Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №12/2006

УЧИСЬ ИГРАЯ

Игры на влажном песке

Игры с использованием песка представляют собой отличный вариант дачных развлечений с обучающим эффектом. Лучше всего играть в эти игры небольшими командами — по 3–5 человек.
В некоторые игры можно играть не только летом, но и зимой. Тогда песок заменяется снегом. А рисовать можно не только на песке, но и на ровной земляной поверхности. Но песок, безусловно, придает игровым заданиям особую прелесть.

Фото с конкурса «Мы гуляем на участке» детского сада № 16 «Березка», г. Добрянка Пермской области

Фото с конкурса «Мы гуляем на участке» детского сада № 16 «Березка», г. Добрянка Пермской области

Наполни ведерко

Команды выстраиваются на старте рядом с песочницей или песочной горкой. У первого игрока команды совочек. На финише установлено ведерко.
По сигналу судьи игрок набирает в совок песочек, бежит к финишу и высыпает песок из совочка в ведро. Затем возвращается к своей команде и передает совок следующему игроку. Играют до тех пор, пока чья-нибудь команда не наполнит ведро полностью. После этого песок высыпают в песочницу и по желанию повторяют эстафету.
Сложность игры зависит от размеров наполняемой тары, расстояния от старта до ведерка и формы совка.

 Песочный телеграф

Это очень ласковая игра. Она доставляет детям тактильное удовольствие.
А кроме этого, обучает еще и очень сложному действию — переводу тактильных ощущений в знаки.
 Дети выстраиваются в колонну в затылок друг другу.
Взрослый, ведущий игры, «рисует» пальцем на спине последнего ребенка геометрическую фигуру — прямую линию, угол, окружность, прямоугольник, треугольник и др. Тот, кто получил «сообщение», должен передать его следующему игроку точно таким же способом — нарисовать фигуру пальцем на спине соседа. Последний получатель сообщения воспроизводит форму палочкой на песке (или на ровной земле). После этого он становится в конец колонны, и игра повторяется.
 Можно разбить детей на две команды. Тогда взрослый посылает «сообщение» то одной, то другой команде и следит, чтобы телеграммы были переданы без ошибок. В этом случае игра приобретает элементы соревновательности.
Когда дети освоят «чтение» и «передачу по телеграфу» информации о фигурах, можно перейти к рисованию цифр и букв. При этом необязательно, чтобы дети уже знали все буквы. Достаточно, чтобы они умели повторить за взрослым движения. Потом, когда знак появится на песке или на земле, ведущий может сообщить название буквы.
Самым сложным вариантом является вариант, когда в результате передачи знаков должно появиться целое слово из трех-четырех букв: мама, папа, лук, сук, кот, сом, рот, корм и т.п.

 Вензеля из камушков

По ранее выдавленным в песке бороздкам камушками выкладывается крупная буква.
Выкладывание можно превратить в захватывающее командное состязание. Достаточно предложить командам численностью в два-три человека придумать себе название («Водяные» и «Русалки», «Караси» и «Щуки», «Катер» и «Шлюпка» и т.п.), определить первую букву слова и выложить ее на песке в качестве эмблемы. Возможны два варианта: «Кто быстрее?» и «Кто красивее?».
Выкладывание вензеля на скорость сводится к поиску подходящих камушков. От участников требуется некоторая координация действий, но в общем-то все сводится к удачливости в поиске. Красота — дело другое. Здесь в процесс включается вдохновение. Камушки могут быть разбавлены веточками и цветочками, буквы могут обрамляться песчаными и каменными рамками.
От вензелей, состоящих из одной буквы, авторы песочно-каменных миниатюр могут перейти к выкладыванию коротеньких слов.

Следопыты

Эта игра связана с распознаванием отпечатков на влажном песке. Дети воспринимают ее как визуальные загадки. На самом деле в большинстве вариантов заложена необходимость распознавать проекции объемных предметов на плоскость. Это хорошее упражнение для развития пространственного воображения.

Вариант первый. Угадай руку

Взрослый (или другой ребенок) закрывает глаза. Кто-то из играющих детей оставляет на песке отпечаток ладошки. Водящий отгадывает, какой рукой ребенок сделал свой отпечаток.
Затем дети закрывают глаза, а отпечаток ладони оставляет взрослый. Когда большинство детей научатся распознавать следы правой и левой руки, отпечатки можно усложнить. След может оставлять кулачок, прижатый к песку в разных положениях: плашмя, тыльной стороной руки, боком, только средними фалангами пальцев.
На следующем этапе можно перейти к отпечаткам только подушечек пальцев. На песке должны отпечататься все пять подушечек, но позы кисти можно варьировать — от расправленной до собранной шалашиком.
Можно играть, разбившись на команды по два–четыре человека. Правильный ответ приносит команде очко. Ошибка лишает очка и увеличивает количество баллов у противника.

Вариант второй. Угадай предмет

Принцип игры тот же самый. Но для нанесения отпечатков используются предметы. Это могут быть деревянные кубики из конструктора (у пластмассовых, как правило, сглажены углы и ребра) и различные емкости (ведро, стакан). Можно использовать для игры и бытовые предметы, которые обычно оказываются под рукой на пикнике: одноразовые стаканчики, спичечный коробок, пробки от пластиковых бутылок, вилка, ложка, самая маленькая из имеющихся одноразовых тарелочек. Если дети научатся играть с этими предметами, они при необходимости во время семейного отдыха смогут включить в игру взрослых.

В самом первом и несложном варианте от детей требуется угадать, какой предмет оставил след на песке. Например, прямоугольник — это след коробка. А окружность — след стаканчика. Причем коробок в качестве отпечатков может оставлять три различных прямоугольных следа. А стаканчик — окружности двух диаметров.

Можно с помощью следов загадать последовательность, в которой ребенок должен расставить имеющиеся предметы: сначала нужно поставить стаканчик, за ним выложить пробку, третьим по счету будет коробок, четвертая — шишка и т.п.

Еще одно хорошее упражнение — сравнение ряда предметов и ряда следов. Дети закрывают глаза, ведущий (взрослый) в некоторой последовательности наносит отпечатки предметов на песке, а потом расставляет сами предметы, несколько изменив порядок их расположения по сравнению с отпечатками. Ребенок должен обнаружить несоответствие и исправить ошибку в ряде предметов.

Существует разная степень сложности в опознавании следов от предметов. Донышко стаканчика и бочок коробка угадать достаточно легко. Сложнее догадаться, что прямой штрих на песке оставлен ребром тарелки, а пять маленьких дырочек — следы «работы» вилки. Но в постепенно усложняющихся загадках и содержится прелесть игры.

Обучая детей игре, нужно использовать два-три предмета. По мере совершенствования следопытов в разгадывании следов-проекций количество предметов можно увеличить до пяти–семи. Большее количество использовать нецелесообразно. Внимание детей размывается, и интерес к игре падает.

Лучше в ходе игры варьировать наборы предметов. Их можно «обогатить» за счет камушков, шишек, выразительных палочек.

Играя с бытовыми предметами, не уставайте напоминать детям: после игры все использованные предметы (за исключением камушков и шишек) нужно сложить в мешочек и донести до ближайшего мусорного контейнера.

Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru