Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2006

ШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Овладение письмом — один из самых сложных, даже мучительных аспектов обучения ребенка в первом классе.
Можно ли облегчить этот процесс? Играют ли здесь роль сроки начала обучения?
Ответ на эти вопросы, как водится, дается с двух противоположных позиций.
Согласно одной, с обучением письму ни в коем случае нельзя торопиться. Оно может начинаться исключительно в школьном возрасте и должно быть длительным, растянутым во времени. Для обучения письму у ребенка должны созреть рука, воля и мотивы к работе. Этой позиции придерживаются многие отечественные психологи, в том числе Людмила Обухова, Нина Гуткина, Елена Смирнова, Елена Кравцова. Эта позиция уже на протяжении ста лет реализуется в вальдорфских школах.
Сторонники другой точки зрения соглашаются с оппонентами в том, что процесс обучения письму должен быть растянутым. Но начинать его, по их мнению, нужно как можно раньше — с трех лет. Тогда учить письму можно будет в игре, между делом. Там, где обучение ведется вне жестких временных рамок, без необходимости к данному сроку достигнуть определенного результата, без оценки результатов согласно заданным стандартам, оно происходит естественно и без проблем. Эту точку зрения в свое время отстаивали педагоги Борис и Елена Никитины. Этот принцип лежит в основе раннего обучения детей по методике В.Зайцева. Обучение дошкольников письму в индивидуальном режиме реализуется в рамках системы Марии Монтессори.
Однако официальная педагогика выбирает «средний» путь: письму обучают не очень маленьких детей, но и не достаточно зрелых; обучение происходит в рамках фиксированного урочного времени. С точки зрения первоклашки, каждое отдельное занятие является слишком длинным, с точки зрения учителей, совокупное время занятий слишком коротко. А учат детей так называемому «скоростному безотрывному письму».

В допетровские времена навыками письма владела очень незначительная часть населения России. В основном — священнослужители, монахи, в обязанности которых входило переписывать священные книги и вести летописи. Писать учились долго: каллиграфия была достаточно сложной, а методика обучения сводилась к копированию букв и текстов. Красоте письма уделяли огромное внимание: письмо служило не только для передачи содержания, но и декоративным целям оформления книги.
Но грамотность, умение писать требовалась также в делах торговли и управления. С наступлением петровской эпохи, вместе с развитием промышленности и торговли, с возникновением новых амбиций государства резко возросла потребность в грамотных людях, которые должны были не просто писать, но писать быстро. Это привело к реформе письменности — к сокращению количества букв в алфавите и к упрощению их графического образа.
Следующая крупная реформа письменности была проведена после революции, в рамках борьбы за ликвидацию неграмотности и с учетом необходимости обучить письму огромное количество людей. Для этого тоже потребовалось упрощение письма.
Последнее изменение каллиграфического образа букв произошло уже на наших глазах, когда буквенные образцы, представленные в прописях Е.Н. Соколовой, были заменены на образцы так называемого «безотрывного и безнажимного письма», осуществляемого шариковой ручкой. По мнению разработчиков безотрывной каллиграфии, такой способ позволял значительно увеличить скорость движения ручки по бумаге. Требования к скорости диктовались, по мнению реформаторов, научно-технической революцией, под знаком которой мы жили в 70—80-е годы. Шариковая ручка — непачкающаяся и не нуждающаяся в заправке чернилами — была одним из ее подарков новому поколению людей.

Подчиняясь требованиям времени, учителя стали обучать детей писать безотрывно шариковой ручкой — в ущерб каллиграфической красоте и, по-видимому, грамотности. Конечно, нельзя с уверенностью утверждать, что грамотность учащихся пострадала от изменения образа букв и, возможно, от увеличения внимания к скорости письма. Тому есть только «косвенные улики». Но снижение уровня грамотности у детей семидесятых по сравнению с детьми шестидесятых является общеизвестным фактом и совпадает по времени с переходом на новую каллиграфию.
Через некоторое время после введения новой системы обучения письму стали раздаваться голоса ученых, выступавших резко против безотрывного письма. Директор Института физиологии детей и подростков Марьяна Безруких, опираясь на результаты проведенных под ее руководством исследований, утверждала: безотрывное письмо является физиологически нецелесообразным для детей и может способствовать развитию у них асфиксии. Категорически противопоказано, по мнению Безруких, безотрывное письмо леворуким детям. Леворукий ребенок должен «самостоятельно выбирать для себя тот вариант письма — связанного или несвязанного, — который в большей мере соответствует его способностям и возможностям».

Согласно исследованиям Владимира Базарнова, безотрывное письмо шариковой ручкой заставляет детей работать в «режиме пролонгированной мышечно-тонической напряженности, угнетающей и разрушающей ритмическую основу непроизвольной моторики». Даже уже научившись писать, при автоматизации письма шариковой ручкой, дети продолжают «напрягать мышцы, сжиматься и склоняться над тетрадью»: это результат формирования и закрепощения чрезвычайно устойчивого мышечно-напряженного «письменного» стереотипа. Для снижения напряжения во время письма ребенку необходимы чередования нажимов (усилий) и расслаблений (отрывов). Тогда у него постепенно вырабатывается моторный автоматизм навыка, приспособленный к его индивидуальным биоритмам. Ритмическое нажимно-отрывное письмо перьевой ручкой оказывает меньшее повреждающее воздействие на развитие функциональных систем организма (по параметрам остроты зрения, уровню функциональных возможностей ЦНС, сердечно-сосудистой системы, состоянию осанки и т.д.).

Итак, в погоне за скоростью письма мы расплачиваемся довольно дорого — здоровьем детей. Нелепость ситуации заключается еще и в том, что появление компьютеров и тенденция к повсеместной компьютеризации переводит скоростное письмо в разряд исключительно школьных навыков, которые не будут востребованы за пределами школы. Конечно, сегодня как никогда требуется писать быстро. Но эта задача решается не за счет скорости движения ручки по бумаге, а за счет скорости движения пальцев по клавиатуре. Вступительные экзамены — последняя социальная ситуация, когда молодому человеку требуется писать рукой. В дальнейшем все самостоятельные работы — от реферата до диплома (и тем более — кандидатской) он будет оформлять на компьютере.

Означает ли это, что обучение малышей работе на клавиатуре десятью пальцами в ближайшем будущем окажется более актуальным, чем обучение работе в прописях? Не перейдет ли в недалеком будущем обучение прописям в разряд художественных дисциплин — таких, как изобразительное искусство? Правда, тогда учителям придется отказаться от каллиграфических образцов безотрывного письма: есть более красивые варианты.
Но все это — возможные перспективы. Первоклассников 2006, 2007, 2008 годов школа вряд ли встретит качественными изменениями в программах.
А значит, перед педагогами-дошкольниками все так же будут стоять вопросы: учить или не учить писать? Если учить, то как?

Во-первых, о больших перспективах нужно все-таки помнить. Залог успешного будущего нынешнего малыша — не в скорости письма. Это всего лишь учебный навык.
Во-вторых, нужно знать о вреде шариковой ручки. Если и предлагать малышам какой-то материал для работы, пусть это будет восковой мелок (требующий движений от локтя) или карандаш.
В-третьих, полезно усвоить, что лучшим способом подготовки руки к письму являются рисование и лепка, вышивание и плетение, игры в ручной мяч, а не бесконечные упражнения в прописях. Об этом надо постоянно твердить родителям и сдерживать их «просветительский» пыл. В своем желании мучить ребенка перед школой они готовы переплюнуть самого строгого учителя начальной школы.
В-четвертых, имеет смысл беседовать с учителями о необходимости обучения именно безотрывному письму, задавать вопросы, делиться информацией. Возможно, они готовы попробовать другие варианты. В порядке эксперимента.

Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

 

Рейтинг@Mail.ru