Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2006

МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА

Маленькие колокольчики,

или Музыка для первоклассника

Инструмент, который играет сам

По будням о начале и конце урока школьникам возвещает электрический звонок. Но в особенных ситуациях — первого сентября или в день последнего звонка — на его место заступает колокольчик, музыкальный инструмент с особенными свойствами. Чтобы он заиграл, его достаточно встряхнуть.

Колокольчики (или бубенцы, бубенчики) появились в глубокой древности. Их звоном сопровождались языческие обряды. Их использовали скоморохи. Ими украшали колпак Дурака или Петрушки:

 

Тили-тили-бом, идет Петрушка.
Тили-тили-бом, колпак на нем.
Тили-тили-бом, звенит погремушка,
Тили-тили-бом, бубенчиков трезвон.

 

 

Ездоков старой России обязательно сопровождала музыка колокольчика, подвешенного под дугой лошадиной упряжи. Утверждают, будто звуки колокольчика помогали лошадям бежать дружно, подчиняясь единому ритму. Еще звон колокольчика служил аккомпанементом для песен ямщика (возницы) — веселых и грустных.

Считалось, что особый, нежный звон колокольчиков сопровождает появление ангелов.

По названию этих замечательных музыкальных инструментов получили свое название цветы — за венчик, по форме напоминающий колокольчик.

В народе верили, что цветы колокольчики, как и музыкальные колокольцы, обладают способностью издавать тихий звон.

Если цветы колокольчики получили свое название за сходство с музыкальными инструментами, церковные колокола, согласно легенде, ведут свое происхождение от цветов.

Рассказывают, будто гулял по лесу один благочестивый епископ по имени Паулиний, предаваясь молитвам и размышлениям о Боге. На закате лучи солнца залили все вокруг золотым светом. Священник пришел в восторг и умиление. Опустившись на колени, он стал молить Господа, чтобы тот послал ему какое-нибудь знамение. Тут ему почудилось, будто слышит он едва различимый, но мелодичный и приятный звон. Этот звон издавали лесные колокольчики, качающиеся на полянке под легким ветерком. Епископ преисполнился ликованием и, вернувшись домой, повелел отлить из меди гигантский цветок колокольчика. Его укрепили под крышей собора. Так появился первый церковный колокол, созывающий людей на церковную службу.

Иными словами, колокольчик, окруженный таким количеством легенд и сказок, да к тому же доступный для детей инструмент, вполне достоин стать символом праздника для будущих первоклассников.

По традиции маленькими колокольчиками в день последнего звонка украшают свои костюмы выпускники школы. Но и перед началом школьной жизни можно получить в подарок колокольчик — пусть маленький, но не декоративный, умеющий по-настоящему звенеть.

Вручить колокольчики будущим школьникам может любой сказочный гость праздника — фея, старик-лесовик, Добрый Медведь, стайка перелетных птиц, обрадованных встречей с детьми после долгого зимнего отсутствия.

Для начала гость выясняет, не обижают ли дети птиц, зверей, кусты и деревья, загадывает им загадки о природных явлениях. Узнав, что дети умеют себя вести (этому они научились в детском саду) и теперь собираются поступать в школу, гость праздника решает сделать будущим первоклассникам подарок.

Он хлопает в ладоши (или хлопает лапами), и на сцене «расцветают» волшебные цветы — колокольчики. Цветы танцуют, а после их танца на сцене остаются настоящие колокольчики. Их передают выпускникам детского сада.

«Колокольные» игры

Будущий первоклассник, как и другие школьники, очень скоро должен будет жить от звонка до звонка. Умеет ли он слушаться колокольчика? Это можно выяснить с помощью игр.

Танцы с колокольчиком

У каждого ребенка в руках колокольчик. Пока звучит музыка, дети врассыпную бегают с колокольчиками по залу и звенят. Как только музыка заканчивается, дети застывают. Колокольчик в их руках не должен звенеть. Если у кого-то дрогнет рука и колокольчик звякнет, он выбывает из игры.

Но можно играть просто «для красоты» — без выбывания.

Жмурки с колокольчиком

Вариант первый

Все становятся в круг. В центре круга два-три играющих и жмурка. У всех активных игроков завязаны глаза. У жмурки колокольчик. Жмурка ловит других «слепцов». Те узнают о его приближении по звону колокольчика. Чтобы игра была напряженной и безопасной, внешний круг не должен быть очень большим. А стоящие в кругу должны хранить абсолютную тишину — чтобы был слышен звон колокольчика.

Вариант второй

Жмурок может быть несколько, а убегать от жмурок будет только один игрок — с колокольчиком. Внешний круг, как и в первом варианте, не должен быть очень большим.

Вариант третий. Встреча

В этом варианте находящиеся в центре должны не избегать друг друга, а, напротив, искать встречи: подойти друг к другу и обняться. Оказывается, это тоже может быть сложной задачей.

У двух водящих завязаны глаза. Их раскручивают и ставят далеко друг от друга. Внешний круг должен быть очень большим. Ища встречи, играющие с закрытыми глазами, как правило, двигаются осторожно. Но, чтобы играть было интересней, они должны двигаться на широком пространстве.

Колокольчик может быть у одного из игроков с завязанными глазами или у обоих.

Можно усложнить игру, выпустив в круг две пары играющих, колокольчики которых различаются «по голосам». Нужно ориентироваться на звук парного колокольчика. Это хорошее упражнение для развития слуха.

Инструменты можно варьировать. Например, один колокольчик должен отыскать бубен, а другой — свистульку. И т.п.

Заколдованный бубен

Это очень хорошее упражнение на управление собой и своими импульсами. Главное условие — играющие могут двигаться только под звон колокольчиков бубна. Пока колокольчики звенят, можно двигаться. Как только звон обрывается, играющие должны застыть на месте.

Ведущий (взрослый) берет бубен и произносит «заклинание»:

Вы подвластны лишь одним
Колокольчикам моим.

Детям нужно преодолеть дистанцию из одного конца зала (группы) до другого. Как правило, они хотят это сделать как можно быстрее. Почему — неизвестно. Видимо, в силу инерции движения. Прерывание звона требует остановки и сдерживания импульса к движению.

Продолжительность звона бубенчиков должна быть неравномерной: длительные периоды должны сменяться совсем короткими. В этой смене периодов, в невозможности поймать ритм и есть очарование игры.

Можно придать остроту игре, если обозначить цель передвижения. Например, в конце «колокольной» дистанции детей ждут конфетки или фрукты, которые очень хочется побыстрее схватить.

Такой способ передвижения можно использовать и во время занятий с пяти-шестилетками, для разрядки напряжения, в качестве игровой динамической паузы.

Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru