Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №6/2006

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ АССОРТИ

Ударные на марше!

Восприятие мира маленьким ребенком во многом сродни тому, как его воспринимал древний человек. Поэтому знакомить малыша с культурными реалиями можно, моделируя ситуации их возникновения. Такой подход позволяет ребенку пережить участие в создании, творении культуры и впоследствии облегчает ее понимание и присвоение. Это и подтолкнуло известного композитора и педагога Карла Орфа в начале ХХ века ввести в систему музыкального воспитания «уроки» создания самодельных музыкальных инструментов. Как показал конкурс «Музыкальная шкатулка», наши читатели с успехом используют этот метод в своей работе.

Без ударных инструментов невозможно помыслить современную музыкальную действительность. А с ростом популярности рока ударные выдвинулись чуть ли не на первый план, иногда и вовсе вытесняя собой остальные инструменты. Возможно, это симптом того, что историки культуры называют ренессансом архаики. Ведь никто не станет спорить с тем, что ударные одними из первых заняли место в музыкальном арсенале человечества. Необходимость колотить палками по стволам деревьев, загоняя животное в ловушку, со временем была перенесена в ритуалы и обряды, имитирующие охоту. Здесь к исполнительной стороне дела можно было подойти без спешки, специально заготовив предметы, при ударе издававшие нужные звуки. Так как разные предметы при ударах и постукиваниях издают разные звуки, человеку открывалось широкое поле для экспериментирования. Было также замечено, что разные звуки вызывают разные эмоции.

В извлечении звуков из различных предметов (тазов, кастрюль, ведер, крышек и т.п.) можно достигнуть невероятной виртуозности. Это со всей очевидностью продемонстрировали музыканты всемирно известного ансамбля «Уличные барабанщики». Но путь к виртуозности лежит через первые пробы.

Ксилофон «по-грецки»

Как продемонстрировали наши коллеги из архангельской «Звездочки» и из детского сада № 1 «Золотой ключик» г. Стерлитамака, замечательный ксилофон можно сделать из скорлупок грецких орехов, приклеив их на разделочную доску. Конечно, «настроить» такой ксилофон не удастся. Но отрабатывать ловкость рук очень даже можно. Даже попасть молоточком по скорлупке — и то непростая задача. А если сделать несколько таких «грецких ксилофонов» и скорлупки пронумеровать (вразброс), можно использовать инструмент не только на музыкальных занятиях, но и на занятиях по математике — для изучения числовой последовательности и цифр.

Барабаны в выставочном строю

Барабаны (тамтам) и бубен — древнейшие ударные инструменты. В нашем сознании они ассоциируются с ритуальными танцами и обрядами.
Как ритуальные инструменты, барабаны в свое время нашли свое место в воинском строю и в пионерской дружине.

Что такое барабан? Это емкость, напоминающая ведро, верх которой затянут туго натянутым материалом. Барабан несложно сделать своими руками.
В детском саду «Кэскил» с. Чурапча Республики Саха (Якутия) для детей и родителей объявили конкурс на изготовление самодельных барабанов. Все конкурсные работы были представлены на выставке.

Звукофоны и буль-бульки

Ольга Михеева, музыкальный руководитель детского сада № 411 г. Казани, приглашает своих воспитанников в царство звуков. С помощью различных самодельных приспособлений дети извлекают «стеклянные», «оловянные», «деревянные» звуки. Хрустальный звон бокалов — традиционная «музыка» застолья, призванная придать происходящему эстетический и торжественный характер. Но в шумовом оркестре пригодятся не только хрустальные бокалы, но и пузырьки и бутылки из обычного стекла. Подвешенные на прочных нитках к стойке, они превращаются в «стеклянный звукофон».
Если же бутылки наполнить разным количеством воды, как это делает Елена Кузьмина, музыкальный руководитель детского сада № 3 «Звездочка» г. Архангельска, получится настоящий, «настроенный» инструмент, на котором, как на ксилофоне, можно играть несложные мелодии. Дети называют такой инструмент «буль-булькой».

А вот Наталья Маслий и ее коллеги из детского сада «Журавушка» г. Новый Уренгой решили, что рюмки в «первозданном виде» не очень вписываются в развивающую среду детского сада. Поэтому хрустальные бокалы перевернули вверх дном, на подставку приладили головку куклы-матрешки, а собственно бокал превратили в матрешкин сарафан. Внутрь рюмок вклеили нитку с маленькой гаечкой. Получились хрустальные колокольчики с приятным мелодичным голосом.

Отбивайте такт ногой

Это тоже ударный инструмент. Но — с «металлическим» звуком. Фотографии ножных тарелочек прислала в редакцию музыкальный руководитель детского сада села Еманжелинка Челябинской области Раиса Фиськова. Маленькие металлические тарелочки от старого бубна крепятся на резинку. Резинка надевается на ногу. В результате ударник получает возможность не только управляться с инструментами руками, но и в нужный момент отбивать такт ногой. А еще такие тарелочки на резинках можно надеть на ноги петрушкам или скоморохам, чтобы каждое их движение сопровождалось звоном.

 

Рейтинг@Mail.ru