Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №2/2006

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Использование компьютера в игре создает условия, при которых дети начинают постепенно осознавать способы своих действий, что является основой возникновения у детей теоретического мышления. Таким образом, компьютерные игры, включенные в систему обычных игр, могут внести свой вклад в совершенствование воспитания всесторонне развитой личности ребенка и обеспечить необходимый уровень интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Процесс создания обучающих игровых компьютерных программ для дошкольников начался, и можно рассчитывать, что будут созданы программы по всем направлениям дидактики детского сада. Идеальным решением было бы создание в каждом детском саду компьютерно-игрового комплекса, но этот опыт пока практически отсутствует.

Поэтому нами была разработана система дидактических игр с программированным заданием. В основу этих игр положены такие критерии, как создание оптимальных возможностей для выбора средств и форм воспитательного и развивающего воздействия с учетом возрастных особенностей детей. Все экспериментальные игры прежде всего побуждают к самостоятельной деятельности. Они требуют от ребенка максимальной концентрации внимания, т.к. в каждой из предложенных игр ставятся задачи, для решения которых требуются умственные усилия.

Начинаем с более легких, посильных заданий, с самых ярких, интересных пособий, вызывающих эмоциональный подъем у ребенка. Одним из таких пособий является «световое табло», которое дети называют «волшебной доской». «Световое табло» мы применяем уже в старшей логопедической группе на начальном этапе работы по формированию фонематического слуха, что обеспечивает осмысление детьми звуковой формы слова в занимательной игре (см. задание IV в конспекте № 1 и задание № 2 в конспекте № 2).

Первое появление этой «волшебной доски» обязательно обыгрывается: ее дарит детям Незнайка, который обещает каждый раз приносить к ней новые красочные картинки. Задания от занятия к занятию видоизменяются и усложняются.

Табло представляет собой доску размером 57х57 см с двумя рядами пазов из плексигласа для картинок, которые легко меняются. В каждом ряду — по 4 картинки размером 10х13 см. Под каждой картинкой — два прямоугольника (оранжевый и зеленый) с вмонтированными в них электрическими контактами. Ребенок должен прослушать задание, назвать картинку и выбрать, до какого контакта ему дотронуться указкой: в зеленом прямоугольнике или в оранжевом при правильном выборе загораются сигнальные лампочки, расположенные в двух верхних углах доски. На обратной стороне доски закрепляется блок питания, который представляет собой набор различных элементов напряжением от 6 до 12 В, или же устанавливается понижающий трансформатор И 220/6-12 В. Схема предельно проста: на минусовый полюс батареи (–) закрепляется эластичный электрический провод с указкой на конце, исполняющей функции подвижного электрического контакта. Вторая, плюсовая группа контактов (+) располагается на лицевой стороне табло и представляет собой попарно вмонтированные в прямоугольники электрические контакты, один из которых не подключается к сети. При правильном выполнении задания ребенок указкой дотрагивается до нужного контакта. В результате электрическая цепь замыкается, и световой импульс подтверждает правильность ответа. Это особенно воодушевляет детей: так хочется ответить правильно и увидеть, как от твоего прикосновения яркими огоньками вспыхивают лампочки (рис. 1).

Рис. 1

Рис. 1

Мы используем «Световое табло» как на индивидуальных занятиях, так и на фронтальных: на развитие фонематического слуха (какой из двух звуков слышится в слове? Слышится ли «наш» звук в слове? Где «спрятался» звук в слове — в начале или в середине? В начале или в конце? В середине или в конце? Сколько звуков слышится в слове — 3 или 4? и т.д.), на развитие слоговой структуры улова (Сколько слогов в слове — 1 или 2? 2 или 3? 3 или 4? Который по счету слог -ка- в слове — первый или второй? и т.д.), на дифференциацию овощей и фруктов, фруктов и ягод, домашних и диких животных, видов транспорта и т.д. — по любой изучаемой теме по развитию речи.

Задания варьируются в связи с темой занятия.

