Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2006

МНЕНИЕ

Оставьте педагогам одну хорошую программу!

Сегодня в дошкольных учреждениях России используется целый спектр разнообразных программ воспитания и обучения дошкольников.

В разных регионах подходы к программному обеспечению ДОУ различны: в одном городе разные детские сады работают по разным программам («Радуга», «Истоки», «Детство» и т.п.), в другом городе используется одна-две программы, где-то одну программу используют в качестве основной, но при этом используют элементы других программ.

Конечно, для каждого авторского коллектива наиболее значимой и совершенной является именно своя программа.

Но использование элементов разных программ очень настораживает.

Недавно я побывала в одном детском саду и с ужасом узнала, что в подготовительной группе одновременно используются элементы пяти программ! Причем различных по своему содержанию и своим подходам к образованию ребенка: региональная программа «Северячок», программа «Детство», программа «Наш дом — природа», Программа воспитания и обучения в детском саду, программа «Радуга». Как бы не убеждали меня педагоги-практики в целесообразности такого смешения, я никогда не соглашусь с тем, что такой симбиоз может помочь дать детям достойное образование.

По моему мнению, это методически безграмотно. Разные программы предусматривают разные подходы к тому или иному вопросу. Например, обучение детей грамоте по программе «Истоки» (Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца), а математике — по программе «Детство» (РГГУ им. Герцена г. Санкт-Петербурга) не может считаться целесообразным и не приведет к тем результатам, которых ожидают авторы. Ведь обучение грамоте в программе «Истоки» основано на работе с таблицей «Аквариум» (автор — Е.Е. Шулешко) и предполагает одновременное обучение и грамоте, и математике (математизация словесной работы на занятии по обучению дошкольников грамоте). Значит, знакомство детей с математическим материалом программы «Детство» будет лишним дублированием. Кроме того, в программе «Истоки» отсутствует подробное описание занятий. Авторы программы считают разработку конкретных занятий делом практиков, пространством их собственного творчества. В программе «Детство», напротив, к разделу по обучению дошкольников математике приложены подробные конспекты занятий, где определены четкие ориентиры для действий педагога и детей.

Конечно, воспитателям гораздо удобнее, если в их распоряжении имеются конспекты занятий: ведь в этом случае подготовка к самому занятию занимает гораздо меньше времени. В календарном плане можно написать: «Математика. Книга «……», стр…..», а план самого занятия не писать. Но удобно ли это детям? Учитывает ли в этом случае воспитатель индивидуальные особенности детей? Ведь конспект, как правило, рассчитан на среднего ребенка, без учета конкретного места и времени.

Конечно, педагоги дошкольных учреждений загружены написанием различных бумаг, часто не нужных ни детям, ни педагогам. Я проработала в дошкольном образовании двадцать три года, но мне и по сей день непонятно, как воспитатель 16 марта может написать календарный план на 25 марта и вписать туда индивидуальную и словарную работу с Машей и Сашей, которые, возможно, в этот день в детский сад и не придут. Но это разговор на другую тему.

Сейчас же речь идет о принципах в использовании методического обеспечения для детских садов. Возможно, многие дошкольные работники со мной не согласятся, но я за то, чтобы в дошкольном образовании России была одна государственная программа, в которую бы каждые два-три года вносились коррективы. Для практиков это было бы более удобно, а для детей — тем более!

Назову лишь две причины.

Первая причина касается педагогов. Работая в ДОУ, где используется та или иная программа, педагог изучает литературу, ищет свои подходы к ее реализации, получает определенные результаты в обучении и воспитании детей именно по этой программе. Но завтра он переезжает в город или в другой район, просто переходит в другой детский сад, а там работают по другой программе… От него снова требуется изучать литературу, заново отрабатывать подходы в обучении детей. Целесообразно ли это? А если другую программу он не может принять душой? Вот и начинается составление «компота»: основа — от одной программы, а элементы — от другой.

Другая причина касается детей. Дошкольник посещает детский сад, работающий по определенной программе, усваивает некоторый объем знаний и предъявляемые к нему педагогические требования. Но в подготовительной группе неожиданно оказывается в другом детском саду. В результате в голове у ребенка получается полная каша из полученных в двух ДОУ знаний. А ведь с этой кашей он придет в школу!

Когда-то много веков назад Плутарх сказал: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими и умными — это в нашей власти». Будем об этом помнить!

Ольга ПАСТЮК,
кандидат педагогических наук, г. Магадан

Примечание:

Редакция не всегда разделяет мнение своих авторов — даже самых уважаемых. На наш взгляд, видовое разнообразие и разнообразие программно-методического обеспечения детских садов явилось одним из главных достижений дошкольного образования предшествующего десятилетия. Это многообразие оставляло за педагогическими коллективами и даже за отдельными педагогами право выбора. А выбор — необходимое условие творческой деятельности, определения меры собственной ответственности в педагогике и основа для самоуважения. Отстаивание единственно верного пути, единственно верной истины никогда и ни в каких сферах не приносило обществу добра. Максимальную пользу (чаще всего материальную) от этого получали лишь те счастливчики, которые оказывались законодателями «истины». Поэтому лучше обречь воспитателя, переехавшего в другой город, на «изнурительный» труд по прочтению двух лишних книжек, чем вернуться к ситуации наличия Одной Единственно Верной Программы, пусть даже она написана очень хорошими, известными и грамотными людьми.

 

Рейтинг@Mail.ru