Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2006

ДЕТСКИЙ САД КАК ДОМ

Ниша покоя

Как «одомашнить» пространство детского сада

Группа детского сада — пространство коллективной жизни. Здесь ребенок обречен на коллективное существование, независимо от своего настроения и насущных переживаний. В доперестроечные времена оформители помещений и организаторы детской жизни подчеркивали это всеми доступными советскому быту средствами: одинаковостью столов, стульев, одеял, фартучков и причесок, полустроевым образом жизни малышей и утомительным сидением на стульчиках в ожидании товарища, доедающего кашу.

Мягкие игрушки на кроватках малышей детского сада № 9 «Чайка» г. Шахты

Мягкие игрушки на кроватках малышей детского сада № 9 «Чайка» г. Шахты

В середине девяностых все изменилось. В фокусе педагогических интересов оказался отдельно взятый ребенок, интересный сам по себе, а не только как частица слаженно действующей группы. Новые педагогические веяния стали проявляться и в дизайне помещений. Воспитатели впервые с момента появления первых советских садов стали говорить: «Хотим, чтобы в садике было, как дома!». Однако «одомашнивание» групп оказалось не таким простым делом, как представлялось. Кроме приятных глазу внешних красот, оно должно содержать элементы индивидуализации, рассчитанной на каждого конкретного ребенка. А это не так просто, когда детей около двадцати человек, а то и больше.

Уголок уединения, призванный решать благородную задачу создания ниши покоя, может удовлетворить потребности городского методиста, но не двух десятков детей. И чем он красивее, чем крупнее, чем более важное место в игровом уголке занимает, тем бесполезнее его наличие. Вот не было бы в группе детей, все было бы в порядке: взрослые могли бы любоваться на создание рук своих без всяких помех.

Если верить психологам, уголок уединения должен больше всего напоминать норку. Там должно быть полутемно, тесно и мягко. Это место для фантазий, а не для развернутых ролевых игр: отлежался, отсиделся, успокоился — можно вылезать и снова включаться в общую суету.

Наличие невысоких легких передвижных ширм и разноцветных драпировок разной величины, используемых, например, в вальдорфских детских садах, гораздо больше соответствует решению задачи индивидуализации пространства, чем стационарный уголок уединения. С помощью ширмочек и стульев ребенок сам выгораживает себе пространство требуемой площади. А используемые при этом ткани, их цвет, плотность и фактура отражают его эмоциональное состояние.

«Секретницы» на дверцах шкафчика в детском саду № 9 «Чайка» г. Шахты

«Секретницы» на дверцах шкафчика в детском саду № 9 «Чайка» г. Шахты

Кроме места для игры, индивидуальных «меток» требует и остальное пространство группы — от спальни до раздевалки. Шкафчики у всех одинаковые, но значки на шкафчиках — разные. Не просто разные — обращенные лично к ребенку. А на внутренней дверце шкафчиков — «секретницы». Здесь малыш может хранить свои «драгоценности». Конечно, «секретницы» требуют некоторой ревизии со стороны взрослых. При наличии скоропортящихся сокровищ в виде половины недоеденного яблока или конфеты без фантика там просто могут завестись тараканы. Но вмешательство взрослых должно быть тактичным. Кстати, недоеденные сладости, как правило, быстро теряют свою ценность в глазах ребенка, и он соглашается с ними расстаться. Лучше заранее оговорить правило: не хранить в шкафчиках съестное. Но не следует упускать из виду, что правило может быть и нарушено, если лакомство в данный момент вдруг попадает в разряд «особо ценных вещей» ребенка. Ругать за это малыша ни в коем случае нельзя, иначе теряет смысл само наличие «секретницы», «где я могу хранить то, что хочу». Только мягко объяснять и по истечении допустимого времени ликвидировать нежелательные «поступления». Перед ревизией взрослый — даже воспитатель, даже в детском саду, даже зная, что он прав — должен обязательно спросить у ребенка разрешение на свои действия. Лучше обследовать «секретницу» вместе с ее хозяином, чтобы у ребенка не возникало чувства, будто его обокрали.

Иными словами, наличие «секретниц» — дело благородное, но хлопотное. Если, однако, вы решили в это играть, надо быть последовательными и серьезно относиться как к ребенку, так и к собственным действиям.

Это альбомы детей в одной из групп детского сада «Тополек» г. Шахты. Каждый украшен нарядным вензелем с первой буквой имени ребенка. Создание красивого вензеля — забота родителей ребенка. В альбом вложены фотографии домашних, друзей, любимых существ. Двадцать вензелей-букв — одна из первых наглядных азбук, с которой сталкивается малыш.

В некоторых детских садах на специальных доступных детям полках хранятся альбомы с семейными фотографиями или с коллекциями по интересам. При желании дети могут забрать их домой, чтобы подклеить новые материалы — картинки или фотографии, а потом приносят пополненный альбом, чтобы показать приятелям. Это важно, чтобы в группе присутствовала вещь, обладающая «двойным гражданством»: она уместна и дома, и в садике. В этом смысле она отражает положение самого ребенка — гражданина двух разных «государств» — семьи и детского сада.

Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Флайлинк». Компания «Флайлинк» предоставляет полный спектр профессиональных услуг на рынке системной интеграции. Воспользовавшись предложением компании «Флайлинк», Вы сможете по выгодной цене заказать монтаж систем видеонаблюдения и их интеграцией с другими охранными комплексами. Большой опыт успешной работы, доверие и признание клиентов и высокая квалификация специалистов компании обеспечат выполнение работ соответствующих самым строгим стандартам качества и надежности. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами и перечнем завершенных проектов можно на официальном сайте компании «Флайлинк», который располагается по адресу www.flylink.ru

 

Рейтинг@Mail.ru