Все свои пособия с элементами программирования мы стараемся сделать таким образом, чтобы у детей, взявших их в руки, сразу же начинала работать мысль, развивалось наглядно-действенное мышление. Стараемся использовать пособия по возможности яркие, красочные, приятные на ощупь, Например, так называемые «компьютера». Это планшеты размером 17х18 см. С тремя рядами прямоугольных пазов. В каждом прямоугольнике — экран — бегунок, который закрывает правильный ответ (верхнюю половину прямоугольника или нижнюю). В каждом ряду экрана — бегунки разного цвета (голубые, розовые, желтые). В планшет вставляется табличка таким образом, чтобы в верхней половине каждого прямоугольника находилась картинка, а в нижнем — слово или какое-то графическое изображение, смотря по заданию (раздел III в конспекте № 4) (рис. 2).

Рис. 2

Рис. 2

Планшеты-компьютеры мы используем при работе над слоговой структурой слова (посмотри на свою картинку, определи количество слогов в слове, выложи такое же количество полосочек, подними экран и проверь себя — а под экраном в нижней части прямоугольника начерчено нужное количество черточек), на развитие фонематического слуха (угадай, где «спрятался» звук в твоем слове, укажи место звука в слове на звуковой линейке, подними экран и проверь себя — под экраном обозначения: ), при обучении чтению (прочитай слово и проверь себя — опусти экран и посмотри на изображенный предмет), на дифференциацию животных (если это животное живет на севере, положи синий кружок, а если в жарких странах — красный кружок; подними экран и проверь себя) и т.п. по всем изучаемым темам.

По таким планшетам можно составить очень много заданий, т.к. на каждом планшете 15 прямоугольных пазов, значит, по 15 картинок на каждой табличке, и картинки практически у детей не повторяются. По какой из имеющихся на планшете картинок ребенку работать, указывается очень просто — на пластмассовом экране — бегунке ставится карандашом крестик, который легко стирается.

Можно значительно упростить планшеты: сделать меньше прямоугольных пазов, даже сократить их до одного, и на каждое занятие вставлять новую картинку с правильным ответом.

Работая с планшетом, дети имеют возможность не только посмотреть, но и пощупать, погладить его гладкую поверхность, передвинуть бегунок, переставить карточки, все эти действия крайне важны в плане развития осязательного восприятия у детей с общим недоразвитием речи, в этом аспекте интересны и часы, где дети должны сами перевести стрелки в нужном направлении (см. раздел V в конспекте № 2) (рис. 3).

Рис. 3

Рис. 3

Часы у нас сделаны из полированной фанеры с 4 пазами из плексигласа для картинок, картинки легко поменять, поэтому часть можно использовать при изучении любой темы, меняя условие программированного задания. Самоконтроль осуществляется просто: правильный ответ на карточке (правильное расположение стрелок) закрывается полоской бумаги, скрепленной канцелярской скрепкой. Дети снимают скрепку и видят правильный ответ.

По такому принципу осуществляется самоконтроль в пособиях по обучению чтению и развитию слоговой структуры слова: картинка закрывается чистой полоской бумаги, скрепленной скрепкой с карточкой, на которой напечатано слово или находятся в пазах слоги. Чтобы проверить, правильно ли сложено из слогов и прочитано слово, достаточно снять скрепку и посмотреть на картинку.

А в пособиях «Распутай узелок» (прочитать слово по буквам, расположенным в «узелках», которые разбросаны по извилистой «ниточке») или «Найди свое слово» (среди разноцветных шариков с буквами сложить слово из букв, прикрепленных на шарах определенного цвета) проверочная картинка-ответ закрывается чистой карточкой при помощи обыкновенного магнита на железной доске. Магнит легко снимается при проверке правильности ответа.

Еще проще самоконтроль осуществляется при работе с пособием «Напечатай слово» (или «Напечатай слог» — первый, второй, последний, «Напечатай букву» — первую, последнюю, гласные, согласные) — см. раздел VII в конспекте № 3.

Таблицы сделаны из плотного картона размером 17х26 см. На них наклеены три ряда картинок — по три картинки в каждом ряду. Внизу — прорезь (12х1,5 см).
С обратной стороны таблицы — «кармашек», образованный загнутым картоном и скрепленный скрепками с двух сторон. В этот «кармашек» вставляется чистый лист бумаги. С лицевой стороны таблицы часть этого листа видна в прорези. На ней ребенок пишет буквы, слоги, слово, чертит схемы, графические изображения (смотря по условию задания). Проверка не требует сложных манипуляций — надо только перевернуть таблицу; в верхней, выступающей из кармашка части листа написан правильный ответ.

Таблицы можно видоизменить, сделать их с меньшим количеством картинок, увеличить или уменьшить размеры, но мы считаем также количество картинок на каждой таблице (9 штук) обоснованным; карточки можно использовать много раз с изменяющимся заданием, и рабочая картинка не повторяется.

Варианты задания по такому пособию самые разнообразные. Чтобы найти «свою» картинку (картинку, с которой предстоит работать), ребенок проделывает ряд умственных операций (картинка в нижнем левом углу, вторая в третьем ряду, посередине в верхнем ряду и т.п.). Как только ребенок находит «свою» картинку, он отмечает ее — прикрепляет под ней цветной кружок из бархатной бумаги. На обратной стороне кружка приклеен кусочек магнитной ленты, а под каждой картинкой приклеена кусочком бумаги обыкновенная канцелярская кнопка. Кружочек легко «приклеивается» к кнопке и не падает все время, пока ребенок работает с таблицей: передвигает ее, пишет или чертит в прорези карточки, переворачивает ее для проверки своего ответа и т.п. Таким образом, в процессе всей работы ребенок «не теряет» свое слово.

Детям очень нравится сам процесс прикрепления кружка под картинкой, что повышает мыслительную активность и эффективность этой дидактической игры. Этому способствуют и постоянно создаваемые нами игровые ситуации, которые заставляют детей размышлять, экспериментировать над словом (рис. 4).

Рис. 4

Рис. 4

Эффективно, на наш взгляд, и применение в обучении детей с общим недоразвитием речи перфоконвертов (к концу второго этапа). В основе работы с этим пособием лежит умение представить себе объекты и их преобразования, дети действуют не с самими предметами, а с их образами. Это пособие — хороший помощник в формировании наглядно-образного мышления.

Перфоконверт представляет собой конверт из плотной бумаги размером 17х9 см с двумя рядами вырезанных круглых отверстий радиусом 1,3 см (на лицевой стороне), в каждом ряду по 4 отверстия.

Размеры конверта выбраны не случайно. В конверте вставляется чистый лист бумаги с таким расчетом, чтоб верхний край листа находился вне его (на этой выступавшей полоске при необходимости пишется имя ребенка, работающего с конвертом). Берется обыкновенный тетрадный лист, разрезается пополам, половинка листа как раз подходит для нашего перфоконверта, на каждое новое задание вкладываются чистые листы (рис. 5).

Рис. 5

Рис. 5

Например, дается задание: обозначать крестиком живые предметы, а точкой — неживые (съедобные — несъедобные, летает — не летает и т.п.); логопед диктует слова, а дети рисуют значки в отверстиях конверта (количество слов соответствует количеству отверстий), правильность выполнения задания проверяется очень быстро: помимо традиционного прохождения по рядам, можно вынуть все листы из конвертов детей, сложить их в стопочку, сверху положить свой листок с правильными обозначениями и все точки (это в данном задании) проколоть шилом. Сразу видно, кто сколько ошибок сделал. Можно дать возможность детям самостоятельно проверить работу и исправить ошибки: дать образец — карточку с правильными обозначениями.

Существует множество вариантов заданий по таким перфоконвертам, на любые темы. Например, развитие фонематического слуха: обозначьте слова со звуком «к» в начале треугольником, со звуком «к» в середине — квадратиком, а со звуком «к» в конце — кружочком. На доске:

Или: обозначьте крестиком слова, в которых слышится звук «ш», а кружочком — слова, в которых слышится звук «с».

На доске:

Ш — X
С — 0

Развитие слоговой структуры слова: обозначьте слова с одним слогом звездочкой, а слова с двумя слогами — точкой. На доске:

Развитие речи: обозначьте домашних животных домиком, а диких животных — елочкой. На доске:

На доске обязательно пишутся условные обозначения, т.к. подобные задания требуют от каждого ребенка не только большой концентрации внимания при слуховом восприятии материала, но и удержания в памяти нескольких (двух-трех) графических значков, обозначающих то или иное понятие, что очень сложно для детей с общим недоразвитием речи.

В дальнейшем детям, которые уже научились фиксировать в памяти подобные задания, мы предлагаем усложненные варианты — без образца изображения графических значков. А остальным детям в таких случаях даем отдельные карточки с графическими обозначениями.

Задания по каждому из вышеописанных пособий постепенно усложняются, видоизменяются, чтобы дети всякий раз воспринимали его как новое и не теряли интереса. Иногда предусматривается нарастание темпа работы. С этой целью вводим в занятие элемент соревнования на быстроту и точность работы, призы за безошибочное выполнение задания, за самостоятельное нахождение и исправление ошибки. Ведь дети с общим недоразвитием речи не сразу овладевают умением сопоставлять результаты своей деятельности с правильным ответом, поэтому так важно наличие немедленного подкрепления правильности ответа в разработанной системе дидактических игр с элементами программирования.

Предлагаемые нами программированные задания, как указывалось выше, полезны, не взятые изолированно, а включенные в ту или иную деятельность ребенка. И необходимо помнить о дозированном их применении. На фронтальных занятиях на выполнение таких заданий отводится 5—10 минут. Они не занимают много времени, а как бы вкрапливаются в традиционные виды учебной деятельности (см. конспекты занятий № 1, 2, 3, 4).

С самого начала работы с программированными заданиями мы следим за ходом ее выполнения детьми, предупреждаем отвлекаемость, но стараемся не вмешиваться в то, что делает ребенок, предоставляем ему самому выполнить задание, проконтролировать его, сравнить с правильным ответом, найти ошибку и исправить ее. В тех случаях, когда кто-либо из детей все же не понимает, что надо делать, то мы или даем облегченный вариант этого задания, или индивидуально еще раз прорабатываем его, подробнее разъясняем инструкцию, начинаем выполнять задание вместе с ребенком, постепенно уменьшая долю своего участия в совместном занятии.

Дети, как правило, с удовольствием «играют» с вышеописанными пособиями, ждут их. Отсюда возникает заинтересованность предстоящей работы. А это, в свою очередь, побуждает к осмысленному запоминанию инструкций. Дети слушают инструкцию логопеда, затем отвечают на вопросы (как вы будете делать?), рассказывают о последовательности работы, и последний этап — проговаривание действия про себя.

Чтобы усвоение инструкции детьми было осознанным, логопед несколько раз повторяет ее, каждый раз видоизменяя. При этом мы вводим в свою речь и не известные ранее детям слова, попутно объясняя их смысл. При повторении инструкции детьми следим, чтобы они употребляли эти слова в своей речи, т.к. в дальнейшем эта практика облегчает объяснение детьми своих действий.

В инструкции стараемся использовать временные слова-понятия: сначала, затем, позже, раньше, до, потом и т.п., что помогает детям в развитии временных восприятий; а также акцентируем внимание на правой — левой стороне, верхнем — нижнем ряду, учим обращать внимание на местоположение картинки или графического изображения. В процессе работы с вышеназванными пособиями происходит освоение пропорций, расположение на условном пространстве заданных конструкций («Напечатай слово», «Световое табло», перфоконверты, часы, планшеты-компьютеры).

Это очень важно, т.к. у многих детей с общим недоразвитием речи наблюдаются недостатки пространственного восприятия: они испытывают затруднения в расположении заданных предметов в пространстве, не соблюдают строку.

При помощи этих пособий мы повышаем цветную чувствительность у детей, ведь многие из них не знают и не дифференцируют цвета и их оттенки. Поэтому в наших пособиях так много цветных деталей, на которые мы обращаем особое внимание (голубые, розовые и желтые экраны-бегунки на планшетах-компьютерах, разноцветные магнитные кружки в пособии «Напечатай слово», оранжевые и зеленые прямоугольники с электрическими контактами под каждой картинкой на «Световом табло», разноцветные шары с буквами в пособии «Найди свое слово», даже разноцветные пластмассовые канцелярские скрепки на карточках по обучению чтению). Все эти цветные детали пособий обязательно обыгрываются и несут особую нагрузку в наших заданиях.

Результаты исследования показали эффективность предложенной выше системы дидактических игр с элементами программирования. Все дети с общим недоразвитием речи к концу второго года обучения в логопедической группе научились пользоваться наглядными образцами и выполнять действия по устной инструкции. У большинства детей выработалась привычка доводить начатое дело до конца, т.к. игры с элементами программирования не позволяют оставлять задание незаконченным. Большинство детей достигли высокого уровня самоконтроля, и не только при выполнении программированных заданий, где каждую ошибку дети замечали и самостоятельно исправляли.

Более того, у всех детей возросло внимание к собственной речи. Благодаря программированным заданиям у них быстрее сформировались навыки речевого контроля (как за собственной речью, так и речью других детей), появились нестимулированные оценочно-контрольные действия. Дети начали исправлять допущенные ошибки в процессе рассказа без указаний логопеда. Нестимулированные оценочно-контрольные действия характеризуют новую качественную ступень в развитии детского самосознания, они являются основой для целенаправленного формирования самооценки и самоконтроля в учебной деятельности. И наличие положительного переноса сформированных оценочно-контрольных действий в одном виде учебно-игровой деятельности в другие имеет большое педагогическое значение для успешной подготовки детей к школе.

На основании вышесказанного, используя наш опыт и опыт педагогов школ, можно создавать свои аналогичные пособия и дидактические игры с элементами программированного обучения и использовать их в работе с детьми в коррекционных целях. Но при этом надо помнить, что спецификой предложенных нами программированных заданий является обязательное включение действий оценки и контроля как компонентов учебной деятельности в ведущую для детей этого возраста деятельность — игровую.

Таким образом, использование дидактических игр с элементами программирования при разумном сочетании с традиционными методами обучения детей с общим недоразвитием речи значительно повышает эффективность педагогического процесса. Программированные задания не только формируют навыки самостоятельной работы, приучая детей сосредоточенно работать в течение определенного времени, контролируя и оценивая свои действия, но и являются прекрасным средством развития произвольного внимания, наблюдательности, воображения, пространственного представления и восприятия, памяти, эмоции, воли, активизации всей психической деятельности. Они помогают сделать обучение интересным и радостным.

Все это позволяет успешно подготовить детей к школе на уровне современных требований, сформировать предпосылки учебной деятельности.

Нельзя забывать, что только в практических занятиях, играх с детьми мы поможем им преодолеть имеющиеся недостатки, надо помнить, что эффективными занятия становятся только когда мы заботимся о всестороннем развитии ребенка. Эта идея и была положена в основу создания системы дидактических игр с элементами программированного обучения.

Конспект комплексного занятия в старшей логопедической группе на тему «гласные звуки [у], [а], [и], [Э]»

Цель занятия:

1. Повторение произношения звуков [у], [а], [и], [э].
2. Закрепление термина «гласные звуки».
3. Выделение звуков [у], [а], [и], [э] из начала слова.
4. Узнавание гласных в середине слова.
5. Анализ и синтез обратных слогов.
6. Воспитание внимания и памяти.
7. Упражнять детей в сравнении, обобщении; закреплять знания о животных и птицах.
8. Развивать действия контроля.

Оборудование:

Предметные картинки на звуки [у], [а], [и], [э]; звуковые линейки; световое табло на дифференциацию звуков [и]—[э]; Незнайка; разноцветные кружки; таблица на классификацию, сравнение и обобщение зверей и птиц; светофор.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

Сядут все девочки, потом сядут мальчики 1-го ряда, потом сядут остальные дети. Не забывайте, что мы сидим с прямыми спинками; говорим громко, четко, стараемся говорить правильно.

II. Повторение пройденного

а) Сегодня мы повторим звуки, которые уже учили, а какие это звуки, догадайтесь сами.

Артикуляция звуков [у], [а], [и], [э].

— Так, какие звуки мы будем повторять? (...)
— Как называются эти звуки?
— Почему они называются гласными?

б) У каждого на столе лежат картинки. Разложите их перед собой, посмотрите внимательно, что на них изображено.

— Кто не знает, что изображено на картинке, поднимите руку (...)
— Найдите и поднимите картинку на звук [у].
— Что у тебя? (3—4 ответа.)
— Найдите и поднимите картинку на звук [а]. (Называют картинки 3—4 ученика.)
— Найдите и поднимите картинку на звук [и]. (2—3 ребенка.)
— Найдите картинку на звук [э]. (2—3 ответа.)
— Соберите картинки и положите на край стола.

в) Анализ и синтез обратных слогов.

— А теперь послушайте внимательно, какой слог я произношу: АП
— Сколько звуков я произнесла? (2)
— Какой первый? (а)
— Какой это звук? (Гласный.)
— Покажите его на линеечке.
— Какой второй звук? (п)
— Какой это звук? (Согласный.)
— Покажите это на линейке.
— Назовите 1-й звук, 2-й звук.
— Какой слог получился?
— Закройте линеечки.
— Сколько звуков я произнесла?
— Какой 1-й? 2-й? Покажите их на линеечках.
— Какой слог получился?
— А сейчас поиграем в «живые звуки». Выйдут ко мне... (2 ребенка)
— Ты будешь гласным звуком [и], а ты — согласным звуком [к].
— Какой ты звук? А ты?
— Поставим их радом. Какой слог получился?

(Выходят другие дети.)

— Каким гласным звуком ты будешь?
— Каким согласным звуком ты хочешь быть?
— Поставим их рядом. Какой слог получился?

III. Физминутка

А сейчас поиграем с вами в паровозики. Встанут мальчики и встанут девочки. Выпрямились паровозики. Посмотрим, какой паровозик будет лучше гудеть (у-у-у...), будет внимательнее, не будет ехать на красный свет, проедет без аварий.

IV. Работа на дифференциацию звуков [и]—[э]

— Ребята, к нам в гости пришел Незнайка (выставить на доске). Он пришел к вам за помощью. Опять он не смог выполнить задание на «волшебной доске» со светящимися фонариками. На этот раз он не смог определить, с какого гласного звука начинаются названия предметов, изображенных на картинках. Запутался, не знает, когда на какой прямоугольничек нажимать: на оранжевый или на зеленый, и задание у Незнайки было такое: «Если слово начинается со звука [и], надо нажимать на оранжевый прямоугольник; а если слово начинается со звука [э], нажимать на зеленый прямоугольник». Поможем, ребята, Незнайке выполнить задание?

— На какой прямоугольник надо нажимать, если слово начинается со звука [и]?

А если со звука [э]?

(На доске — эти обозначения.) Дети показывают картинки, определяют 1-й звук. При правильном ответе загораются лампочки.

V. Узнавание гласных в середине слова

— Я знаю, что Незнайка очень любит слушать, как ребята отгадывают загадки. Он принес вам несколько загадок. Интересно, отгадаете вы их или нет?

«Прежде, чем его мы съели,
Все наплакаться успели» (лУк)

— Какой гласный звук «спрятался» в этом слове?

«Ползет наоборот,
Задом наперед.
Все под водой
Хватает клешней». (рАк)

«Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневой шапкой
С бархатной подкладкой». (грИб)

«На красных ногах
Кричит «Га-га-га!»,
Воды не боится,
Что это за птица?» (гУсь)

VI. Игра «Разноцветные кружки»

— Давайте поиграем в игру «Разноцветные кружки». Хотите?
— У нас две команды. Какая команда больше придумает слов на гласные звуки? За каждое правильное слово — кружочек. А мы с Незнайкой потом посчитаем. (Дети называют слова на звуки [у], [а], [и], [э].)

VII. Работа по таблице

— Посмотрите внимательно на эту интересную таблицу, рассмотрите всех, кто здесь изображен.
— Сравните животных 1-го и 2-го столбиков. Какие это животные? (Домашние и дикие.)
Какие животные в 1-м и 2-м столбиках похожи друг на друга? (Кошка — тигр, собака — волк, лошадь — лось.)
— Как можно назвать всех, кто изображен в третьем столбике? (Птицы.)
— Каких птиц больше: домашних или диких? (Домашних.) На сколько?
— Названия каких птиц начинается с гласных звуков? (Индюк, Утка.)
— Посмотрите внимательно на всю таблицу. В каких словах в середине слышится гласный звук? (вОлк, гУсь, кОт...)

VIII. Итог занятия

— Итак, какие звуки мы сегодня повторяли?
Haзовите по одному слову на любой из этих звуков.

Конспект комплексного занятия в старшей логопедической группе на тему «Дифференциация звуков [п]—[т]—[к]»

Цель занятия:

1. Закрепление четкого произношения звуков [п], [т], [к] в словах, предложениях.
2. Дифференциация звуков [п]—[т]—[к] на слух и в произношении.
3. Развитие умения определять место звука в слове.
4. Совершенствовать анализ и синтез обратных слогов.
5. Воспитание внимания, памяти.
6. Развивать действия контроля.
7. Упражнение детей в составлении рассказов.

Оборудование:

Звуковые часы; магнитные — на доске и у каждого ребенка; световое табло, диапроектор, игрушки в коробках (у каждого ребенка), звуковые линейки для анализа слогов на каждого ребенка), указки. Незнайка, магнитные предметные картинки на звуки [п], [т], [к], бубен, разноцветные кружки, магнитные предметы для составления рассказа «День рождения».

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

— Сядут все девочки. Сядут все мальчики первого ряда. Сядут остальные дети.

II. Объявление темы занятия

— Сегодня на занятии мы повторим звуки, которые уже учили, а какие это звуки, догадайтесь сами.

(На доске — магнитные картинки: пальто, коньки, туфли.)

— Давайте хором назовем эти картинки, выделяя голосом первый звук.
— Итак, какие звуки мы будем повторять сегодня на занятии? Перечислите их.
— Как называются эти звуки?
— Почему они называются согласными?
— Что еще можно сказать об этих звуках? Какие они? (Твердые.)

III. Выделение звуков [п], [т], [к] из начала слова и их дифференциация

1. Работа с игрушками.

— Интересно, что сегодня лежит в коробках? Давайте откроем и посмотрим (игрушки).
— Положите игрушки перед собой. Рассмотрите их.
— Поднимите руку, кто не знает названия какой-либо игрушки.
— Найдите и поднимите игрушку, название которой начинается со звука [к]. (Несколько детей называют свои игрушки.)
— Найдите игрушку, название которой начинается со звука [т].
— Найдите игрушку, название которой начинается со звука [п].

2. Работа по «Световому табло».

— Посмотрите, какие картинки принес нам Незнайка сегодня (на «Световом табло»). Назовем их хором.
— Послушайте внимательно Незнайкино задание:

«Если в слове слышится звук [к], надо нажимать на оранжевый прямоугольник, а если звук [п] — на зеленый прямоугольник».

Дети называют картинки, определяют, какой звук слышится в слове — [к] или [п], проверяют правильность ответа. (Если ребенок ответил правильно, загораются сигнальные лампочки.)

IV. Физминутка

Поиграем в карусели. Слушаем бубен! Какая из двух каруселей будет лучше крутиться?

«Еле-еле, еле-еле
закружились карусели.
А потом, потом, потом
все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
вот и кончилась игра».

V. Выделение звуков [п]—[т]—[к] из начала и конца слова

1. Работа со звуковыми часами.

