Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №3/2006

РАБОЧИЙ СТОЛ

Екатерина ДАНИЛИНА,
Ольга ТИТАЕВА

Рукоделие с использованием швейной машинки

Программа дополнительных занятий по ручному труду
для детей дошкольного возраста (3—6 лет)

Срок реализации программы — 3 года

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Наш дом», г. Москва

Пояснительная записка

Главная цель курса «Рукоделие» — формирование у детей интереса к занятиям ручным трудом в процессе обучения основам работы на швейной машинке.

Благодаря многостороннему охвату разнообразных мыслительных и двигательных операций на занятиях, рукоделие гармонично воздействует на целостное развитие ребенка, на формирование его характера.

Детям нужно создавать что-либо своими руками: это самый простой и естественный способ развития, потому что развитие происходит в деятельности. Кроме того, изготовление функциональных вещей положительно влияет на общее отношение к миру. Сложный мир вещей становится гораздо ближе и доступнее, что сказывается и на эмоциональном благополучии детей: страх и неуверенность уходят, а растет творческая активность. Законченность, функциональность, прочность и «настоящесть» сделанной ребенком вещи достигается благодаря настоящей машинной строчке. Эту строчку дети должны выполнить сами. Для этого на занятиях используется электрическая швейная машинка с педалью.

Дети всегда строчат на машинке с большим удовольствием. У них, как правило, все получается быстро и легко. Кроме того, швейная машинка является атрибутом сугубо взрослой деятельности, а не игрушечного мира, созданного специально для детей взрослыми.

На занятиях мы знакомим детей с большим количеством разнообразных материалов: нитками, тканями, непряденой шерстью, отделочными материалами. В процессе работы с материалами исследуются их свойства. Это база сенсорного развития и формирования зрительно-моторной координации.

У некоторых детей в нашем саду наблюдается слабость двигательной координации, физическая неловкость. Во время игр у них обычно все падает и рушится, они плохо рисуют, при конструировании, собирании пазлов недостаточно точно соединяют части в целое, неловко выполняют работы по аппликации. Благодаря работе по формированию зрительно-моторной координации на занятиях по рукоделию дети учатся действовать одной и двумя руками под контролем зрения, что поможет им совершенствоваться в других видах деятельности и избегнуть многих проблем в школе.

Задачи курса:

— развивать общую моторную координацию и мелкую моторику руки, координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию;
— обучать началам работы на швейной машинке;
— учить с помощью взрослого планировать этапы и последовательность выполнения работ; формировать умение выполнять последовательную цепочку действий; развивать умение доводить работу до конца;
— воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении коллективных заданий;
— развивать стремление ребенка к самостоятельности.

Особенности построения занятий

Занятия построены таким образом, чтобы в конце каждого из них ребенок видел результаты своего творчества. Данный прием развивает творческие способности и повышает самооценку ребенка, так как законченность работы приносит чувство удовлетворения и радости.

Занятие заканчивается подведением итогов в игровой форме. Это рассказывание сказок с участием персонажей, сшитых детьми (колобок), подвижные игры: «вышибалы» (мячик сделан детьми на занятиях), составление рассказа по сюжету панно, сделанного детьми на занятии. Изготовленная вещь сразу включается в реальную жизнь: например, на прогулку дети выходят со сделанными на занятии сумочками, наполненными всем необходимым для игры на улице.

Принципы использования швейной машинки на занятиях ручным трудом

Во время шитья на швейной машинке строго соблюдаются следующие правила:

— одномоментно на машинке работает только один ребенок в присутствии взрослого;
— взрослый страхует движения ребенка: его руки лежат на кистях шьющего, фиксируя их на необходимом расстоянии от подвижных частей машинки; под контролем педагога и нога ребенка, нажимающая на педаль;
— при работе строжайше выполняются правила техники безопасности.

В начале каждого учебного года проводятся занятия по технике безопасности, на котором дети усваивают правила и порядок шитья на машинке. Правила повторяются перед каждым занятием или внутри занятия, перед шитьем на швейной машинке.

Правила техники безопасности, которые дети должны знать наизусть и которым должны неукоснительно следовать:

1. Не прикасаться к движущимся частям швейной машинки.
2. Не нажимать на педаль без разрешения преподавателя.
3. Останавливать работу по слову воспитателя.

Занятия по технике безопасности построены как лекции с элементами беседы и игровыми элементами.

В результате завершения курса «Рукоделие» с уверенностью можно сказать, что:

— дети будут тверже владеть своей рукой, что поможет им быстрее и легче научиться письму в школе;
— к школе они накопят определенную базу специальных умений и навыков, которые усложнятся на уроках труда, сами уроки труда уже не станут для наших детей чем-то второстепенным;
— дети приобретут более уверенное и оптимистичное отношение к жизни, будут решать поставленные перед ними задачи, проявляя терпение и упорство, стараясь доводить свою работу до конца.

Занятия рассчитаны на детей от четырех до шести лет и проводятся один-два раза в неделю. Занятия индивидуальные. В крайнем случае в них могут принимать участие два человека. Сроки реализации программы — 3 года.

Занятия носят комплексный характер: в течение занятия меняются виды деятельности, последовательно решаются разные задачи. Вот примерная структура такого занятия:

  • предварительная беседа,

  • придумывание персонажа,

  • изготовление выкройки (рисование на бумаге, вырезание),

  • вырезание из ткани по выкройке,

  • наметывание,

  • строчка на машине,

  • набивка.

Последовательность разворачивания программы

Дети четырех лет начинают с самых простых поделок, которые можно изготовить за одно занятие. Дети обогащают свои знания о различных материалах, учатся с ними работать: разрезать ткани (это не то же самое, что разрезать бумагу), связывать нитки, набивать игрушки распушенной шерстью. В основном дети работают с трикотажем, как более «послушным» материалом.

На втором году обучения усложняются выкройки мягких игрушек. Игрушки становятся объемными. Дети делают коллективные аппликативные работы — панно, большие ковры, занавески, которыми впоследствии украшаются помещения детского сада. Дети овладевают приемами наметки, учатся пришивать пуговицы с двумя дырочками. Работают с хлопчатобумажными, шерстяными и синтетическими тканями.

На третьем году обучения дети участвуют в планировании коллективных панно, проявляют больше самостоятельности на всех этапах их изготовления. Они делают работы для младшей группы. Работают с ковровым покрытием, в качестве нового материала. Шьют наряды на себя. Пришивают разными способами пуговицы с четырьмя дырочками, продевают внутрь кулиски ленту или резинку, совершенствуются в шитье и вышивании.

Детские поделки украшают группы и другие помещения, устраиваются выставки, изготавливаются подарки (от подготовительной группы для младшей) — это все реальные результаты нашей совместной деятельности, радующие глаз и вдохновляющие на новые творения.

На занятиях используется метод показа поэтапных образцов. Демонстрация промежуточных результатов поддерживает интерес детей к работе и является своего рода путеводителем в деятельности. При этом на столе лежит и готовый вариант поделки.

Подводя итоги занятия, мы учитываем степень активности и самостоятельности ребенка в ходе работы; его способность адекватно воспринимать объяснения воспитателя и следовать им; способность четко выполнять инструкции при шитье на швейной машинке.

Оборудование, используемое на занятиях

На занятиях используются:

— иглы швейные с закругленными концами и длинными «ушками», ножницы, английские булавки;
— разнообразные нитки (хлопок, ирис, мулине, толстая шерсть), разнообразные ткани (хлопок, шелк, шерсть, синтетика, толстый и тонкий трикотаж, ткань для паласов);
— непряденая шерсть для набивки;
— материалы для отделки (бисер, стеклярус, крупные бусины, пуговицы, блестки, тесемки, готовые аппликации и т.д.);
— швейная электрическая машинка;
— ткацкий станок.

В комнате для занятий имеется аптечка для оказания первой помощи.

Примеры занятий по программе «Рукоделие с использованием швейной машинки»

Занятие по технике безопасности

Дети:

— знакомятся со швейной машинкой, ее назначением и использованием;
— запоминают движущиеся части машинки и правило: никогда не прикасаться к ним во время работы;
— учатся правильному рабочему положению за машинкой;
— обучаются работе на швейной машине.

1. Беседа на тему «Машины — помощники человека». Необходимость использовать машины при строгом соблюдении техники безопасности. Что может получиться, если не пользоваться техникой безопасности.

2. Назначение швейной машинки. Знакомство с движущимися частями швейной машинки, исследование их при выключенной машинке. Знакомство с правилом, что к движущимся частям машины, включенной в сеть, категорически нельзя прикасаться.

3. Демонстрация шитья на швейной машинке, знакомство с положением рук и ног при работе. Обучение правильной посадке при работе. Знакомство с разными машинными швами. Первые самостоятельные пробы работы под руководством педагога. Работа по команде «Начинаем строчку» и по команде «Останавливаемся».

4. Заучивание правил техники безопасности при работе на швейной машинке.

5. Игры на тренировку внимания.

6. Повторение правил техники безопасности при работе на швейной машинке.

Занятия по технике безопасности лучше проводить в подгруппе из трех-четырех человек. Для малышей целесообразно использовать больше демонстрационных приемов. Старшие дети могут рассказывать правила и демонстрировать условия их выполнения самостоятельно.

В дальнейшем можно учить детей названиям элементов швейной машинки, предлагать самим провести занятие по знакомству с машинкой с использованием правил техники безопасности.

Первый год обучения

Занятие по теме «Нитчатая кукла»

Дети учатся отматывать и сматывать нитки, не путаться в них, отрезать нить; приему стягивания и закрепления (завязывания) нитки.

Для занятия потребуются шерстяные нитки или нитки «ирис» разных цветов.

1. Веселые ребятишки, мальчик и девочка из ниточек, очень хотят потанцевать в хороводе. Предлагаем детям сделать мальчиков и девочек и станцевать в хороводе.

2. Всем известно, как сделать этих куколок. Из одного плотного мотка ниток изготовляются голова и туловище. Складываем нити пополам, перетягиваем моток ниткой: это «макушка» куклы. Отступив от макушки на небольшое расстояние, снова перетягиваем его ниткой и завязываем: получилась голова. Из мотка потоньше и поменьше делаются руки. Кисти рук делаем так же, как и голову, только без макушки. Руки нужно продеть через середину большего мотка, снизу от головы. Под руками туловище перетягиваем еще раз: получается талия.

3. Для куколок можно сделать бусы. Куколкам можно пришить нитчатые косы, завязать веревочные пояски.

4. Готовых куколок можно соединить в хоровод, а потом подвесить к люстре, как мобиль.

Занятие по теме «Феи-марионетки»

Дети учатся:

— определять на ткани места для формирования головы и рук (в середине и в уголках);
— скатывать плотный небольшой шарик из шерсти, помещать его в намеченный центр изделия и закреплять;
— водить марионеток.

На этом занятии дети учатся самым первым действиям с тканями, нитками и шерстью.

1. Марионетка, сделанная из шелка, — это уже не просто кукла, это фея. Она воздушная и прилетает с песенкой. Она научит детей делать таких же фей, которые смогут жить у них в кармашках.

2. Из квадратного кусочка шелка сделаем такую куколку. В куске ткани нужно найти серединку: тут будет голова.

3. Из непряденой шерсти скатываем тугой маленький комочек и кладем в серединку ткани. Завязываем ткань вокруг комочка, для прочности обмотав ниткой несколько раз.

4. Так же делаем ручки из уголков шелкового платка. Они будут меньшего размера, чем голова.

5. К голове феи можно пришить тесемку или сделать колпачок из более плотной ткани. Можно сделать фее бусы.

6. Воспитатель «оживляет» фей: продевает через их руки и голову ниточки, связывает все нити вместе и учит детей водить кукол-марионеток.

7. Теперь куколки ожили и зашевелились, стали ходить друг к другу в гости, поселились в детских кармашках или шкафчиках.

Занятие из серии «Поделки из носочка»

Дети учатся самым простым действиям с нитками, иглой и тканями:

— отрезать ткань без выкройки;
— обматывать нитку и перетягивать ткань, завязывать, закреплять нитку, чтобы не распускалась;
— заполнять объем мешочка непряденой шерстью;
— основам работы с иглой, шву «вперед иголка» (достаточно произвольный), стягиванию шва;
— формированию шара, приемам декора.

1. Показываем детям готовые изделия: мячики из трикотажа, из носочков. Внутри мячиков лежит пластмассовый футляр, в котором когда-то находились маленькие игрушки из шоколадных яиц. В пустой футляр кладут какие-либо стучащие, звенящие или шуршащие мелкие предметы: получается мячик-погремушка. Это мячики с секретом.

2. Выбираем ткань для мячиков, подбираем содержимое для «начинки». Кому-то понравятся тихие шуршащие звуки (косточки, кусочки фольги), кому-то — звенящие звуки (монетки).

3. Отрезаем от выбранных носков часть, необходимую для изготовления мячика и похожую на мешочек. Оборачиваем шерстью пластмассовую звучащую начинку.

4. Теперь требуется сделать наметку: нужно не очень большими стежками, по краю мешочка пройти швом «вперед иголка». Перед тем как стянуть верхушку мячика, кладем в него футляр, обернутый шерстью. «Добиваем» будущий мячик шерстью. Потом стягиваем протянутую по краю мешочка нить, с помощью взрослого закрепляем ее, краешек прячем внутрь мячика.

5. Украшаем место стяжки бусинками и пуговицами.

6. Играем в новые мячики.

Начинать можно с простых мячиков, а не с погремушек. Можно по этой же схеме сшить колобки: на верхушке, в месте сборки, пришить прядку волосиков-ниточек, глазки-бусинки, нарисованный рот. Вот и герой сказки готов, можно ставить спектакль.

На втором году обучения дети изготавливают мячики с минимальной помощью воспитателя, самостоятельно пришивают украшения: пуговицы, бусинки, блестки. Шить такие мячики приятно и легко. Более старшие дети могут сшить их кому-нибудь в подарок.

Занятие из цикла «Мягкая игрушка»

Дети учатся:

— вырезать по сложной выкройке;
— шить швом «вперед иголка» без стягивания ткани, произвольными стежками;
— строчить на швейной машинке по сложному контуру;
— равномерно заполнять внутренний объем игрушки шерстью;
— придавать игрушке законченный вид (пришивать глаза, хвосты, уши и другие мелкие детали).

1. Показ готовых изделий — мягких игрушек в форме разнообразных зверюшек. Эти зверюшки (лошадки, слоны, медведи, зайцы) плоские, то есть состоят из двух симметричных частей, сшитых между собой и набитых непряденой шерстью. Можно рассказать историю о том, что грустные зверюшки скучали на улице. Потом они встретились с детьми и очень хотят, чтобы у них появились друзья и чтобы эти друзья были смешными и добрыми, умели бы делать всякие фокусы (кувыркались, прыгали под потолок
и т.д.). После этого можно предложить детям сделать друзей для игрушек, похожих на них, как братья-близнецы.

2. Дети выбирают фигурки готовых выкроек, прикладывают их к ткани, обводят, учитывая, где лицевая сторона, а где изнанка. Ткань, подходящая для этих изделий, — мягкий, плотный шерстяной трикотаж.

3. Обе половинки будущей игрушки нужно ровно приложить друг к другу и приметать швом «вперед иголка». В младшей группе мы не ставим перед детьми задачи сметывать выкройку возле края или по линии. Нужно почувствовать, как держать иголку в руках, чтобы она постоянно не вываливалась, как сделать так, чтобы нитка не обкручивала край, как нужно тянуть нить за иглой, чтобы ткань не собиралась «гармошкой».

4. Повторяем правила техники безопасности при работе на швейной машинке.

5. Сметанные половинки с удовольствием сшиваем на машинке. Во время работы педагог кладет свои руки сверху на руки ребенка, не давая выхода внезапным неловким и импульсивным движениям. Нажимает на ножную педаль сам ребенок. Ему важно научиться координировать движения ноги с необходимостью остановить или начать машинную строчку по слову воспитателя.

6. Оставляем в изделии недостроченную «дырочку» — чтобы через нее набивать игрушку шерстью. Это дети делают с большим удовольствием. Потом педагог сам заделывает отверстие.

7. Уши, хвосты и глаза, а также гриву и прочие части для игрушек маленьких детей взрослый пришивает сам, а дети наблюдают. Уши и хвосты дети могут предварительно вырезать, могут также нарезать шерстяных ниток определенной длины для гривы. Пуговки-глазки пока пришивает сам преподаватель, давая детям потянуть за иголку и попасть в отверстие пуговицы.

8. Любуемся готовыми игрушками и играем с ними.

Занятие можно разбить на два. Это целесообразно сделать на начальных этапах, на самых первых занятиях, чтобы у ребенка не было избытка новой информации.

На втором году обучения занятия цикла постепенно усложняются: игрушки становятся объемными, у них появляется еще по две детали — внутренние вставки. За счет вставок игрушки могут стоять.

Дети самостоятельно учатся пришивать мелкие детали (уши и хвосты).

На третьем году обучения дети сами пришивают все мелкие детали и пуговки-глазки, то есть полностью выполняют работу.

Занятие из цикла «Куколки и наряды для них»

Дети учатся:

— работать с тканью, изготовлению простых выкроек (круг, квадрат, прямоугольник), вырезанию по выкройкам;
— оформлять лицо и костюм куклы;
— пришивать волосы из толстых шерстяных ниток.

1. Знакомимся с новыми гостями — куколками подружками-болтушками. Они все время шепчутся, хихикают и рассказывают смешные истории. Таких веселых подружек неплохо бы завести и себе, чтобы не грустить. Сделаны куколки из ткани, скатанной в трубочку (туловище и руки). Головы куколок сделаны по такому же принципу, что и мягкие мячики, только они меньшего размера.

2. Делаем головы (как мячики) — лучше из трикотажа. Туловище представляет собой трубочку из плотной ткани, на которую насаживается готовая голова. Собираем куколок. Куколка готова.

3. Оформляем головы куколок: пришиваем волосы из ниток, рисуем лицо карандашами или нашиваем вместо рта и глаз пуговицы. Волосы кукол дети собирают в косы, вплетают в них нитки бус, красивые тесемки.

4. Делаем одежду для куколок — очень просто: вырезаем из ткани круг или прямоугольник с дырочкой в середине. Закрепляем одежду на туловище, затягивая или завязывая нитки вокруг воображаемой руки или вокруг туловища куколки.

5. Играем в сделанных куколок, слушаем, о чем они шепчут нам на ушко. А они, оказывается, говорят нам «Спасибо!» за то, что мы их сделали.

На других занятиях можно продолжить одевать сделанных куколок, усложняя способы выкраивания одежды, добавляя в изготовление платьев элементы шитья. Если дело идет к зиме, можно сшить подружкам-болтушкам зимнюю одежду, если на дворе лето, необходимы легкие платьица.

Если с четырехлетками пришивание пуговиц-глаз и ниток-волос к голове куклы скорее можно назвать работой в четыре руки, то старшие дети делают эту работу с минимальной помощью воспитателя. Дети подготовительной группы одевают своих любимых кукол (не обязательно самодельных) в одежды с пуговицами и карманами. Куколку из «трубочки» старшие дети могут сделать сами и вышить им нитками глаза и рот.

Публикация статьи произведена при поддержке группы компаний «НЕВА ПЛЮС», являющейся производителем собственной линии трикотажа, а также реализующей мелким и крупным оптом более тридцати марок высококачественного трикотажа российских и белорусских производителей. В ассортименте представлен как детский трикотаж, начиная с первых дней жизни ребенка, так и верхний и бельевой трикотаж для женщин и мужчин. Доставка по всей России. «Нева Плюс» приглашает к сотрудничеству и частных лиц - организаторов совместных покупок.

Второй год обучения

Занятие из цикла коллективных работ. Панно «Осень»

Дети учатся:

создавать композицию на заданную тему и располагать детали на общем полотне;
— работать с тканями больших объемов;
— совместной работе с другими детьми.

1. Беседуем об осени и ее приметах. Предлагаем выбрать детям персонажа для большой общей картины под названием «Осень». Это могут быть гуляющие дети, спелые яблоки на дереве, лесные животные, заготавливающие на зиму припасы, и т.д.

2. Дети выбирают себе персонажа, которого они будут делать. Рисуем и вырезаем из ткани фигурки людей, животных и сказочных персонажей. Основой будет служить большой кусок ткани. Раскладываем на нем фигурки, компонуем, меняем местами, смотрим, как сделать красивее, как сделать так, чтобы всем фигуркам хватило места.

3. Приметываем расположенные на ткани фигурки, предварительно сколов их булавками. Пришивать детали к большому куску ткани труднее, чем к маленькому, свободно умещающемуся в руках.

4. Строчим на швейной машинке «зигзагом» — закрепляем фигурки.

5. Вывешиваем на всеобщее обозрение наш ковер — свою осеннюю историю.

Такие панно можно сделать по всем временам года и вывешивать в свое время в группе в качестве выставочной площадки, к которой можно будет прикреплять поделки из бумаги, подходящие по сюжету (птиц, цветы, облака и т.д.).

Младшие дети тоже могут принять участие в изготовлении панно, хотя они не участвуют в обсуждении и планировании. Малышам можно поручить расположить уже готовые детали (облака, цветы, елочки) на основе. Их задача — сделать так, чтобы эти детали не загораживали персонажей и были красиво расположены.

С детьми подготовительной группы продолжаем изготовлять различные панно и занавески, которые потом занимают свои места в группах. Вместе обсуждаем тему для изделия (например, занавеска в спальню может быть с луной и звездами), его конструкцию, а после изготовления вместе вешаем на подобранное место, то есть декорируем помещение. Дети старшего возраста уже могут самостоятельно выкраивать своего персонажа.

Занятие из цикла «Картины из ткани»

Дети учатся:

— подбирать и сочетать материалы при составлении картины;
— компоновать работу;
— пришивать пуговицы-глаза;

совершенствуют умения выкраивать и наметывать.

1. Показываем детям готовые образцы, например, портретов. Предлагаем самостоятельно сделать портрет, рассматриваем лица друг друга, вспоминаем какие-то особенности лиц своих знакомых (синие глаза, веснушки), подчеркиваем, что лицо на портрете должно быть красивым.

2. Выбираем материалы для задуманной работы: ткань для фона, для лица, нитки для волос, пуговицы или бусинки для глаз, ткань для одежды. Вырезаем по выкройке детали портрета, раскладываем на ткани, наметываем. Для объема перед наметкой (или перед ее окончанием) можно подложить под форму для лица аккуратный «блин» из распушенной шерсти.

3. Строчим на машинке по краю формы.

4. Расцвечиваем деталями готовую основу: пришиваем глаза, рисуем рот (нос лучше не делать, это задача только для самых искусных умельцев). Пришиваем волосы из толстых шерстяных ниток, заплетаем в косички, если надо, подстригаем.

5. Даем имена изображенным на портретах человечкам и устраиваем портретную галерею.

Из ткани можно делать не только портреты, но и пейзажи, натюрморты. Для этого лучше предварительно посмотреть репродукции разных картин. Можно сделать «портрет» животного.

Дети третьего года обучения самостоятельно пришивают на свои картинки пуговицы с четырьмя дырочками, нитки — волосы, вышивают человечкам рот.

Третий год обучения

Занятие из цикла «Салфетки из канвы»

Дети учатся:

— шить швом «вперед иголка» по прямой линии равномерными стежками;
— вышивать;
— изготавливать бахрому по краю изделия.

1. Рассматриваем вместе с детьми готовые салфетки, рассказываем о способе украшения помещений с помощью салфеток. Предлагаем придумать, где можно положить их в группе и дома (под лампу, под телефон, под вазу). Можно повесить салфетку на стену — как картину.

2. Предлагаем детям выбрать заготовки из канвы разных цветов и размеров, прямоугольные или квадратные. У каждой будущей салфетки параллельно друг другу вдоль периметра уже выдернуты две дорожки шириной в одну-две ниточки, на расстоянии 1,5—2 сантиметра друг от друга. Дети подбирают нитки мулине для своей работы.

3. По дорожкам из выдернутых ниток проходим иглой, швом «вперед иголка», обращая внимание на то, что стежки должны быть достаточно равномерными и частыми, т.е. шаг стежка небольшой. Получаются два шва по периметру: один — внутренний, другой — внешний.

4. Теперь новой ниткой «подцепляем» стежок то из внутреннего, то из внешнего шва, следим, чтобы ткань не стягивалась. На ткани получается красивая дорога зигзагом от одной линии к другой. Если детям наскучит шить, можно предложить им приговорки, которые произносятся во время шитья. Например:

От дорожки до дорожки ходят маленькие ножки.
Тропинку протоптали и быстрее побежали.

5. Придумываем аппликацию в серединку салфетки, вырезаем ее элементы из кусочков другой ткани и наклеиваем. Для завершения работы можно отделать край бахромой, вытаскивая по ниточке с самого края. Дети очень любят это занятие. Заодно они знакомятся с простым тканевым переплетением на собственном опыте, освобождая нитку за ниткой.

 Если вышивка дается с трудом, занятие можно разбить на два. Можно делать расслабляющие упражнения для кистей рук или устраивать двигательные физминутки, чтобы долго не сидеть в скованной и напряженной позе.

Раз, два — выше голова,
Три, четыре — руки шире,
Пять, шесть — тихо сесть,
Семь, восемь — лень отбросим.

Это занятие можно проводить и с детьми старшей группы в конце года. У детей второго года обучения уже достаточно умений, они не боятся пробовать и всегда имеют желание что-нибудь сшить.

Занятие из цикла «Наряды и костюмы»

Дети:

— изучают последовательность изготовления одежды;
— учатся обрабатывать внутренние края одежды;
— знакомятся с приемами отделки одежды.

На этих занятиях дети знакомятся с приемами шитья одежды и получают начальное представление об основах портновского ремесла.

1. Выбираем ткань для костюма, обсуждаем фасон, длину, украшения.

2. Воспитатель, измерив сантиметром необходимые параметры, быстро кроит ткань.

3. Дети сметывают элементы раскроенной ткани. Трудность заключается в том, что детали большие и их трудно удерживать в руках. Для того чтобы с ними справляться, требуется терпение.

4. Повторяем правила техники безопасности при работе на швейной машинке.

5. Открытые края ткани обрабатываются машинным швом «зигзаг». Сравниваем свои швы со швами на одежде, в которую одеты дети.

6. На заключительном этапе работы, куда надо, вдеваем резинки, подвязываем ленты, подбираем украшения из готовых, купленных в магазине аппликаций. Аппликации с помощью утюга закрепляем на клеевом флизелине, а потом пришиваем на одежду.

7. Наряжаемся в новые наряды.

 Мальчикам можно предложить сшить себе рыцарский или королевский плащ.
У нас дети часто переодеваются для игры, и иметь в группе или у себя в шкафу плащ, корону многим очень хочется. Можно сшить темный плащ для Бабы Яги, он тоже может пригодиться в игре.

Занятия из цикла «Животные»

Дети работают с новыми материалами — паласом и мехом; учатся оформлять помещения.

Животных можно изготавливать из старых паласов. В работе принимают участие два-три ребенка. Этими изделиями мы украшаем группы.

1. Рассказываем о том, как древние люди украшали и утепляли свои жилища шкурами животных, как радовались охотники большой добыче. Нам не обязательно во всем следовать примеру древних людей. Мы можем украсить свою группу не шкурами убитых животных, а их изображениями. Предлагаем детям выбрать животное, которое они хотели бы сделать и повесить на стену. «Настенное» животное будет «охранять» наше жилище, а заодно украшать и утеплять его.

2. Дети выбирают выкройку животного и обводят его, положив на палас. Все по очереди пробуют вырезать животное из паласной ткани. Оказывается, это намного труднее, чем резать обычную ткань: чтобы разрезать толстый палас, нужно взять большие ножницы и приложить немалые усилия.

3. Потом по принципу изготовления мягких игрушек изготавливаем голову для животного из двух тканевых кругов охристого цвета, набиваем шерстью, делаем глаза, нос, усы, уши, гриву из меха. Голову пришиваем к туловищу. Делаем петельку, на которой подвесим игрушку на гвоздик.

4. Водружаем животное на стену и любуемся им: вправду стало теплее и уютнее!

Занятие из цикла «Подушки в кукольный уголок»

Дети подготовительной группы могут практически самостоятельно сделать подушки, начиная от выкраивания и заканчивая набивкой. Важно, что подушки делаются для детей младшей группы. Подушки нужны в кукольном уголке малышей. А еще они нужны, чтобы кидаться ими в группе: ведь малыши любят шалить! Но нужно, чтобы игры были безопасными.

1. Выбираем форму подушек: подушки могут быть прямоугольными, квадратными, многоугольными, круглыми, состоящими из секторов.

2. Повторяем правила техники безопасности шитья на швейной машине.

3. Выкраиваем и сшиваем подушки, набиваем подушки распушенной шерстью — не туго.

4. Можно опробовать подушки — покидаться ими немного, поиграть в «Съедобное — несъедобное».

Можно продолжить тему обустройства кукольного уголка: сделать матрасы в коляски и кроватки, стеганые одеяльца, спальные мешки для кукол.

Занятие из цикла «Работа на ткацком станке»

Дети знакомятся с частями и устройством ткацкого станка; учатся ткать на станке.

На этих занятиях дети получают представления о ткацком станке, о его работе и пытаются сами ткать.

1. Рассматриваем с детьми ткань грубого переплетения, выдергиваем по ниточке с края, рассматриваем, как ниточки «держат» ткань.

2. Демонстрируем работу маленького, но работающего ткацкого станка, называем его части и объясняем принципы работы.

3. Рассматриваем образцы тканых на станке полотнищ, которые хранятся в мастерской.

4. Дети пробуют ткать. Задача — сделать цельное полотно прямоугольной формы. Из этого полотна впоследствии будет шиться сумочка.

Если дети полюбят ткать, можно продолжить занятия, используя разные нитки и даже вырезанные тонкие полоски из лоскутов: получатся коврики разной фактуры. Дети могут выбрать ткань, которая им больше нравится, и объяснить свой выбор.

Занятие из цикла «Сумочки с плетеными ручками»

Дети учатся вить из ниток прочный и красивый шнур.

Такие сумочки просто необходимы маленьким модницам, а мальчикам они послужат дополнительным карманом, который, в отличие от обыкновенного кармана, легко снимается.

1. Рассматриваем образец сумочки. Он может быть сделан из самотканого полотна: тогда сумочка будет еще привлекательнее для детей. Рассуждаем о том, как сшито изделие, какие у него преимущества, вырабатываем план последовательности действий. Отмечаем: если кто-то хочет украсить сумочку аппликацией, это нужно сделать перед началом шитья. И вообще всегда нужно сохранять именно такую последовательность: сначала сделать аппликацию на ткани, потом приступать к сшиванию изделия.

2. Быстро изготавливаем сумочку, перед работой на швейной машине повторяем правила техники безопасности.

3. Выбираем материалы для отделки, свиваем из толстой веревки ручку для сумочки. Получается прочная и красивая ручка.

4. Расшиваем сумочку украшениями.

Рейтинг@Mail.ru