Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2006

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Ярмарка «космических» идей

День космонавтики может наполнить жизнь детей в детском саду новыми интересными событиями – встречами с инопланетянами, выдумыванием и созданием моделей существовавших и невиданных аппаратов для работы в космосе и звездолетов, рисованием космических пейзажей, демонстрацией инопланетной моды, отгадыванием загадок, ребусов, кроссвордов.
Вот некоторые идеи, которые наши читатели могут использовать в своей работе.

— Смотрите! Вот он! Идет, идет! ИНОПЛАНЕТЯНИН!

Они стоят у окна уже целых десять минут. Они так долго ждали этой минуты!

Две недели назад мы пришли в группу и обнаружили послание. Необычный по цвету и форме конверт лежал прямо в центре ковра. Его вскрыли и извлекли на свет лист бумаги с черточками, точками и цифрами. Все сразу догадались: это шифр! Когда точки соединили в последовательности, подсказанной цифрами, проступили очертания какой-то невиданной машины. Тогда было высказано предположение, что это звездолет. А самые большие цифры в послании могут означать дату прилета. Неужели у нас будут инопланетные гости? А вдруг они не умеют говорить на нашем языке? Мы разработали план контакта — на случай, если наши опасения подтвердятся. Мы предположили, что инопланетянам легче будет научиться разбирать не устную речь, а знаки, изображения букв. Поэтому две недели мы готовили вывески со словами, обозначающими окружающие нас предметы. Теперь таблички со словами лежали аккуратной стопочкой, ожидая урочного часа. В буквальном смысле — урочного. Но знать об этом полагалось только мне.

Двадцать носов прилипли к стеклу. На всех затылках волосы от возбуждения встали торчком и очень напоминают антенны на макушке Пришельца. Теперь его видят все: темная невысокая фигурка отделилась от леса и, прихрамывая, направилась по дорожке в сторону детского сада. Над головой покачиваются металлические усики. Поэтому дети и догадались, что это наш гость. Интересно, почему он прихрамывает. Эту деталь художественного образа мы не обговаривали. Видимо, существует внутренняя необходимость изменить походку — как часть имиджа. На всякий случай придумываю версию: про земное притяжение и про неожиданные чувства, возникающие от соприкосновения иноземных подошв с землей.

— На человека похож!

Ну, уж извините (это я про себя)! На большее мы пока не способны. Кроме того, в свете задач, которые нам предстоит решать, необходим контакт именно с человекоподобным существом. Разумным, конечно. Вслух я говорю:

— Многие ученые полагали, что разумные обитатели Вселенной должны быть похожи на людей. Их главное отличие — умение общаться с помощью речи. Нам очень важно в этом убедиться.

Слушают внимательно, но затылками. Наконец инопланетянин исчезает из поля зрения. Теперь все взгляды устремлены на дверь. И вот оно:

— Тук-тук-тук — пииии!

— А-а-а! Пришел!

Коллективный вздох. Глаза приобрели овальную форму. И снова восхищенное, полушепотом:

— Инопланетянин!

Фото с дефиле «Время собирать мусор» в детском саду «Калинка», г. Новый Уренгой

Пришелец появляется во всем блеске инопланетной цивилизации. В своем нормальном человеческом воплощении он — студент-физик. Поэтому везде, где только можно, у него блестит и мигает. На локтях и коленках — кнопки звонков. Нажмешь — звонит. Самая удачная находка — какое-то приспособление на голове в виде полоски, по которой время от времени пробегает красная линия. Судя по всему, она наглядно демонстрирует процесс мышления инопланетянина. Дети в восторге. Я тоже: надо же такое придумать!

Они уже осмелели, обошли кругом, потрогали и где только можно нажали.

— А ты будешь с нами обедать?

— Хочешь посмотреть игрушки?

— А у меня день рождения. Мне машину подарили.

В ответ — ни слова. Инопланетянин вращает глазами. Красная линия пробегает по лбу все чаще. Он подносит руку к губам и к сердцу. Он вопросительно смотрит на детей.

— Мне кажется, — я решаю, что пора приступить к основному событию встречи, — он хочет с вами познакомиться.

— Я Илюша!

— А я Егор!

— Меня Маша зовут!

Опять вращение глазами, рука прижимается к губам и к сердцу.

— Он нас не понимает! (Как и было задумано.) Возможно, ему нужно как-то настроиться на нашу речь. Давайте попробуем тот способ, который мы обсуждали в качестве одного из возможных.

Все бросаются к шкафчикам. Там спрятаны заранее заготовленные таблички с именами: бейджи величиной в ширину плечиков. Плакатики на твердых картонках, картонки за ленточку надеваются на шею.

Снова окружают пришельца. На минуту устанавливается тишина, как перед началом торжества. Я подталкиваю самого смелого:

— Давай, Егор!

Егор ведет пальцем по буквам и медленно, членораздельно произносит:

— Е-гор!