— Положите перед собой звуковые часы. Посмотрите внимательно на картинки. Кто не знает названия какой-либо картинки, поднимите руку.
— Посмотрите на мои часы (магнитные часы на доске). Обратите внимание, что зеленый кружочек находится вверху. (Значит, выделяем первый звук в слове.)
— Назовем картинки хором, выделяя первый звук.
— Скажите, какое задание я хочу вам предложить?
— Да, большая стрелка должна показывать на картинку, название которой начинается со звука [т], а маленькая стрелка должна показывать на картинку, название которой начинается со звука [п].
— Не забудьте сразу же проверить, правильно ли вы выполнили задания.
— Посмотрите еще раз на мои часы. Обратите внимание, что зеленый кружочек находится внизу. Назовем картинки хором, выделяя последний звук в слове.
Какое задание я хочу вам предложить?
— Да, большая стрелка должна показывать на картинку, в названии которой звук [к] слышится в конце слова, а маленькая стрелка — на картинку, в названии которой в конце слова слышится звук [т].
— Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Если неправильно, исправьте ошибку.

VI. Выделение предметов, в названии которых слышатся звуки [п]—[т]—[к], из сюжетных картинок

— А теперь посмотрим, какие картинки покажет нам сегодня волшебный экран. Смотрите внимательно. Назовите предметы, в названии которых слышатся звуки [п], [т], [к]. Обязательно скажите, какой звук слышится в слове, которое вы назвали. (Рассмотреть 2—3 картинки по диапроектору.)

VII. Анализ и синтез обратных слогов

— Что рассказывает нам эта схема?

На доске два квадратика — красный и синий.

— Сколько звуков надо произнести? (Два звука.)
— Какой первый? второй? (Гласный, согласный.)
— Подберите слоги к этой схеме, если гласный звук [а]. (Ат, ап, ак...)
— Сколько звуков я произнесла: УТ?
— Назовите первый. Второй. Обозначьте их на звуковой линейке. Какой слог получился?

VIII. Составление рассказа «День рождения»

— Давайте поиграем с вами в слова. Придумаем сказку.

На прошлом занятии мы придумали сказку о том, как встретились кот и собака, подружились и стали жить в домике, который построили в сказочном лесу. Как они познакомились с девочкой, живущей в домике на соседней полянке. А сегодня мы опять о них придумаем коротенькую сказку. С каких слов у нас начинаются все сказки? («Жили-были...»)

— Жили-были два друга в домике на опушке сказочного леса. Это были кот и собака. Кличка кота начинается со звука [п]. Как зовут кота? (Пушок.) Кличка собаки начинается со звука [т]. Как зовут собаку? (Тошка.) А на соседней полянке в расписной избушке жила девочка. Имя девочки начинается со звука [к], а в середине ставится мягкий звук [ть]. Как зовут девочку? (Катя.) Сегодня у Кати день рождения, ей исполнилось шесть лет. Она позвала в гости своих друзей. Пушок и Тошка решили поздравить Катю и подарить ей... Что дарят девочкам на день рождения? (Цветы.) Да, цветы. А Катя любит цветы, название которых начинается со звука [ть], а в середине слышится звук [п]. Какие это цветы? (Тюльпаны.) Друзья подарили Кате букет прекрасных тюльпанов. А еще Катюшка любит рисовать.
И Пушок с Тошкой подарили ей красный... Название этого предмета начинается со звука [к]. (Карандаш.) Катя очень любит читать. И друзья подарили... Что они подарили? Название этого замечательного подарка начинается со звука [к]. (Книгу.) Кате очень понравились подарки. Она поблагодарила своих друзей, и они все вместе стали рисовать и читать книгу.

По ходу рассказа на магнитной доске прикрепляются предметы: сказочные домики, деревья, кот, собака, девочка, букет тюльпанов, карандаш, книга.

Дети рассказывают сказку.

IX. Итог занятия

— О ком мы придумали сказку? (О Кате, Тошке и Пушке.)
— Какие звуки слышатся в начале этих слов? ([К], [т], [п].)
— Какие это звуки?

Игра «Разноцветные кружки» (соревнование между двумя командами). Назвать слова со звуками [п], [т], [к]. За каждое правильно названное слово на магнитную доску прикрепляется кружок.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru