Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №1/2006

ДЕТСКИЙ МИР

Ходите к художникам в гости!

Сегодня далеко не каждый малыш на ты с красками и фломастерами. Прекрасно зная названия цветов, он не способен отыскать их в окружающем его пространстве. Если спросишь такого ребенка: «У тебя дома есть краски?», получишь стандартные ответы: «Нет, мне дома нельзя рисовать. У нас дорогой ремонт» или «Зачем мне краски?
У меня дома компьютер, я на нем рисую и раскрашиваю».

В глазах родителей статус рисования упал. Они все чаще рассматривают рисование исключительно как способ тренировки руки ребенка к письму, оставляя за кадром способность ребенка силой своей фантазии превратить пушистую варежку в живую собачку, а плюшевого медведя с глазом из старой пуговицы в друга детства. Если мы хотим что-то изменить в таком положении вещей, необходимо искать новые формы работы с детьми и родителями.

В прошлом учебном году мы задумали и осуществили встречу с замечательным художником Михаилом Королем. Встреча состоялась не в детском саду и не в музее, а в самой настоящей мастерской самого настоящего художника. Дети узнали, что дядя Миша — заядлый коллекционер, и решили подарить ему коллекцию котов. Не живых, конечно, а нарисованных: толстых и худых, задиристых и ленивых. Были даже целые кошачьи семейства. Все немного волновались, но волнение рассеялось, как только дети переступили порог мастерской. В этом особом, неповторимом мире дети и вели себя по-особенному. Никто не кричал, не толкался, не баловался.

Дети рассыпались по разным уголкам мансарды, изучая новое для себя пространство. Недописанный натюрморт на мольберте, палитра со всей цветовой гаммой осени, ракушки невообразимой формы и размеров, цветные стекла, стоящие на подоконнике и бросавшие веселые блики на противоположную стену, колючие каштаны, маленькие скульптурки, чуть помятый старый саксофон. И, наконец, картины. Их присутствие волновало и дисциплинировало. Картину можно было потрогать, понюхать, заглянуть за обратную сторону рамы и услышать историю создания работы. Дети задавали вопросы. Михаил рассказывал о себе, о своих друзьях художниках, о путешествиях и интересных встречах.

На прощание дети получили маленькие, красиво упакованные сюрпризы, которые художник попросил открыть только в садике. Это оказались гномы и клоуны, нарисованные художником.

С другим художником — Сергеем Жаткиным — дети познакомились в то время, когда он работал в детском саду над витражами, украшавшими потом наши помещения.

Человек веселый и общительный, художник заглядывал к ребятам в группы, интересовался их собственными рисунками, а потом пригласил всех нас в гости к себе в мастерскую. С нами поехали родители. Сергей рассказал гостям о мозаике. На глазах детей произошло чудесное превращение небольшого листа гипсокартона в мозаичное панно. Дети прикасались к маленьким кусочкам смальты, как к драгоценным камешкам, завороженно смотрели, как подбираются нужные оттенки, и сами, своими руками создавали свое мозаичное панно, которое потом увезли в садик. Сергей разрешил желающим попробовать резать стекло, показал, как из обычных стеклянных бутылок можно сделать маленький шедевр, а потом познакомил со своей живописью.

А в этом году в нашем саду проходила практику студентка художественно-графического факультета УдГУ Алена Собина. Наши дети вдохновили ее на творческий замысел дипломного проекта — на создание театрального занавеса в детском саду. В кафе «Колобок», где питаются наши дети, появились работы Алены: очень колоритные сказочные дед с бабкой, хитрая и важная лиса — написанные маслом, и несколько замечательных батиков.

Конечно, можно ограничиться при оформлении интерьеров детского сада репродукциями известных полотен, но ту энергию, которую несут живые работы живых художников, не заменишь ничем.

Чтобы родители наших детей могли почувствовать вкус творчества и научились правильно и с уважением относиться к художественным фантазиям детей, мы открыли в детском саду воскресную школу «Мери Поппинс». В этой школе мы не готовим детей к школе. Мы приглашаем мам и пап к совместному творчеству с детьми. Мы предоставляем им возможность вместе совершать большие и маленькие открытия.

Тамара СТОТЛАНД,
преподаватель изобразительного искусства,
детский сад № 286, г. Ижевск

 

Рейтинг@Mail.ru