Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2006

ШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Продолжение. Начало см. в № 3, 4, 5, 6, 8/2006

Пополним «предшкольный» багаж

Строим дом, дом большой

Дети шести лет — особый «народ». Для того чтобы они успешно обучались, им нужна игровая мотивация. Традиционные «сухие» упражнения по отработке навыков здесь не годятся.
Мы знакомим читателей с игровыми приемами, предлагаемыми Еленой БЕРЕЖКОВСКОЙ и Александрой САПОЖНИКОВОЙ — сотрудниками лаборатории психопедагогики Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.

Строительство домиков для сказочных персонажей, «заглядывающих» к детям на занятия, — замечательный повод и мастерить, и считать.

Дети в отведенное для школьных занятий время реально строят домик из картона и бумаги. Для этого придумывают и чертят план, решают, какой высоты будут стены, где двери, окна, балконы, как устроить крышу. Воплощение замысла связано с многочисленными измерениями, переносом размеров на чистый лист, вычерчиваниями прямоугольников по заданным размерам, разделениями отрезков с помощью линейки на несколько равных частей, откладыванием на прямой нескольких отрезков заданной длины и т.д. Кроме того, дом отделывают снаружи и внутри — делают обои и подсчитывают, сколько кусков заданной ширины понадобится на ту или другую комнату с учетом окон и дверей, настилают паркет или линолеум, который может изготовляться кусками определенных размеров, а может и досточками, кладут плитку — по плиточке, создавая узоры, как из мозаики, изготовляют определенное количество черепичек, в зависимости от размеров каждой из них и крыши. Сколько надо черепичек размером 1x1 см для крыши из двух скатов, каждый из которых имеет размер 25x15 см? Эта задача, определенно нелегкая для первой четверти первого класса, решается практически и осмысляется теоретически.

Дом требует и разрисовки обоев, полов, изготовления мебели и предметов обихода, постельного и столового белья, посуды, картин, ковров и т.д. Вокруг дома могут вырасти сад и огород, забор, клумбы, качели. Все это — не только увлекательный материал для индивидуальной и микрогрупповой работы, но и прекрасная тренировка мелкой моторики рук, подготовка к овладению рукописным письмом.

Во время строительства дома на уроках детям не нужно много заниматься примерами и задачами. Их занятия могут быть «несерьезны» — это эстафеты, графические диктанты, работа с ритмикой стихов, игры в слова и буквы, включающие порядковый и количественный счет. Но оказывается, что практика измерений и конструирования по размерам, с обязательностью, подразумевающая обратную связь — не так измерил — не так вычертил и вырезал — не подошло, криво получилось — очень эффективное средство обучения начальной математике. Все дети — и сильные, и послабее — овладевают натуральным рядом чисел в пределах, заданных строительством, прочно, действенно, умея свободно им оперировать. Некоторые группы шестилеток могут даже выходить на конструирование частичной таблицы умножения (счет по 2, по 3, по 5, по 10) в пределах 30—40. Во всяком случае, для детей наглядно выступает сам принцип умножения и его отличие от сложения.

Числовой ряд «прощупывается» детьми, возникают некоторые элементы систематизации математических представлений.

Строительство дома обязательно нужно довести до конца, а потом устроить новоселье. На праздник зовут гостей, пьют чай с пирогами, дают концерт. Но у самих строителей и их педагога, кроме видимого всем итога, должен получиться и другой. На занятии дети, глядя на готовый, красивый дом, достанут все свои бумажки с записями измерений, расчетами, планами и составят свое собственное пособие, в котором запечатлеется весь ход стройки. Это изобретенное ими самими, выращенное в их реальной деятельности пособие — таблица сложения.

Не простая табличка, как в школьном учебнике. В ней действительно содержится для каждого ребенка весь ход стройки. Строители легко вспомнят, что 2+2+2+2 (см) — это обои на стене в гостиной, 5+7 (см) — длина коридорчика и прихожей вместе и т.д. Все эти числа и их взаимоотношения будут для них живыми, говорящими, а табличка — своей, собственной. Каждый ребенок сделает такую табличку для себя, непременно сам (при необходимости взрослый ему поможет). Таблички должны быть красивыми, ответы можно выделить цветными фломастерами, каждый пример обвести отличающейся от других рамкой.

Такими табличками можно пользоваться на уроках как шпаргалкой при решении задач. Это не просто списывание, а оживление в памяти реальной ситуации практического действия, запечатленного в табличке в виде математической или словесной записи.

Как только таблички запомнятся полностью, дети перестанут в них заглядывать.

На примере строительства домика со всеми сопутствующими этому делами можно видеть, как работает непосредственная, совсем не школьная, детская деятельность на обучение конкретным школьным знаниям и умениям и как постепенно, по мере реализации и наполнения опытом, эта деятельность приближается собственно к учебной — но еще не становится ею.

Деятельность по измерению, вычерчиванию, конструированию отдельных предметов или деталей в основном индивидуальная и партнерская. А вот планирование, выбор варианта, который будет реализоваться, собирание дома, новоселье, работа по изготовлению таблички — коллективно-распределенная с элементами фронтальной.

Строительство дома может рассматриваться в качестве «погружения» по отношению ко всему процессу введения в математику. Действительно, здесь происходит погружение в практику измерения, вычислений, конструирования в осмысленном, непосредственно интересующем детей контексте. Наработанный в течение этого периода опыт, впечатления, конкретные умения приобретают в дальнейшей работе осознанный, систематизированный характер. Пройдя период «собственно овладения» — изготовления пособий-табличек и пользования ими как шпаргалкой, опорой, — дети начинают использовать таблички как средство, как инструмент в творческой деятельности, задавая, таким образом, ее новый, более высокий уровень.

 

Рейтинг@Mail.ru