Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2006

ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ

Кухня московских конкурсов

Профессиональный конкурс как форма трансляции педагогических идей

Москва — огромный мегаполис. Для читателей «Дошкольного образования» говорящей может оказаться такая цифра: в Москве 1820 дошкольных образовательных учреждений. Столица разделена на десять административных округов. Каждый округ и территориально, и по общему количеству жителей, и по числу проживающих в нем детей равен среднему российскому городу — со своими особенностями, со своей образовательной спецификой. В каждом округе идет своя педагогическая жизнь — насыщенная, наполненная событиями. Но о том, что происходит на юге, не всегда знают на севере. Для того чтобы образовательное пространство дошкольной педагогики в Москве было единым, Управление дошкольного и общего образования Департамента образования Москвы совместно с кафедрой педагогики и методики образования Московского института открытого образования проводят совещания и конференции, педагоги детских садов дают открытые занятия. Но самой живой и привлекающей всеобщее внимание формой обмена опытом является профессиональный конкурс.

Конкурсу сопутствует некий азарт, настроение захватывающего состязания. Организаторы стараются, чтобы в ходе конкурса всегда присутствовала некая интрига. К примеру, финальные состязания могут проходить в три этапа. За первый этап участники получают баллы в конвертах. Они могут сразу же с ними познакомиться — еще до начала второго этапа, но, как правило, этого не делают: чтобы не потерять «боевой дух». После второго этапа баллы тоже сообщаются. А вот результаты третьего этапа держатся в секрете до итоговой церемонии награждения. Эти цифры оглашаются уже со сцены, непосредственно перед вручением призов. Педагогам это интересно. Конечно, конкурс в первую очередь призван демонстрировать профессиональное мастерство участников. А еще он открывает возможности для профессионального общения, оживляемого за счет игровых ситуаций. Будучи удачным способом организации педагогического общения, конкурс — это еще и самая эффективная форма трансляция новых педагогических достижений.

Ежегодно Москва открывает педагогический сезон осенней конференцией по дошкольному воспитанию. Каждая такая конференция начинается с мастер-классов финалистов конкурсов. Чем такие мастер-классы отличаются от обычных плановых открытых занятий? Каждый финалист обычно особенно преуспевает в какой-то области дошкольного образования, разрабатывает какую-то свою тему. Заявленные темы сообщаются в округа и оттуда в детский сад, где работает «мастер», делегируют двух-трех представителей, интересующихся данной темой. Количество участников мастер-класса ограничено: если десять округов присылают по три делегата, вместе они составляют тридцать человек. Это не мало: детский сад не резиновый, да и дети реагируют на слишком большое количество зрителей неадекватно. Но присутствием представителей на занятии общение с мастером не ограничивается. По окончании мастер отвечает на вопросы присутствующих, знакомит с основными положениями своей методики, обучает некоторым приемам. Так что участвовавшие в мастер-классе не только на что-то посмотрели и что-то услышали, но и чему-то научились. Они смогут рассказать об этом в своем детском саду, смогут использовать вновь приобретенные умения в собственной работе.

Увеличить количество участников конкурса —
одна из важных задач организаторов

Конкурсы мобилизуют педагогов, заставляют их творчески напрягаться, придумывать и заново осмысливать свою деятельность. Иными словами, конкурс оказывается хорошим стимулом повышать качество работы. Поэтому в Москве стремятся к тому, чтобы конкурсное движение включало как можно больше участников.

Эта задача решается разными путями.

Во-первых, за счет поэтапного проведения конкурса. Положение о предполагаемом городском конкурсе рассылается в округа, с ним знакомятся руководители всех дошкольных учреждений.

Дальше, в назначенные сроки, каждое учреждение проводит внутрисадовский конкурс. По итогам конкурса учреждение решает, обладает ли оно потенциалом для выхода на следующий этап — окружной. Формы проведения конкурсов в округах и на городском уровне согласованы и по срокам, и по существующим номинациям, и по критериям. Победители окружных конкурсов становятся финалистами городского конкурса.

Таким образом, причастными к конкурсу оказывается достаточно большое число педагогов.

Особо следует сказать о критериях. Критерии конкурса отрабатываются в открытом обсуждении с практиками. Творческие группы методистов в округах разрабатывают и предлагают свои варианты. С учетом их разработок методистами кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО под руководством К.Ю. Белой формулируются критерии оценки участников городского конкурса.

Но выработка способов оценки профессионализма в любом случае дело непростое. Каждый год в список критериев вносятся коррективы. Критерии включены в положение о конкурсе. Все потенциальные участники имеют возможность ознакомиться с этими критериями заранее и решить для себя, насколько, согласно выдвигаемым требованиям, они конкурентоспособны. Участники знают, каким образом и на каких основаниях их будут оценивать. Это очень важно для создания атмосферы прозрачности судейства на конкурсе, для снижения риска возможных обвинений в пристрастности.

Другой путь повышения массовости участников конкурса — увеличение количества самих конкурсов. Москва проводит целых три профессиональных конкурса дошкольного образования: «Первые шаги», «Воспитатель года» и «Детский сад года».

Конкурс «Первые шаги»

Конкурс «Первые шаги» был организован в тот период, когда резко возрос спрос родителей на группы для совсем маленьких детей, не достигших трех лет. Такие группы были переполнены. А педагоги не очень хотели там работать. Не умели, не понимали, что от них требуется, да и неинтересно им было. Старые кадры в период сокращения ясельных групп ушли. Новым взяться было неоткуда. Тогда, чтобы поднять престиж работы педагогов яслей, придумали «Первые шаги». В процессе конкурса предполагалось отработать модель воспитания детей раннего возраста.

Участники конкурса состязались в пяти номинациях: «Лучший воспитатель», «Заботливая няня», «Лучшая группа для детей раннего возраста», «Лучший детский сад» (сад, где несколько групп для малышей) и «Авторские технологии в работе с детьми раннего возраста». По итогам этого конкурса кафедра МИОО выпустила уже три книги. Они пользуются спросом. Значит, свою пропагандистскую задачу организаторы конкурса выполнили.

Конкурс «Воспитатель года»

Конкурс «Воспитатель года» проводится в рамках другого большого городского конкурса — «Московские мастера», под патронатом не только Департамента образования Москвы и профсоюза образования, но и мэрии столицы.

Поначалу московские воспитатели состязались в одном конкурсе с учителями. Для них была создана специальная номинация — «От двух до пяти».

Но все чувствовали: ситуация, в которой воспитатели состязаются с учителями, не совсем правильная. Это не означает, что педагоги-дошкольники в принципе не могут конкурировать с педагогами школы. Победителем самого первого московского конкурса «Учитель года» был не физик и не математик. Победительницей стала музыкальный руководитель детского сада. Это случилось один-единственный раз. Потом дошкольников как-то все время оттесняли от ведущих мест — не в силу их недостаточного профессионализма, а в силу «политических установок». Существует устойчивое представление о том, что образование должен представлять школьный учитель, желательно учитель старших классов и мужчина. Когда организаторы, представляющие дошкольников, почувствовали, что в конкурсе «Учитель года» присутствует «политическая составляющая», то решили, что им для своих воспитателей надо искать другие возможности. Когда по инициативе мэра Москвы Юрия Лужкова был организован конкурс «Московские мастера» для представителей профессий бюджетной сферы, дошкольники нашли для себя новую конкурсную «крышу».

Воспитатели, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре состязаются в этом конкурсе между собой. Логопеды и дефектологи участвуют в отдельном конкурсе — «Сердце отдаю детям». Это дочерний конкурс московского конкурса «Учитель года». Другой дочерний конкурс «Учителя года» проводится для психологов образовательных учреждений — и школьных, и дошкольных.

Так что на самом деле конкурсов даже больше, чем три. Поэтому и возможностей для участия в них больше, чем где бы то ни было.

Конкурс «Детский сад года»

Конкурс «Детский сад года» для Москвы совершенно новый.

В 2005 году его провели впервые. Инициаторами выступили практики. Они сказали: «Конкурс “Воспитатель года” — это, конечно, хорошо. Но ведь конкурс может продвигать не только специалиста-профессионала, но и идеи. У нас есть детские сады, в которых работают сплоченные коллективы, команды единомышленников, многие годы разрабатывавшие и внедрявшие образовательные программы и технологии. Мы бы хотели, чтобы деятельность таких команд тоже получила общественное признание».

Идея конкурса нашла поддержку в Департаменте образования Москвы и на кафедре дошкольного образования МИОО. Но положение, которое разработали организаторы, создало существенное отличие конкурса «Детский сад года» от подобных конкурсов, проводимых в других регионах. По предложению К.Ю. Белой, детские сады могли состязаться между собой подобно тому, как боксеры состязаются друг с другом в своих весовых категориях. То есть в одной номинации должны были соревноваться только детские сады общеразвивающего вида.
В другой — детские сады комбинированного вида и детские сады компенсирующего вида, а в третьей, отдельной номинации — центры образования.

«Заведующая учреждением, — объясняет Ксения Юрьевна, — не всегда вольна выбирать вид учреждения, которым она хотела бы заведовать. Предположим, управленцы проектируют наличие в округе ста детских садов общеразвивающего вида, три детских сада для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, восемь детских садов с коррекционным направлением. Заведующей предлагают руководить учреждением для детей с особенностями в развитии. Это значит, ее детский сад никогда не сможет стать центром образования — в силу своей специфики. Но это не значит, что он будет недостаточно хорошим. Он может быть даже очень хорошим. Но для оценки его работы нужны специальные критерии. То же самое относится к детским садам общеразвивающего типа. В отличие от коррекционных детских садов, детским садам общеразвивающего типа есть куда двигаться, и теоретически они могут стремиться стать центрами. При условии, что их амбиции будут иметь под собой подходящую материальную базу — в виде достаточно просторного помещения, бассейна, музыкальных и физкультурных залов и т.п. Если в детском саду нет бассейна и хотя бы двух залов, ему трудно будет получить статус центра. Почему? Просто в силу отсутствия нужных площадей. Но это не означает, что в нем ведется недостаточно качественная педагогическая работа.

Что касается центров, Москва отстаивает свое понимание смысла этого понятия. Центр — не просто хороший детский сад. Центр — это учреждение, где, во-первых, представлены все возможные направления работы, во-вторых, там ведется работа с населением микрорайона, самая разная — от организации групп кратковременного пребывания до проведения дворовых праздников и раздачи подарков ветеранам войны. То есть Центр — это действительно центр психолого-педагогического просвещения микрорайона. И поэтому в нашем большом городе на 1820 детских садов всего 52 центра развития ребенка».

Так что в 2005 году московский конкурс «Детский сад года» стартовал сразу по трем номинациям. В номинациях «Детский сад общеразвивающего вида» и «Детский сад для особой категории детей» выявили по два победителя, а в номинации, где состязались центры, одного: в этой номинации меньше всего конкурентов.

Призы, подарки, пропаганда

В создании призового фонда конкурсов участвуют Департамент образования, Профсоюз работников образования и науки и спонсоры. Главную лепту в призовой конкурс «Воспитатель года» вносит Правительство Москвы. Суммы вручаемых наград меняются год от года. В этом году воспитатели, занявшие первое, второе и третье места в конкурсе «Московские мастера», получили премии в размере, соответственно, 100, 60 и 40 тысяч рублей. 100 тысяч — как раз та сумма, которую, согласно Национальному проекту по образованию, должны будут получать лучшие учителя России.

Кроме того, лучшие педагоги и лучшие руководители дошкольных учреждений, участвовавших в конкурсе, получают гранты Правительства Москвы.

В качестве спонсоров конкурса охотно выступают те фирмы-производители, которые заинтересованы в конкурсной трибуне как в дополнительной рекламе.

К сожалению, центральные СМИ не особенно интересуются событиями, происходящими в дошкольном мире. «Вот если бы кто-нибудь повесился на крыльце детского сада или какое-нибудь учреждение сгорело до тла, это общественность могло бы взволновать», — прокомментировал ситуацию журналист одной весьма крупной газеты. Что же касается каких-то «лучших воспитателей», это все такие мелочи!

Правда, неожиданный резонанс вызвало объявление о конкурсе «Первые шаги» и о номинации «Лучшая няня», размещенное организаторами московских конкурсов в Интернете. В оргкомитет стали звонить взволнованные мамы. Им требовалось узнать, где работает эта самая лучшая няня, чтобы на будущий год отдать под ее опеку малыша.
К сожалению, такой интерес нечем поддержать и невозможно удовлетворить: в силу наличия очередей на место в детском саду.

Но это другая проблема.

По материалам беседы с Ксенией БЕЛОЙ,
заведующей кафедрой педагогики и методики
дошкольного образования
Московского института открытого образования

 

Рейтинг@Mail.ru