная проверка «дееспособности» новых организационных форм функционирования детских садов — не в статусе учреждений, а в статусе автономных некоммерческих организаций, и разработка новых механизмов оплаты труда педагогов-дошкольников.

Министерство получило соответствующее поручение правительства разработать такие механизмы. Над этой проблемой работает не наш Департамент государственной политики в образовании, а Департамент экономики и финансов. Мы направили туда свои предложения. (О тяжелом финансовом положении педагогов-дошкольников я знаю не понаслышке: моя жена работает в детском саду.) И у нас есть основания полагать, что по этому поводу будут приняты разумные решения. В частности, предполагается изменить систему тарифной оплаты труда — отказаться от слишком дробной мелкотарифной сетки и заменить ее системой четырех уровней квалификации.

Президент предложил поддерживать лучших

Мне думается, что детские сады могли бы включиться в президентский проект по поддержке лучших образовательных учреждений и лучших педагогов.

Пока проект предполагал выделение грантов школам и учителям, признанным лучшими. Здесь сообщество педагогов-дошкольников может проявить инициативу и выступить с предложением о поддержке лучших детских садов и лучших воспитателей. Вполне реально это сделать в 2007 году, если не на федеральном, то на региональном уровне.

Готовой схемы, по которой будут определяться лучшие, пока нет, и министерство готово учитывать пожелания и предложения общественности.

В заключение хочу поздравить читателей газеты с Новым годом и выражаю надежду на то, что педагоги-дошкольники проявят активность в обсуждении проблем и перспектив развития дошкольного образования!

Уважаемые коллеги!

Мы призываем педагогов-дошкольников из разных регионов России принять участие в решении задач, выдвинутых Министерством образования и науки РФ в качестве приоритетных на 2006 год. Описывайте свой опыт привлечения детей в систему дошкольного образования, налаживания диалога с родителями и создания общественных институтов по управлению образованием. Мы надеемся, что вы примете участие в обсуждении стандартов дошкольного образования.
Если вы считаете необходимым обеспечить детским садам место в проекте президентской поддержки, напишите нам. Приложите к письму свои предложения по разработке критериев выделения лучших учреждений и лучших педагогов. Мы их опубликуем и передадим в Департамент образования. Если вы считаете, что детским садам нет смысла участвовать в подобных конкурсах, нам будет интересно узнать и такое мнение.
Ждем ваших писем, откликов, предложений.

Редакция

Рейтинг@Mail.ru