Затем ударяет себя ладонью по груди и выкрикивает громко и отрывисто:

— Егор!

Инопланетянин чуть наклоняется. Он рассматривает бейдж со всей возможной инопланетной внимательностью, время от времени переводя взгляд на Егора. Красная линия вибрирует с невероятной скоростью. Лампочки вспыхивают. Наконец, инопланетянин выпрямляется, подпрыгивает и нажимает кнопку звонка.

— Е-г-г-о-р, — произносит он, картавя. О звуковых дефектах мы не договаривались. Видимо, мое внимание становится несколько напряженным.

— Е-гор, — произносит инопланетянин значительно чище. Наконец, выкрикивает триумфально:

— Егор! — и тычет пальцем Егору в грудь.

— Егор! — с восторгом вторит Егор.

Остальных уже съедает нетерпение. Инопланетянин начинает круг почета: Маша, Стасик, Жора, Таня…

В конце «обхода» он победоносно ударяет себя в грудь:

— Виру!

Звенит звонок, мигают лампочки. Виру указывает пальцем на стол:

— Ммм?

— Это стол!

Инопланетянин качает головой и тычет пальцем в бейджи. Кто-то догадывается:

— Тащите вывески!

Вывески рассыпают на полу, из общей пачки извлекается табличка с надписью «стол». Виру смотрит на табличку:

— Стол.

Я подкладываю слово «это».

— Это стол! — радостно воспроизводит пришелец, демонстрируя образец культурного взаимопонимания.

— Это? Это? Это?

Суета вокруг табличек продолжается. Их отыскивают и предъявляют в порядке запроса. Время от времени память подводит Виру, и он называет стол стулом, а потолок полом. Дети хохочут. Виру в недоумении.

Я предупреждаю, что нужно быть осторожными. Виру хочет научиться говорить на нашем языке, а мы своим смехом можем его обидеть. Лучше прикрепить вывески к предметам, чтобы инопланетянин лучше запомнил слова. Все бросаются развешивать вывески. Не забыты даже половая тряпка и унитаз: а что? Попробуй — обойдись без этих слов!

Виру обучается со страстным усердием неофита и проявляет недюжинные способности. Через десять минут он уже способен свободно изъясняться на одном из самых прекрасных земных языков. Теперь наступает его черед учить. Мы усаживаемся на ковре плотным кружком.

— Как там у вас, в космосе? — спрашиваем мы.

— Космос прекрасен и бесконечен, миллионы звезд сияют во Вселенной. Кто знает, сколько это — миллион? — В речи пришельца неожиданно пробиваются интонации будущего учителя физики. Но это почему-то никого не удивляет. Это всем нравится. Нравится спрашивать о метеоритах, астероидах и кометах, о безвоздушном пространстве и невесомости. А еще — далеко ли та планета, откуда Виру явился на Землю. Как там живут, что едят, ходят ли там дети в детские сады.

На все вопросы Виру отвечает подробно и обстоятельно. Вопросы о том, что едят и во что играют на чужой планете, доставляют ему огромное удовольствие. Он импровизирует с упоением.

Вдруг один из звонков на костюме пришельца начинает отчаянно верещать. Виру морщит лоб: это сигнал с корабля. Ему пора назад. Он считает свое задание выполненным. Но это было больше, чем задание. Он не просто научился говорить по-русски: теперь на планете Земля у него появились друзья: Таня, Маша, Жора, Егор… Пришелец перечисляет всех присутствующих. Он просит подарить ему на память таблички с именами. Правда, они очень большие…

— Да мы для тебя сейчас маленькие нарисуем! — тут же выступают с инициативой мои сообразительные дети. Это только и требовалось.

Все устраиваются за столами. Карточки заготовлены заранее, как в юмористической истории: «А у нас тут в кустах — пианино!» Кто-то, покончив с именем, рисует стол и делает подпись. Кому-то захотелось отправить на другую планету кактус: недавно научился рисовать и растение, и слово. Инициатива бьет ключом. Кто-то с завидной требовательностью к себе просит меня проверить, правильно ли написано слово. Виру с одобрения детей еще раз читает подарочные карточки. Почему-то длинные слова он воспроизводит с легкостью, а при чтении коротких постоянно «спотыкается»: детям приходится ему помогать.

Наконец подарки уложены в красивую коробочку. С одной стороны приклеено изображение земного шара, с другой — наша общая фотография. Я понимаю, что коробочка — тоже импровизация. Кого-то из родителей, оказавшихся «здесь и теперь» и с удивительной легкостью поддавшегося на игровую провокацию…

Хотя — почему игровую? Все было очень серьезно. Две недели назад мы получили послание — о том, что к нам, возможно, прибудут гости. Что в этом невероятного?

Взрослые годами рыщут в поисках снежного человека и летающих тарелок. То, что нам повезло больше, просто счастливый случай.

И, скажем прямо, очень подходящий случай для обучения грамоте. Как и положено малышам, методом целых слов.

Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru