Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2006

ШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Продолжение. Начало см. в № 3, 4, 5, 6/2006

Пополним «предшкольный» багаж

Знакомьтесь: наш Герой!

Дети шести лет — особый «народ». Для того чтобы они успешно обучались, им нужна игровая мотивация. Традиционные «сухие» упражнения по отработке навыков здесь не годятся.
Мы знакомим читателей с игровыми приемами, предлагаемыми Еленой БЕРЕЖКОВСКОЙ и Александрой САПОЖНИКОВОЙ — сотрудниками лаборатории психопедагогики Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.

Рисунок Василисы СоловьевойШестилеткам, как и детям более младшего возраста, необходим сказочный герой, который присутствует в их жизни, участвует в занятиях. Это может быть гномик, домовенок, лесовичок, леший, заблудившийся инопланетянин. Он должен нести тайну, волшебство, маленькое чудо.
Однако, независимо от того, какой именно герой будет выбран педагогом, интерес к нему может постепенно угаснуть. Этого нельзя допустить: активная жизнь персонажа должна длиться не менее года. За это время с его помощью, заботясь о нем и общаясь с ним, дети должны многому научиться.
Как можно избежать привыкания к герою и его превращения в формальный атрибут процесса учебы в классе? Вот несколько советов.

1. Герою нужно придумать необычное имя. Оно должно отражать характер героя. Такое имя может больше и не встретиться детям в их жизни — например: Каля, Каляня, Шушуня, Буська.

2. Этот герой не должен быть пассивным тунеядцем, который все время что-то требует или просит — чтобы ему написали письмо, придумали для него что-нибудь интересное, построили дом, сделали мебель и т.д. Он сам должен наравне с детьми во всем этом участвовать, а иногда может и опередить их. Пусть он первый напишет письмо какому-нибудь конкретному ребенку, пусть пришлет детям смешные загадки, пусть сделает пару рулонов обоев для своего дома или, посмотрев на план своей квартиры, придуманный детьми, сделает свой, который будет чем-нибудь отличаться. Эта работа сказочного героя, в тайне от детей выполняемая педагогом, поможет избежать затягивания некоторых важных учебных дел, ускорить их, когда это желательно. В то же время сказочный герой не должен превращаться в этакого «проверялу», вечного критика и оценщика детской работы. Его собственная работа не должна быть безупречной, эталонной. Надо, чтобы дети иногда не соглашались с этим персонажем, спорили с ним, переубеждали его, исправляли его ошибки.

3. Внешность героя должна быть необычной. Неинтересно верить в существо, точь-в-точь похожее на то, которое есть у тебя, или твоего друга, или ты видел в ближайшем ларьке с игрушками. Поэтому лучше, если педагог сам сделает этого героя. Форма тела и материал большого значения не имеют, однако важно сделать глаза живыми и выразительными. Их можно расположить поближе друг к другу, четко прорисовать зрачки, чтобы было видно, куда смотрит кукла. Лучше, если герой будет маленьким и сумеет поместиться в ладошку. К тому же небольшой размер поможет герою легко прятаться в классе и наблюдать за детьми из укромного уголка, оставаясь до поры незаметным для них.
Туловище можно сделать из заячьего хвостика, из кусочка искусственного или натурального меха. Набить его можно ватой, лоскутками или крупой. Тогда оно будет более «убедительным» на ощупь. Конечности делаются из проволоки, обмотанной ниткой или тесьмой. Но прежде, чем обматывать проволоку, надо точно найти место рук и ног относительно туловища. Ступни и ладони могут быть картонные, обтянутые тканью и плотно прикрепленные к проволоке. Детали личика — из ткани, плотной бумаги, картона, приклеенных клеем ПВА. Герой не обязательно должен иметь все части тела и лица — например, он может не иметь рук, носа или рта. Отсутствие рта может обозначать стеснительность героя; отсутствие рук — боязливость и неуверенность.

4. Чудо, тайна, волшебство быстро исчезнут, если мы в любой момент можем увидеть героя, взять его в руки, потрогать, поиграть. Поэтому особенно в первое время нельзя давать детям героя в руки и самому брать его в руки при детях. Пусть герой появляется и исчезает каждый день в разных местах класса. Сегодня — выглядывает из-за цветка в горшке, завтра — из-под карниза с портьерой, послезавтра — из-за картины на стене. Заметить его смогут не все, а только тот, кто в него уже поверит и высматривает специально.
В конце занятия педагог может шепнуть кому-то из детей на ухо, куда надо посмотреть — тихо-тихо, чтобы не спугнуть. Как только дети после занятия выйдут из комнаты, героя надо сразу перепрятать в другое место. Счастливчики, видевшие его, проболтаются и наверняка вернутся с друзьями и подружками посмотреть еще раз. А его уже нет: спрятался, убежал. Скоро все дети начнут каждый день исподтишка искать глазами героя в классе. Пускай он появляется где-нибудь в недоступном для детей месте: «Смотрите-смотрите, а в ручки не дамся». Только к концу какого-нибудь важного этапа жизни герой может спуститься и даться детям в руки. К этому моменту у детей по отношению к нему уже выработается терпение, сформируется бережное отношение. Те, кто верят, что он живой, «взаправдашний», уже не разочаруются и в руки его возьмут тихонько, бережно, а кто не верил в него — уже и не поверит.

5. Наверняка возникнет вопрос: «А он живой?» Как ответить, не обманывая? Можно рассказать такую историю.
«Когда-то все люди верили, что любой предмет имеет душу, живет своей жизнью. Люди разговаривали с Солнцем и Водой, Землей и Домами, Деревьями и Игрушками. Но постепенно, в суете и заботах, многие забыли о тихой жизни вокруг нас. Забыли и не верят в эту жизнь. А значит — не видят этой жизни, не разговаривают с Солнцем, Землей, Водой. Разучились даже понимать Деревья и Дома... Живут своей жизнью, серой и скучной. Только дети, пока они маленькие, знают и помнят о жизни вокруг. Пока они это помнят и в это верят — все: Солнце, и Деревья, и Игрушки — живут для них и радуются вместе с ними, разговаривают с ними. Это лучшие друзья и помощники детей. Потом дети подрастают, у них появляется все больше дел и забот, и они становятся такими же глухими и забывчивыми, как взрослые. И Солнце для них становится просто солнцем, Вода — просто водой, а верные, любимые, ласковые Игрушки — обычным плюшевым, пластмассовым или резиновым хламом. И все-таки, если человек точно знает, уверен, что все вокруг живое, то и для него все станет жить своей настоящей жизнью — и Солнце, и Вода, и Дома, и Деревья, и Игрушки...
Так что только ты сам можешь сказать, живой он для тебя или нет».

6. Герой должен быть близок детям. Он такой же, как они: пишет с ошибками и печатными буквами, использует такие же словечки, как они, обижается и радуется по мелочам. Все это должно отражаться в его письмах. Кроме того, он не забывает поздравить того, у кого сегодня день рождения, и у него самого может случиться день рождения. Он вежливый, всегда говорит спасибо, даже за очень маленькое дело, которое сделано для него с душой. Он может болеть гриппом, уезжать на каникулы к бабушке и привозить от нее гостинцы: варенье, шишки, целую кучу интересных старых журналов или газет. Мало ли какие подарочки дает ему бабушка! Он всегда делится этими подарками с детьми. Иногда он делает глупости и даже мелкие пакости, но не со зла, а по простодушию и недоразумению.

7. Если учитель сам любит этого героя и с удовольствием играет в него, то и дети полюбят. А иначе и браться не стоит.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru